Шаманы-баксы до сих пор популярны у некоторых жителей Казахстана. Хотя на дворе уже XXI век
С точки зрения традиционного ислама шаманизм и общение с шаманами считается грехом. Однако некоторые современные казахи все равно обращаются за помощью к этим странным людям, которые по-тюркски зовутся «баксы», и верят, что те обладают сверхъестественными способностями. Более того, интерес к шаманизму в средней Азии и на юге России в последние годы стал возрастать – несмотря на то, что на дворе XXI век.
С древних времен до наших дней
Баксы существовали на территории современного Казахстана с древних времен. Испокон веков шаманов одновременно и боялись (считая, что они общаются с темными силами), и просили о помощи, ведь баксы могли воздействовать на человека и обладали теми способностями, которых не было у простых людей.
Баксы существовали еще до появления ислама
В древние времена баксы имели большое влияние на общество и были уважаемы правителями азиатских государств – с ними советовались как со жрецами, к ним прислушивались. С распространением ислама эти «волшебники-мудрецы» отошли на второй план, утратив свой былой авторитет, и стали в основном заниматься только гаданием и знахарством.
Постепенно ислам вытеснил язычников-баксы, но те продолжали врачевать и гадать
Шаманы практикуют свои ритуалы в Казахстане и в наши дни. Встречается подобное шаманство (баксылык) и у астраханских казахов. Сами баксы живут своим укладом и, как и их предки, продолжают верить в духов и свою избранность.
Современный казахский баксы Ховаган Тобет Кам
Немного индейцы, йоги и музыканты…
Слово «баксы» произошло, предположительно, от тюрского корня «бак» (смореть, видеть). Своим покровителем казахские шаманы считают человека по имени Коркыт (Коркут). Для них это одновременно и реальный персонаж, и мифический, но все-таки больше реальный. Считается, что он был тюрком из племени огузов, а матерью его была кипчачка. Кстати, в библиотеке Папы Римского есть труд, написанный примерно в XV-XVI веках, под названием «Книга моего деда Коркыта». В ней рассказывается о некоем старике, который был очень уважаем на Востоке: он вел благочестивый образ жизни, был мудрецом и благословлял ханов на военные походы.
Одно из изображений Коркута (Коркыта), которого считают прародителем всех шаманов-баксы
Не только у казахского народа, но и у туркменского, башкирского, азербайджанского, турецкого и почти всех представителей так называемой огузской ветви в народных преданиях встречаются упоминания о дедушке Коркыте.
Считается, что стать шаманом-баксы человек может в любом возрасте: кто-то получает этот дар по наследству, кто-то обретает его уже будучи взрослым.
Традиционная одежда баксы чем-то напоминает наряд американского индейца – например, на головном уборе его тоже присутствуют длинные перья. Впрочем, некоторые современные баксы практикуют ритуалы в национальной казахской одежде или даже в повседневной.
Певец, исполнитель этнической музыки Тюрген Кам в образе шамана
Во время ритуалов шаман использует посох, нож или плеть, а также может бить в бубен или барабан. Но самым важным атрибутом баксы считается необычный музыкальный инструмент под названием кобыз. По преданию, его создал сам Коркыт-ата. Казахи, которые обращаются к шаманам, верят, что умение играть на кобызе – это особый, редкий дар, полученный свыше. А сами звуки, которые воспроизводит этот инструмент, не иначе как волшебные: они, мол, открывают сокровенные знания, успокаивают нервную систему и даже могут излечивать от тяжелых недугов.
Баксы с кобызом. Ретро-фото
Кобыз представляет собой деревянный смычковый инструмент с двумя струнами, изготовленными из конского волоса. Звуки, им издаваемые, действительно звучат странновато и не очень походят на обычную музыку. Как правило, исполняется сложная (часто – хроматическая) мелодия и не менее сложный ритмический рисунок. Игра на кобызе, а также пение, как правило, сопровождают общение баксы с духами.
Этот древний кобыз, принадлежавший известному баксы из Жезказгана Досымбаю Итемгенулы, передается из поколения в поколение. Инструменту уже три века
Во время своих ритуалов «музыкант» может запросто встать ногами на лезвие острого кинжала, взять в рот иголку или нож либо прикоснуться к раскаленному до красна металлическому предмету – все это поражает воображение зрителей и вызывает у них еще больше доверия к «дару» баксы.
Ритуал шамана в наши дни
Столь замечательное владение своим телом и контроль над органами чувств очень напоминает трюки, исполняемые йогами. Шаманы также очень часто применяют гипноз и довольно сложные «фокусы», используя необычайную ловкость рук.
Во время ритуала шаман входит в экстаз – он может прыгать, вскрикивать и изображать различных животных либо птиц (своих духов-помощников), порой во время такого транса у него может даже пойти пена изо рта. Но при этом он всегда способен контролировать это свое состояние.
Современный шаман Адам Тенгри во время камлания (общения с духами)
Все, кто когда-либо общался с казахскими шаманами, утверждали, что в столь безумный экстаз они входят исключительно во время своих ритуалов, а в повседневной жизни пребывают в абсолютно здравом рассудке и ведут себя, как обычные люди. Возможно, странное психическое состояние во время ритуала связано с тем, что баксы очень сильно верят в своих духов и собственную избранность, полностью вживаясь в эту роль.
Современный шаман Адам Тенгри в обычной жизни
Баксы – часть казахской культуры
Во время «лечения» больного шаман может окуривать его дымом, прыскать на него разными смесями и давать пить собственноручно приготовленные настойки.
Молодая жена никак не может выносить ребенка, каждый раз беременность прерывается. Супруги пришли к шаману в надежде, что он им поможет. /Кадр из программы телеканала «Моя планета»
Все это одновременно и завораживает зрителя, и пугает, и восхищает, а у кого-то может вызвать смех или даже возмущение. Одно неоспоримо: баксы – часть древней казахской культуры, и от этого никуда не деться. А одежду шаманов и их инструменты часто можно увидеть в исторических и краеведческих музеях.
Кстати, среди современных казахов есть и те, кто относится к данному явлению не так трепетно, как когда-то предки. Например, если для поклонников шаманизма кобыз считается священным инструментом, то обычные музыканты относятся к игре на кобызе, скорее, как к уникальному и сложному опыту. Есть даже школы, где детей учат на нем играть. Например, преподаватель Мереке Хаирова поясняет, что звукоизвлечение у кобыза не менее сложное, чем у скрипки, и добиться певучего, неотрывного звука очень непросто. Музыкант, решивший освоить этот инструмент, должен иметь идеальный слух, а также уметь привнести в исполнение что-то свое, продемонстрировав красивое уникальное звучание.
Современный казахский ансамбль (домбра, кобыз)
На кобызе можно исполнять как народные произведения, так и классику, но в последнем случае при игре все равно очень четко слышится индивидуальность музыканта. Кстати, стоит этот инструмент в Казахстане довольно дорого – самый простой и дешевый обойдется (в пересчете на рубли) в 15 тысяч.
Автор: Анна Белова.