Техника конструктивной критики
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Критика - это любое мнение о нас, отличное от нашего мнения о себе.
Ричард КарлсонВ повседневной жизни человек на многие события, явления имеет свой взгляд, своё личное отношение, и не редки такие ситуации, когда мнение одного человека расходится с мнением другого, когда есть несогласие с решением, поведением другого человека. Например, текст написан не так, как хотелось бы, цвет неудачно подобран, воспитание детей не самое правильное, муж невнимательный, начальник глупый и другое.
Возникает потребность или необходимость в критике.
Критика (от греч. kritike - искусство разбирать, судить) - это:
1. разбор (анализ), обсуждение чего-либо с целью дать оценку;
2. отрицательное суждение о чем-либо (в науке, искусстве, общественной жизни и т. д.), указание недостатков;
3. исследование, научная проверка достоверности, подлинности чего-либо (например, критика текста, критика исторических источников).
(Большой энциклопедический словарь).
Критика, как и любое действие, может иметь разные цели:
• желание помочь что-то изменить, вовремя заметить, в чём-то стать лучше;
•
• желание задеть, вызвать негативные эмоции, больше из вредности, чем с пользой;
•
• желание подчеркнуть свою значимость за счёт принижения другого словами критики.
В зависимости от цели используемой критики она может быть конструктивной и деструктивной. Если тот, кто критикует, делает это из благих намерений, для улучшения и изменения, то подобная критика зачастую конструктивна. Если же критика имеет своей целью просто обидеть другого человека или прочувствовать личное превосходство, то критика носит деструктивный характер. Отличительной особенностью одного вида критики от другого также является воздействии на критикуемого. При конструктивной критике возникает желание действовать, что-то менять, улучшать, а при деструктивной критики хочется обороняться, защищаться и оправдываться.
В ситуациях возможной критики одни люди решают, что лучше промолчать, не разрушать отношения критикой, а другие решаются высказать своё критическое мнение. Особенно сложно использовать критику с эмоционально близкими людьми, поскольку высказывание критики часто связано с личными переживаниями - "не обидеть", "не задеть", "не испортить отношения сказанным замечанием" и т.п.
Для того чтобы не превратиться в человека, который знает дорогу, но не может водить машину, нужно научиться конструктивно критиковать. Технике конструктивной критики можно научиться, применяя осознанно необходимые шаги и отслеживая каждый этап.
Этапы конструктивной критики:
1. Определите, какую цель Вы преследуете свой критикой. Для этого ответьте на вопрос: "Для чего я хочу это сказать?"
2. Критикуйте наедине, а хвалите при людях.
3. Подберите соответствующие слова, которые бы мотивировали на изменения, отключая потребность защищаться. Будьте корректны!
4. Критикуйте факты, события, возможности, поведение, но не самого человека.
5. Критика должна быть содержательной, но не длительной. Вспоминать все ошибки и неточности другого человека не стоит.
6. Критикуйте без лишних эмоций, спокойно, беспристрастно.
7. Используйте правило "+" "-" "+". Которое заключается в том, что сначала стоит отметить какую-то сильную сторону критикуемого, положительный момент, затем высказать, что лучше изменить, что выполнено, сделано не так, и закончить положительным высказыванием, например, верой в то, что человек сможет исправить или в то, что человек сам знает, как наилучшим образом решить данный вопрос и другое.
8. Дайте человеку высказаться, проявите уважение к его мнению и готовность к диалогу.
9. Будьте искренними!
Для выражения конструктивной критики можно воспользоваться следующими техниками:
• Выражения сомнения в правильности, нужности, результативности. Например, "Полагаю, что выбранный способ наиболее затратный", "Боюсь, что…"
•
• Обращение к прошлым аналогичным случаям. Например, "у нас был аналогичный случай…", "я сталкивался с такой ситуацией".
•
• Ссылка на три причины. Например, "я не согласен… (Аргумент). Это раз. (Аргумент). Это два. (Аргумент). Это три".
•
Каждый человек может выработать свою схему конструктивной критики, главное, чтобы она таковой являлась.
Критика при умелом использовании может служить эффективным инструментом во взаимодействие с окружающими людьми!
Автор: Першукова Юлия Ивановна