Ноябрь 2024 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|
| | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | | Календарь |
|
|
| СЛАВЯНСКИЕ ПОЯСА | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Тамрико Активные пользователи
Сообщения : 12399 Дата регистрации : 2014-06-23
| Тема: СЛАВЯНСКИЕ ПОЯСА 03.08.15 11:40 | |
| СЛАВЯНСКИЕ ПОЯСА
Сегодня речь пойдет о поясах и о том, какое место они занимали в жизни наших предков. В наше время многие воспринимают пояса и ремни исключительно как аксессуары. Носят их из сугубо утилитарных соображений, а также в качестве декоративных элементов. И, несмотря на то, что все знакомы со значениями слов «распоясаться» и «паясничать», мало кто догадывается, какие изначальные функции были возложены на пояс древними славянами и какое он имел для них значение. Между тем, с глубокой древности на Руси пояс был обязательным компонентом как мужской, так и женской одежды. Вплоть до начала XX века он занимал значительное место в духовной и хозяйственной сферах жизни славян. Получая пояс в младенчестве, человек носил его на протяжении всей своей жизни, снимая лишь в редких случаях, например, для проведения какого-либо ритуала. Показываться на людях неподпоясанным считалось верхом неприличия. Например, по ряду версий, драма, закончившаяся тем, что Иван Грозный убил своего сына, началась с того, что жена царевича попалась на глаза самодержцу распоясанной и простоволосой (с непокрытой головой). Не только у славян, но и у многих других народов пояс с глубокой древности считался сильным оберегом. Начнем с того, что пояс в надетом виде образовывал вокруг человека круг, который издавна во многих культурах считался очень мощным символом. Славяне называли круг Коло, и все слова с корнем коло-хоро-коро (коловрат, хоровод, корогод, корона) были связаны с оберегающим значением окружности, которая олицетворяла собой cолнце, а также движение: Земли и других планет вокруг Солнца, течение жизни, постоянное перерождение, бесконечность бытия. Великим Коло часто называли круг Богов-покровителей. Поэтому считалось, что все то, что образует вокруг человека окружность, несет в себе благо и защищает. Мужчины и женщины оборачивали пояса вокруг стана не менее двух раз, что превращало опоясывающий круг в спираль, которая была еще одним важным символом. Изображение спирали считается одним из самых древних знаков на земле. Наши предки также считали ее сильным оберегом, потому что она символизировала собой вихревую энергию, создавшую нашу Вселенную. Разного рода энергетические спирали присутствуют как в природе, так и в нашей жизни повсеместно. Так, все мы знаем, что мужская и женская одежда запахивается на разные стороны. Это связано с течением энергии, опоясывающей наше тело — у мужчин и женщин энергетические вихри тела закручиваются в разные стороны. Вообще, символы закручивания и вращения (например, вращающееся колесо), по мнению наших предков, содержали в себе много света и счастья. Но вернемся к поясам. Все пояса, кроме ременных (так назывались кожаные ремни, которые входили в воинское снаряжение), делались из нитей: были пояса витые, плетеные, шитые, тканые и браные — тканые с особым перебиранием нитей. Сами нити, как и весь процесс прядения, несли в себе особый сакральный смысл. Во многих культурах, в том числе и неславянских, непряденный материал является прообразом хаоса, а прядение из него символизирует начало творения мира. Так, человек из неструктурированного «ничто» (бесформенной шерсти или льна) через кручение творит упорядоченное «нечто» (бесконечную пряденую нить), чтобы потом из него соткать или сплести «что-то». В древности в разных культурах считалось, что за прядением нитей приглядывают различные боги или духи. Так, в славянской традиции в качестве прядущих духов выступали «Рожаницы» — божества, содействующие родам, покровительствующие младенцам и управляющие человеческой судьбой. Вообще, весь процесс прядения у наших предков был строго регламентирован — важно было и время прядения, и место, и сам технологический процесс. Существовал целый ряд запретов и особенностей, которые должны были знать и исполнять все, кто садился за прялку. Из нитей, спряденных по всем правилам и в определенном настрое, плели, крутили или ткали пояс, часто украшая его защитными орнаментами — различными благоприятными символами. Считалось, что такой пояс, замкнутый в кольцо и завязанный узлом, представляет собой энергетически сложную и мистическую вещь, способную защитить человека, помочь ему в делах, привнести в его жизнь радость и счастье. Именно поэтому нательные пояса, которые обычно надевались