Кто сейчас на форуме | Сейчас посетителей на форуме: 661, из них зарегистрированных: 2, скрытых: 0 и гостей: 659 :: 2 поисковых систем Cyanea, mj1978Больше всего посетителей ( 895) здесь было Вс Дек 22, 2019 10:19 am |
Ноябрь 2024 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|
| | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | | Календарь |
|
|
| Красная Горка, Антипасха, «Кликушное воскресенье», Фомин день | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Гость Гость
| Тема: Красная Горка, Антипасха, «Кликушное воскресенье», Фомин день Сб Апр 18, 2015 1:04 pm | |
| [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Красная Горка
(Фомино воскресенье)
Фомин день
Антипасха
«Кликушное воскресенье»
22.04-10.05 |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Красная Горка, Антипасха, «Кликушное воскресенье», Фомин день Сб Апр 18, 2015 1:04 pm | |
| Первое воскресенье после Пасхи
С 22 апреля (цветеня) по 10 мая (травеня) отмечается праздник "Красная Горка", который начинается с Лельника и заканчиваются ко Дню Земли-Матушки.
Красная Горка
С 22 апреля (цветеня) по 10 мая (травеня) отмечается праздник "Красная Горка", который начинается с Лельника и заканчиваются ко Дню Земли-Матушки. Это праздник красной весны, веселья, хороводов, символизирующий встречу парней и девушек, праздник поцелуев и начала половой жизни, сродни тому, что Весна - это начало новой жизни |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Красная Горка, Антипасха, «Кликушное воскресенье», Фомин день Сб Апр 18, 2015 1:05 pm | |
| Красная горка не была фиксированным праздником одного дня. Праздник продолжался в течение нескольких дней или даже недель и потому был настоящим событием в жизни молодых людей.
Как только земля освобождалась от снега, а это, в первую очередь, небольшие возвышенности, в народе называемые пригорками, сразу разворачивались гуляния молодёжи, детские игры, песни и хороводы.
С этого и пошло название таких горок "красными", то есть красивыми. В славянских наречиях слово "красный" употребляется в значении "красивый, цветущий, весёлый, отрадный", в отличии от чермного, червонного, алого, багряного цвета. Сама весна и лето именуются красными, потому что погода ясная, а природа является во всей своей красе. Красная горка - значит красивая по местоположению и увеселительная по играм. Во многих местах горки и пригорки, на которых собирался народ весной, называли красными горками. |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Красная Горка, Антипасха, «Кликушное воскресенье», Фомин день Сб Апр 18, 2015 1:05 pm | |
| С этого и пошло название таких горок "красными", то есть красивыми. В славянских наречиях слово "красный" употребляется в значении "красивый, цветущий, весёлый, отрадный", в отличии от чермного, червонного, алого, багряного цвета. Сама весна и лето именуются красными, потому что погода ясная, а природа является во всей своей красе. Красная горка - значит красивая по местоположению и увеселительная по играм. Во многих местах горки и пригорки, на которых собирался народ весной, называли красными горками.
По народному календарю в этот день все девушки и молодые бабы, запасшись съестными припасами, собирались на каком-нибудь излюбленном месте деревенской улицы и пели песни-веснянки ("закликали", или "заигрывали", весну-красну), водили хороводы и устраивали разнообразные игры и пляски. |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Красная Горка, Антипасха, «Кликушное воскресенье», Фомин день Сб Апр 18, 2015 1:06 pm | |
| Красная горка - торжество любви, зарождения чувств и надежд. Раньше, на Красную горку знакомились девушки и парни, выбирали себе суженых и в игровой, шутливой форме оглашали и выказывали свою привязанность и симпатию.
На Красную горку было принято наряжаться в самые красивые наряды и одежды. Красная горка считалась девичьим праздником, и так как в этот день происходили свадьбы и шло усиленное сватовство, то на игры приходили все девушки до единой |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Красная Горка, Антипасха, «Кликушное воскресенье», Фомин день Сб Апр 18, 2015 1:06 pm | |
| На Красную горку было принято наряжаться в самые красивые наряды и одежды. Красная горка считалась девичьим праздником, и так как в этот день происходили свадьбы и шло усиленное сватовство, то на игры приходили все девушки до единой.
Старинная русская пословица гласит: "Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведётся".
