Духов, «прикрепленных» к человеку
называют по разному, и по-разному объясняют их происхождение. Иногда их
считают Душами Предков, иногда — Ангелами-Хранителями, иногда —
проявлениями самой души человека, его «высшим Я».
Но все
сходятся в одном — рядом с человеком существует сила, воспринимаемая как
внешняя по отношению к нему и выполняющая определённые
охранительно-наставнические функции. Несчастье может быть объяснено тем,
что дух-хранитель отвернулся, или его кто-то прогнал, или даже убил, а
удача — умелым выполнением духом своих обязанностей. Христианство
считает, что Ангел-хранитель есть не у всех. Но человеку крещеному он
обязательно дается — это рассматривается как одно из преимуществ
крещения.
Считалось, что духи не имеют конкретного пристрастного
отношения к добру или злу, а нужны чтобы помочь определить характер
человека или личности. Различали темных и светлых духов и считали их
космически необходимыми, порожденными Мировой Душой для действия на
разных планах бытия, в том числе и в земных стихиях. Сила духов
заключается в предотвращении разных страданий и несчастий, и в призыве
совершать хорошие поступки. Значимость духов не абсолютна. Влияние его
может оказаться и безрезультатным, и тогда для избрания того или иного
поведения необходимо использовать другие источники.
В ранней
греческой культуре, духами называли добрые души великих людей, живших в
древнем «золотом веке» , которые могут быть посланы для поддержки,
защиты и духовного руководства к людям на земле, избранным для
исполнения какой-то миссии.
Аккадцы также описывали
индивидуальных Духов-Хранителей (Шеду), оберегающих людей от опасностей.
Изображения Шеду подчеркивают их двойственную природу — человеческую,
рассудочную, и животную, стихийную. Крылья Шеду свидетельствуют об их
духовно-божественном происхождении.
В шаманских традициях
Духи-Хранители вообще выполняют центральную функцию. Считается, что
духи-хранители есть не только у шаманов, но и у обычных людей. Однако
источником силы шамана является именно его дух-хранитель. Его называют
также "животным силы", «духом-опекуном» или «животным-тотемом». Для его
приобретения разработан целый ритуал поиска. Обычно шаман сидит ночью на
открытом воздухе, ожидая духа-хранителя. Дух-хранитель появляется, как
правило, в виде животного, птицы, рыбы или пресмыкающегося, но может
принять и образ человека. Встреча с ним и благодетельна, и благотворна,
и, нередко, травматична, но она открывает шаману доступ к любому
могуществу. Шаман призывает духа в свое тело, и он предохраняет его от
болезней и враждебных сил из нижнего мира. Через несколько лет
духа-хранителя можно поменять, если в этом возникнет необходимость.
Духовные помощники диктуют шаману, как он должен одеваться и жить и что
он будет делать. Традиционно считается, что если человек будет
пренебрегать их инструкциями, то союз с ним сделает их несчастными и они
могут убить его.
В том случае, если человек потерял своего
духа-хранителя (при этом говорят, что он «расстроен»), для его излечения
приглашают шамана. Чтобы излечить своего пациента, шаман совершает
исцеляющее путешествие в необычную реальность, где старается найти
утраченного хранителя и вернуть его пациенту.
К.Г. Юнг писал,
что и у него был личный дух, но отношения Юнга со своим духом были не
столь радужными: «Всякий человек, если он творческий, не принадлежит
себе. Он не свободен. Он — пленник, влекомый духом. Демон творчества был
со мною неумолим и безжалостен».
Западная традиция также имеет
своё представление о Духах-охранителях. Во-первых, такие Духи считаются
Служебными, то есть не имеющими иной задачи (аналогия с
«Ангелами-Хранителями»). Связь с этим Духом отчасти зависит от воли
самого человека, хотя дух не покидает человека до самой его смерти, даже
если связь с ним прервана.
Магия считает, что Дух-Хранитель
является порождением Пути и Воли самого Мага так же, как, например,
домовой является порождением «чувства дома» его обитателей. Иными
словами, по своей природе, Дух-Хранитель является элементалью
человеческого существа, и, в то же время, как бы «оборотной» его
стороной.
Понятно, что потенциально такой Дух есть действительно
у каждого человека, однако родить его к актуальному существованию может
лишь избыток силы - либо накопленной, либо полученной иным путем.
Образ, который он принимает, естественно, зависит именно от природы
человека, от того, какую часть его существа воплощает Дух. Именно
поэтому у одних это — Ангел (он появляется у тех, кто ищет божественной
защиты и охраны), у других — то или иное животное (выражающее стихийные
стороны существа), у третьих — и вовсе человек (когда именно какие-то
человеческие качества отходят в тень).
Для Западного Мага важно
понимать, что развитие Духа, обратной стороны своего существа, имеет как
положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, это
развитие помогает актуализации определенных сил и умений, и,
соответственно, добавляет и защиты, и мудрости. Но, с другой — это
децентрализует силу Мага. Существует опасность (очень выраженная для
шаманских Путей) перенесения центра активности из личности в духа. При
этом происходит своеобразная «рокировка», и центр существа переносится
из личности в духа, и уже человек превращается в служебное по отношению к
духу существо. Именно это явление часто принимали за «продажу души
дьяволу», хотя никакой Дьявол тут ни при чём, человек продавал свою душу
своей же обратной стороне.
Развивая и укрепляя связь со своим
духом, Маг должен отчетливо понимать, что веления духа не императивны. В
отличие от отношений с истинными Служебными духами, повелевание духа
также не пройдет. Будучи задавленным, порабощенным, дух может
превратиться в затаившегося врага, мечтающего о свободе и власти над
личностью-тираном.
Поэтому в данном случае важно именно гармоническое сотрудничество, взаимное укрепление и сопутешествие.
_________________
Написать ко мне по любым вопросам вы можете на:Моя почта: [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Мой Ватсап и Телеграм: +380681961634