Как реагировать на критику в свой адрес?!
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Хочешь избежать критики - ничего не делай, ничего не говори и будь никем.
Элберт Грин ХаббардВ предыдущей статье "Техника конструктивной критики" были раскрыты основные этапы конструктивной критики, способы критики, влияние критики на человека. Но помимо умения грамотно критиковать не менее важной способностью является способность адекватно воспринимать и принимать критику в свой адрес. Поэтому целесообразно и полезно продолжить тему конструктивной критики.
Критика может идти от самого человека себе, так называемая самокритика. В каждом человеке живёт внутренний критик, у кого-то он максимально активен, а у кого-то находится в "спящем режиме". Внутренний критик рождается в раннем детстве, когда ребёнок слышит замечания в свой адрес со стороны значимых взрослых и учится видеть собственные недочёты самостоятельно. Как говорил Конфуций: "Чем строже и безжалостнее ты осудишь себя, тем справедливее и снисходительнее будешь судить других".
Критика может поступать и от других людей. Каждый человек со своим миром, со своим видением реальности и своей системой установок и оценок. Поэтому вполне естественно, что в разных сферах жизни могут возникать расхождения мнений, точек зрения, а это часто служить поводом для непонимания и критики.
И внешняя и внутренняя критика редко вызывают приятные эмоции, чаще всего наоборот вводят в состояние обороны и защиты себя.
Возникает вопрос: как работать с самокритикой и критикой со стороны других людей, чтобы оставаться в комфортном эмоциональном состоянии, не снижать своей активности и продуктивности?
Первое, что следует сделать - это проанализировать собственное отношение к критике. Для этого полезно выполнить простое упражнение. На листе бумаги в течение 5-6 минут прописать все мысли, которые возникают по поводу критики. Посчитать сколько из записанных убеждений позитивных, а сколько негативных. Если большая часть убеждений будет носить негативный характер, то на практике сложно будет реагировать на замечания других без лишних эмоций. В данном случае рекомендуется менять своё отношение к чужому мнению, расширять свои взгляды на критику.
Критика, как и любое явление, имеет два полюса - "позитивный" и "негативный". Для того, чтобы справиться с собственными негативными установками, важно заметить плюсы критики, её пользу и значение для себя.
Вот некоторые из сильных сторон критики:1. критика - это возможность увидеть то, что собственный взгляд не замечает;
2. критика - это возможность увидеть слабые стороны проекта, идеи, решения и внести изменения;
3. критика - это возможность личностного роста через развитие умений без лишних эмоций принимать критику;
4. критика - одно из проявлений интереса к вашим результатам, к вам, к вашей жизни;
5. критикующий человек - это человек, работающий на критикуемого, на изменения и улучшения.
Надо собирать камни, которые в вас бросают. Это основание будущего пьедестала.
Гектор БерлиозКаждый человек способен отыскать дополнительные плюсы критики и научиться смотреть на неё по-другому.
Как только человек меняет свой взгляд на критику, меняется и его отношение к критике.
Вторым этапом в работе с критикой является выработка адекватной реакции на критику.
Прежде чем среагировать на слова критикующего рекомендуется уточнить, проверить правильность своего понимания сказанных слов. Например: "Правильно ли я тебя понимаю…?", "Ты имеешь в виду…?"
И когда критикующий подтвердил верность понимания его слов, можно переходить к следующему шагу - прояснение и понимание взглядов другого человека на предмет критики. Каждый человек вправе попросить обоснования высказанного мнения, суждения.
После этого перед каждым человеком стоит выбор:
• принять критику;
• принять только её часть
• пропустить мимо себя.
При этом этот выбор желательно осуществлять без лишних эмоций, поскольку в сильном эмоциональном состоянии разумное видение затуманивается и сложно заметить какое-то конструктивное, полезное зерно в словах критикующего.
Что касается враждебной или завистливой критики, то желательно не тратить на неё своё время и энергию.
Лучшая реакция на вражескую критику - улыбнуться и забыть.
Владимир Набоков.
Сложно, да и практически невозможно, соответствовать ожиданиям, мнениям всех людей.
Критика может нести пользу, если научиться её грамотно использовать!
Автор: Першукова Юлия Ивановна