Считалось дурной приметой, если какой-нибудь парень или девушка просидят Красную горку дома, ибо в таком случае они не смогут найти себе пару или же жениху достанется распоследняя невеста, а ей никудышный жених, так как самых лучших "разберут" другие, и что ещё хуже - с непослушными случиться несчастье. Весельем же заправляла кума или девица, которая была лучшим знатоком текстов песен и присказок, руководила хороводами, запевала песни, помнила правила всех игр.
С распространением христианства на Руси сей праздник был приурочен к первому воскресенью после Пасхи (Пейсаха) - так называемому Фомину дню (или Фомину воскресенью), сей день в церковном календаре тако же носит название "Антипасха". За Фоминым днём следует Фомина неделя, которая и называется в народе Красной горкой. Иногда его могли праздновать на следующий день - в понедельник, иногда - в Юрьев День (день весеннего выгона скота - 23 апреля). Красная горка символизирует полный приход весны, этим праздников и встречали эту пору года.
Обычно в России к Красной горке приурочивались свадьбы, однако в некоторых местностях она начиналась или заканчивалась поминанием покойников (на кладбищах). Красная горка была одним из самых любимых праздников на Руси. |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Красная Горка, Антипасха, «Кликушное воскресенье», Фомин день Сб Апр 18, 2015 1:07 pm | |
| Этнографические сведения: В некоторых сёлах Владимирской области в Фомино воскресенье исполнялись особые ритуалы. После обедни где-нибудь на открытом месте улицы собирались бабы, а в некотором отдалении от них становились все молодые парочки и начинали подзывать баб к себе. В ответ на этот зов бабы начинали петь песни и медленно подходить к "новожёнам", которые давали им по куску пирога и по одному яйцу.
Красная горка в северном Поволжье имела название "Кликушкиного воскресенья", так как в этот день односельчане ходили к домам молодожёнов, окликали их, а те за это выносили им по яйцу и чарочку водицы или кваса.
В Калужской области в это воскресенье встречали весну. Соломенное чучело, укреплённое на длинном шесте, ставили к горке; вокруг него собирались женщины и мужчины. После песен садились вокруг, угощали друг друга яичницами. Вечером с песнями и плясками чучело сжигали.
В Спасске девушки и женщины в траурном платье (чёрном и белом) шли после обедни на кладбище с разным кушаньем и питьем кланяться покойным родственникам. Плакали, причитая, катали яйца на их могилах, а потом если и пили, выливая остатки кваса на могилы. Позже, переодевшись дома в праздничное платье, шли играть на красную горкУ |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Красная Горка, Антипасха, «Кликушное воскресенье», Фомин день Сб Апр 18, 2015 1:08 pm | |
| Красная горка
Красная горка (Фомино воскресенье) - первое воскресенье после Пасхи, в редких случаях Красной горкой называлась вся Фомина неделя; также под этим названием в некоторых местах выступают молодежные гуляния и хороводы Фоминого воскресенья.
В православной традиции Фомино воскресенье посвящено воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. Когда Христос явился апостолам, апостола Фомы среди них не было, поэтому, услышав радостную весть, он не поверил в ее истинность. Через неделю он встретился с воскресшим Спасителем, но опять усомнился, тогда Христос показал ему свои раны и предложил ощупать их. Только после этого Фома уверовал в воскресение и признал в Христе, распятого Учителя.
На этом, восьмом, дне заканчивается Светлая седмица: последний раз служится литургии по праздничному пасхальному чину, закрываются царские врата. В иудейском и христианском церковном предании число "8" имеет большое значение. Предшествующее ему число "7" завершает земное время, а "8" (связанное с днем Воскресения Христова) лежит за пределами мира, обозначая жизнь грядущую, Царство Божее, поэтому воскресенье после Пасхи называется Антипасха - "вместо Пасхи". |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Красная Горка, Антипасха, «Кликушное воскресенье», Фомин день Сб Апр 18, 2015 1:09 pm | |
| В русском народном быту Красная горка была в большей степени связана не с христианской, а с древней языческой традицией празднования начала весны. В Древней Руси в этот день на холмах зажигали костры в честь Даждьбога. Рядом с этими огнями совершались мольбища и жертвоприношения, а также вершился суд - "полюдье". В XIX в. Красная горка отмечалась широко и празднично: во многих местах именно к ней приурочивалось начало девичьих хороводов или окончание первых весенних, начинавшихся с Пасхи, ярмарки невест, праздничные угощения девушек и женщин, обряды встречи весны (см. Кликание весны), а также обходы дворов с поздравлением - "окликанием" молодоженов (см. Вьюнишник). Распространенным элементом празднования Красной горки был обычай красить яйца и играть ими (см. Игры и забавы с яйцами). С этого воскресенья начинается период свадеб, так как Фомино воскресенье - первый день после Великого Поста, когда в церкви разрешены венчания.