на нижнюю рубашку, носили всегда и не снимали даже в банях. Все пояса, кушаки и ремни носились на талии и так или иначе взаимодействовали с манипурой — чакрой, которая находится между пупком и солнечным сплетением. Манипура отвечает за процесс осуществления решений и наиболее развита у социально ориентированных людей. Правильная работа этой чакры дает человеку уверенность в себе, осознание собственной силы, способность отстраниться от влияния внешнего мира и одновременно самому оказывать влияние на этот мир. Считается, что именно она придает нам силы отстаивать свои убеждения и противостоять обрушивающимся на нас ударам судьбы. Именно для того, чтобы эта чакра была активна, пояс надевали на уровень талии. В наше время, когда посадка брюк сместилась с талии на бедра, пояса и ремни взаимодействуют с другой чакрой — Свадхистаной (которая отвечает за получение разного рода удовольствий) и фиксирует человека на тех энергиях, которые как раз не следует усиливать или развивать. Поэтому у славян уже сам процесс повязывания пояса настраивал человека на вазимодействие с Манипурой — опоясываясь, он был готов к деяниям и способен эти деяния осуществлять. Завязанный пояс как бы «собирает» воедино всего человека, и в таком состоянии («собранный», цельный и зафиксированный в этом настрое узлом) он готов взаимодействовать с внешним миром — воздействовать на него, менять, получать отдачу. Вообще, мы много раз слышали о том, что труд, то есть деятельность, — это основа жизни человека. Но основой он является вовсе не потому, что без труда человек не выживет в тех или иных условиях. Деятельность как таковая — это свойство нашей души. И когда душа живет в ладу с собой, с людьми и с Богом, она жаждет действия и получает от его исполнения огромное удовлетворение. Поэтому, когда человеку хочется лечь и расслабиться, и, желательно, лет так на 20... это говорит о том, что потребности души ушли на второй план. Наши предки постоянно тянулись к светлой и чистой жизни и свое отношение к жизнеопределяющим вопросам они старались передать своим детям и внукам — как раз в виде разных обычаев, обрядов и ритуалов. Поэтому неспроста сохранялась веками установленная форма одежды, неспроста детей опоясывали с младенчества — ведь человек приходит в этот мир в том числе для того, чтобы проявить себя в деятельности. У наших предков существовали также особые ритуалы, в которых пояса играли ведущую роль. Также, как и у других народов (например, восточных), у славян пояс издавна символизировал еще и дорогу. Сотворенный из непроявленного «ничто», он обозначал переход из потустороннего мира, «непроявленного» в мир реальный, «проявленный». И многие ритуалы завязывания и развязывания поясов (а также нитей и полотенец) имели глубокий сакральный смысл и как раз были связаны с открытием и закрытием границ двух вышеупомянутых миров — потустороннего и реального. Принимая младенца в мир людей, на нем повязывали пояс и закрепляли его узлом, тем самым как бы фиксируя принадлежность ребенка к этому миру. После смерти человека пояс обязательно расстегивали, чтобы душа могла свободно покинуть тело. Зарождение новой семьи тоже скреплялось поясами: подарив жениху красный пояс, девушка уже не могла отказаться от супружества с ним. А во время свадьбы молодых связывали часто и поясом, и полотенцем одновременно. С помощью пояса также устанавливалась связь между своим и чужим пространством. При переходе в другой дом хозяин буквально втягивал за пояс всех членов семьи в новое жилье. После свадьбы молодая жена при входе в дом мужа бросала свой пояс на печь. При первом выгоне скота в воротах по земле расстилали пояс и проводили через него всех животных. Поясом вязали первый сноп урожая... Одним словом, этот мистический предмет участвовал во всех человеческих делах. В последнее время интерес к народному творчеству и, соответственно, к народному костюму в нашей стране все возрастает, и сегодня у каждого есть возможность познакомиться с забытыми традициями поближе. Почти в любом городе можно найти мастериц, которые учат шить традиционную одежду, плести пояса, изготавливать кукол. И если вы чувствуете, что вам не хватает в жизни лада и гармонии, если вам хочется научиться традиционному шитью или ремеслам, не лишайте себя удовольствия с пользой провести время в компании таких же заинтересованных людей. Скажу больше: в той одежде, которую вы собственноручно сошьете, в наше время даже есть куда ходить — регулярно проводятся народные праздники, на которых очень приветствуется традиционные наряды. | |
| | | | СЛАВЯНСКИЕ ПОЯСА | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |