Зеркальная магия кельтов.
Зеркальная магия кельтов — это один из подразделов их магических, потусторонних интересных знаний. В виду того, что в своё время кельты были очень распространены по территории всей Европы, включая современные Белорусь и Украину, то естественно, нельзя говорить, что зеркальная магия кельтов была одна на всех. Конечно, мы постараемся учесть основные общие черты этого явления, однако нужно помнить, что каждая группа кельтов обладала своим собственным представлением об этой отрасли маги.
Предмет нашей статьи — это кельтское зеркало. Ну а, в свою очередь, кельтское зеркало — это хорошо известный предмет кельтской культуры. Обильно декорированные зеркала были обнаружены повсеместно на Британских островах, обычно в захоронениях, и датируются примерно 300 годом до нашей эры – 70 годом нашей эры. Зеркала в виде круглой полированной
металлической пластины и ручки представляют сложные объекты, изготовленные из бронзы, железа, комбинации железных компонентов и бронзы.
Издревле считалось, что с помощью зеркала можно предсказывать будущее, привлечь удачу, защищаться от таких явлений, как сглаз, порча; что его следует занавешивать при покойниках, что разбить — значит иметь большие неприятности. Очень даже может быть, что эти суеверия — отголоски древней зеркальной магии. Как минимум, кельты учитывали, что стекло легко бьётся, и делали металлические зеркала
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Шутка, конечно. В те времена о стеклянных зеркалах ещё не знали. А делали зеркала иначе.
Так, волшебное отражение кельтов создавалось при тщательной полировке серебра или бронзы. Серебро кельтским ремесленникам приходилось импортировать (или покупать у греческих торговцев), поскольку серебряные месторождения на юго-западе Англии не настолько богаты. Что касается бронзы, металлического сплава меди и олова, то в Англии достаточно оловянных рудников, поэтому импортировали только медь.
Как только бронзовый лист был готов, кельты приступали к продумыванию темы украшений и способов нанесения. Бронзовый лист мог быть размещен на твердой поверхности уже содержащей основной рисунок, для отпечатывания. Или же узор выбивался специальными приспособлениями. Наконец острыми инструментами мастер наносил сложные замысловатые рисунки иногда с использованием циркуля. Основные темы рисунков на кельтских зеркалах – натуралистические формы (триллиум), абстрактные геометрические композиции, асимметрические эскизы. Но вернёмся к зеркальной магии.
Если говорить более конкретно, зеркала в целом являются предметами, допускающими
двоякое толкование.
Зеркало точно отображает изображение — для языческого мира это уже волшебство.
Магия, волшебство, играющие существенную роль в жизни общества, не исключение и для кельтской культуры.
Кстати, здесь можно начать проводить параллель с современным обществом и современным толкованием пара-возможностей зеркала. Так, ещё в 1962 г. Б. Б.Кажинский опубликовал книгу "
Биологическая радиосвязь" о передаче мысли на расстояние. К исследованиям его подтолкнуло знакомство со знаменитым дрессировщиком В. Л. Дуровым, который не раз демонстрировал молодому ученому, как под пристальным взглядом людей животные выполняли их мысленные внушения или впадали в состояние столбняка. И что интересно: если отвести взгляд, даже чуть-чуть, от зрачков животного, оно сразу "приходит в себя". Б. Кажинский предположил, что существуют некие "
лучи зрения" — узкие пучки биоизлучений мозга. Их испускают связанные с ним палочки сетчатки глаза. То есть они играют роль своеобразных волноводов-микроантенн.
Как видите, сейчас всё намного сложнее. Но вернёмся к кельтам. Можно предположить, что кельты скорее не были обеспокоены тем физическим миром, который может существовать за пределами зеркального отражения. Они были поглощены волшебством зеркала, его способностью отражать красоту живого существа, а не способностью видеть неожиданные и неведомые проявления. Изображение, которое смотрело из зеркала, в понимании кельтов это доппельгенгер, и этот «призрачный двойник» мог предсказать судьбу человеку. Кельты очень беспокоились не только за себя, но и за своего двойника и как результат старались максимально украшать свою внешность, носили драгоценности тонкой работы.