В Рязанской губ. Красная горка считалась девичьим праздником. Рано утром после завтрака девочки-подростки собирались в саду, на берегу реки и в складчину делали яичницу из принесенных с собой яиц, молока и масла. Яичницу жарили на сковороде, которую ставили между двух кирпичей; собравшись вокруг костра, девушки ели яйчницу принесенными из дома ложками. Возможно, совместная трапеза не только начинала период молодежных гуляний, приходившийся на время, насыщенное девичьей и женской обрядностью, но также должна была очертить границы и закрепить единство девичьей социовозрастной группы.
В Пензенской губ. во время хоровода происходил символический переход вышедших недавно замуж девушек в круг замужних женщин. После возращения с кладбища девушки и молодушки переодевались в праздничные наряды и собирались вечером на первое весеннее гуляние. Разделившись на две группы, они становились друг напротив друга в два ряда, и начиналась хороводная игра "А мы просо сеяли...", во время которой каждая из линий, которая пела очередной куплет, приближалась к другой, а за тем отходила на свое место. В песне, сопровождавшей хоровод, пелось о том, что одни просо посадили, а другие угрожали его вытоптать конями, им предлагали различные подарки, чтобы они не делали этого, но они соглашались отступить только тогда, когда им обещали дать в качестве выкупа девушку; в завершение игры девушки пели: "У нас в полку убыло. (2 р.) Ой, диди-ладу, убыло! (2 р.)" А женщины отвечали им: "У нас в полку прибыло (2 р.) Ой диди-ладу, прибыло!" (2 р.) |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Красная Горка, Антипасха, «Кликушное воскресенье», Фомин день Сб Апр 18, 2015 1:09 pm | |
| Во многих местах в Фомино воскресенье утраивались смотрины невест: прогулки заневестившихся девушек по улице в лучших нарядах на глазах у предполагаемых женихов; часто тогда же происходил свадебный сговор и рукобитье. В Рязанской губ. девушки и парни собирались на улице и играли в "А мы просо сеяли", разделившись на две партии. При этом приведенные выше слова игры имели несколько иную окраску: девушку в качестве невесты требовали парни.
Игры и хороводы на Красную горку молодежь старалась не пропускать, кое-где даже считалось дурной приметой, если парень или девушка сидели весь праздник дома. Говорили, что из-за этого парень женится на рябой, уродине или так и останется холостым, а девушка выйдет за некудышного жениха или останется старой девой. Если же им удастся жениться, то оба непременно умрут вскоре после свадьбы.
В южнорусских губерниях на Красную горку приходилась встреча весны. Кликание весны начиналось рано утром и обычно происходило с вершины холма, отчего возможно и произошло название праздника "Красная горка".
В Тульской губ. девушки, собравшись на ближайшем холме, становились в хоровод, в центр выходила запевальщица-"хороводница" и, благословясь, начинала произносить заговор: "Здравствуй, красное солнышко! Празднуй, ясное ведрышко! Из-за гор-горы выкатайся, на светел мир воздивуйся, по траве-мураве, по чветикам по лазоревым, подснежникам лучами-очами пробегай, серце девичье лаской согревай, добрым-молодцам в душу загляни, дух из души вынь, в ключ живой воды закинь. От этого ключа ключи в руках у красной девицы, зорьки-заряницы. Зоренька-ясынька гуляла, ключи потеряла. Я, девушка (имя-рек), путем-дорожкой шла-пошла, золот ключ нашла. Кого хочу, того люблю, кого сама знаю - тому и душу замыкаю. Замыкаю я им, тем золотым ключом, доброго молодца (имя-рек) на многие годы, на долгие весны, на веки веченские заклятьем тайным нерушимым. Аминь!" (Коринфский А.А. 1995. С. 193). Все присутствующие повторяли за ней слова, вставляя свое имя и имена полюбившихся парней. Затем девушка, положив на землю посредине круга красное яйцо и хлеб, затягивала веснянку: "Весна-красна! На чем пришла...". Весь хоровод подхватывал, затем пели другие песни, а завершала празднование веселая пирушка |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Красная Горка, Антипасха, «Кликушное воскресенье», Фомин день Сб Апр 18, 2015 1:10 pm | |
| Во многих местах женщины и девушки закликали весну, собираясь в обычных местах молодежных гуляний, в том числе на площади перед церковью. Так, в Пензенской губ. девушки и молодые женщины пели заклички на деревенской площади вечером праздничного дня. (см. Кликание весны).
В той же губернии, чтобы огородиться от несчастий на весь предстоящий год, женщины и девушки в первое воскресенье после Пасхи опахивали село |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Красная Горка, Антипасха, «Кликушное воскресенье», Фомин день Сб Апр 18, 2015 1:10 pm | |
| В полночь все деревенские бабы и девки выходили за околицу с песнями. За деревней их поджидали три молодые женщины с сохой и три старые с иконой Казанской Божьей Матери. Девушки расплетали косы, бабы снимали платки, затем несколько женщин садилось на доски, положенные поверх сохи, которую придерживали сзади девушки, остальные брались за привязанные к сохе веревки и тащили ее вокруг села, останавливаясь на всех перекрестках, чтобы чертить кресты. Впереди процессии шли молящиеся старухи с иконой. Обойдя деревню и возвратясь на исходное место, женщины угощались и праздновали, при этом к ним присоединялись парни. Пирушка продолжалась до трех часов, а затем все расходились по домам, так как гулять после третьих петухов считалось грехом. Крестьянки верили, что после совершения обряда все бедствия и несчастья должны оставаться за бороздой и не будут иметь силы ее переступить. |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Красная Горка, Антипасха, «Кликушное воскресенье», Фомин день Сб Апр 18, 2015 1:11 pm | |
| Красная горка
1. В позднем городском варианте, Красная горка называлась маевкой. Это в прошлом многолюдное весеннее гуляние, которое коммунисты стали использовать для революционной пропаганды. В советское время это празднество превратилось в "Первомай", где от изначальной маевки или Красной горки осталось только обилие красного цвета, и зеленые расцветшие ветви, которые несли женщины на демонстрациях, да еще праздничный стол на дому. Красная Горка приходится на первое мая, либо на другое близкое к первому мая теплое время в разлив весенней воды. Точной календарной даты нет. Красная горка это одновременно и время, и место, и действие. Красная горка - гора, красивая по виду и увеселительная по играм, которые традиционно знала молодежь. На это время приходилась игра в горелки, в горячую любовь, и другие. На теплых, обязательно освободившихся от снега Красных горках, собираются в весеннее время русалии. Поэтому, в древности понималось, что на этот праздник сходятся русалии, и веселятся вместе с людьми. Так что праздник имел магическое значение, и древним сознанием рассматривался как вполне рациональное, важное и обязательное действие. Традиционно, как и на большинство праздников, на Красную горку, зажигался огонь. Девушки невестились - т.е. одевались и вели себя согласно с мыслью, что их выбирают в жены. Соответственно, от русалий они могли получить доброе здоровье, красоту, хороших детей и добрый урожай на поле. На их украшениях этого времени обязательно присутствовали образы русалий. Часто именно на Красную горку "били по рукам" - молодые делали свой окончательный выбор. После Красной горки начинались свадьбы. Праздниками Красной горки может руководить общая кума - Лада. Хоровод она начинает и заканчивает. На трапезу Красной горки жертвовали молодожены, в жертвенных дарах обязательны были быть яйца, пряники с изображениями птиц. Красная горка - праздник Лады, ей принадлежат дни начала мая. Инициаторами Красной горки обычно выступали парни. Если парень не выходил на Красную горку, он получал волшебную перспективу жениться на рябой или дурнушке.
Пятого мая другой аналогичный праздник девушек - ляльник. Его устраивали либо те девушки, которым не повезло, либо совсем еще юные. Леля ходит по лесным окраинам, будит землю от зимнего сна. У людей она порождает самые нежные, самые непорочные чувства. В этот день ей поют песни девицы. Леля - дочь Лады, как и Снегурочка Островского. По Островскому, Снегурочка может быть обыгран в игровом действии. На Красную горку она влюбляется в Мезгиря, а на Купалу - тает.