Вот такое вот
эстетическое понимание зеркальной магии. Сегодня же зеркальная магия трактуется несколько иначе. Так, немного выше мы писали про "
лучи зрения", которые могут излучать люди. Соответственно, может возникнуть вопрос: "А что будет, если эти лучи зрения встретятся с зеркалом?" Есть вероятность, что по закону физики (угол падения равен углу отражения) эти лучи отражаются на тех, кто смотрит в зеркало. Может, прав был немецкий ученый Карл фон Райхенбах, который еще в прошлом веке утверждал: лучи, исходящие из глаз, отразившись от зеркала, могут нанести серьезный удар по здоровью тех, кто их послал? И может, не такими уж "темными" были наши предки, которые от порчи и сглаза вешали на грудь вместо кулона маленькие зеркала?
Для кельтов же зеркало давало пищу для размышлений о своей внешности, как впрочем, оно делает и в наши дни.
Для кельта зеркало было средством достижения физической красоты. В кельтском доме могло не доставать определенных необходимых предметов домашнего обихода, но зеркало, позволявшее восхищаться собой, присутствовало всегда. Поэтому, возможно, зеркало
не являлось предметом, которым могли обладать только состоятельные люди. Для справки: упомянутый выше Карл фон Райхенбах, также Рейхенбах (нем. Karl von Reichenbach; 12 февраля 1788, Штутгарт — 19 января 1869, Лейпциг, Германия) — химик, геолог, промышленник, естествоиспытатель, философ, барон. В последние годы жизни фон Райхенбах исследовал витальную энергию, названную им одической силой. Одическая сила или Од — гипотетическая витальная энергия, или жизненная сила, названная Карлом фон Райхенбахом в честь норвежского бога Одина.
Многие из обнаруженных зеркал, на которых тщательно распланировано местоположение триллиумов и кругов демонстрируют такую метаморфозу, как появление «человеческого лица», когда зеркало переворачивают, для того чтобы вывесить на стене (ручкой вверх). Зеркало как будто «наблюдает» за человеком. Такое «превращение» кельтского зеркала имело и положительное и отрицательное значение. Вроде как
допельгангер действует как "помощник" человека, но с другой стороны человек чувствует, что в его жизнь вторгается уже другое существо. Метаморфоза зеркала, как и триллиумы – кельтская особенность.
Идея тройственности, тройного деления, прочно связана с кельтской религией и кельтским мышлением. Вводя идею тройственности в художественное оформление зеркала, кельты соответственно наделяли зеркало религиозными и магическими полномочиями. На кельтских зеркалах много рисунков в виде повторяющихся и непрерывных узоров, например, кругов. Простая геометрическая форма имеет декоративную функцию и религиозное значение – жизненный непрерывный цикл:
- рождение,
- смерть,
- возрождение.
Помимо этого, гадание также играло в культурной жизни кельтов важную роль (как и в наше время). Птицы, по мнению кельтов связанные с колдовством — это распространенный мотив, включавшийся в оформление зеркала не только в качестве декоративного элемента, но и в качестве символов будущего.
Кстати, зеркала — это обязательный атрибут фэн шуй — своеобразного современника кельтов. Так что есть большая вероятность, что в зеркалах всё же что-то есть, ведь не зря и тысячи лет назад в разных концах мира, и сегодня зеркала воспринимаются как действительно магический предмет.
Таким образом, зеркальная магия кельтов — это своеобразное явление, большинство элементов которого затерялось во тьме веков.
Однако, некоторые элементы современной зеркальной магии всё-же могут быть отголосками древней кельтской магии зеркал.
Автор-компилятор статьи: Лев Александрович Дебаркадер