В ночь, перед Красной горкой, по необходимости, могло проводиться опахивание деревни. Это тайный женский обряд - мистерия, на котором не должны присутствовать мужчины. На юге России, сразу за Красной горкой, на второго мая, отмечался день всходов. |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Красная Горка, Антипасха, «Кликушное воскресенье», Фомин день Сб Апр 18, 2015 1:11 pm | |
| 2. Попробуем реконструировать этот древний праздник. Он начинается с обязательного закликания Весны. Это исключительно женское дело. Среди ведущих праздник обязательна высокая жрица - во многом она символизирует собой Ладу. После этого в обязательном порядке зажигается костер. В это время, жрецами прославляется Даждьбог, чьи теплые лучи растописи снега. После зажжения костра, закличек и славлений в современном язычестве было бы дано мистериальное (сценическое) действие, суть которого в приведении Богиней русалий. Девушки приходят в наш мир, идя по рельефу местности, друг за другом. Девушки приходят к участникам праздника с зелеными распустившимися ветвями (вербы) и хлещут всех, особенно таких же девушек - их же подруг с пожеланием красоты и здоровья. Русалии разошлись и перемешались с народом. Лада приглашает девушек в хоровод. НО сперва становится в его центр и произносит заклинание, а все стоящие в хороводе, повторяют за ней. Вот этнографический текст такого заклинания: "Здравствуй, Красно Солнышко! Из за горы выкатывайся, на весь Мир воздуйся. По траве - мураве побегай, сердце девичье лаской согрей, добрым молодцам в душу загляни… Далее говорится, чтобы Даждьбог дух из душ ребят вынул и в холодный ключ закинул. Оттуда их берет Зоря, заключает уже в волшебном ключе, но теряет его… Я девица, (имя) гуляла, дорогой шла, тот ключ нашла. Кого хочу - того люблю. Кого (имя парня) сама знаю - ему дорогу замыкаю." Все называли имена свои и своего парня. В разноголосице со стороны никто не может разобрать имен. Только после такого наговора, по которому часть души желаемого парня присваивается, девицы начинали в хороводе ходить и петь весенние песни. После этого, Лада начинает хоровод. Она же его заканчивает. Приведенный заговор допускает делимость души. Заговор этот можно найти в иллюстрированной энциклопедии "Русский праздник", СПБ., 2002г. Существенной частью молодежных игр была ритуальная для этого времени игра в горелки. Горю, горю по девице молодой - слова хороводной песни. В разных пособиях по играм она описывается по-разному. Различно она и игралась в разных регионах России. Суть в том, что в результате песенных приговоров и хождений одного строя на другой, из партии не замужних девиц, понемногу выходят те, кто по игре выдали замуж. Они переходят в другой лагерь - замужних женщин. После каждого такого перехода говориться: "Нашего полку прибыло, прибыло. А нашего полку убыло, убыло." Игра имела многоплановый смысл. Это и магическое заклинание. И растолковывание, что девушка переходит в новый возрастной статус. Это и выбор той или иной невесты. Игрой этого времени являетются игры с крашенными яйцами. По языческому мифу, мир сотворился из яйца. Из его разных частей вышло все Мироздание. Его рисовали на яйцах во время Великодня. Часть этих яиц доживала до Красной горки. На красную горку их катали многочисленными способами. За играми с ритуальными предметами - яйцами, в данном случае, просматривается утраченная сегодня гадательная система. Во второй половине дня, все эти яйца находили свой конец в обязательной общей яичнице. На трапезу Красной горки жертвовали молодожены, в жертвенном обязательны яйца, пряники. Праздник должен продолжаться до ночи и кончиться в темноте, этим он как бы предвещает Купалу. ------------ 3. За Красной горкой шла Радуница. Она собственно и заканчивала праздники, связанные с Великоднем |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Красная Горка, Антипасха, «Кликушное воскресенье», Фомин день Сб Апр 18, 2015 1:12 pm | |
| Красная горка в Северном Поволжье называлась «кликушным воскресеньем», так как в этот день односельчане ходили к домам молодоженов - «окликать молодых», которые за пение выносили по яйцу и по стопочке.
Позволь нам, хозяин, Позволь, господин, Нам вдоль улицы пройти, Дом хозяина найти, Позволь на ступенечку ступить, На другую переступить, За колечко побренчать, Молодых повеличать! Уж вы дайте знать, Молодых-то как назвать? Выходи-ка, молодая, На парадное крыльцо, Выноси-ка, молодая, Нам по пряничку, По стаканчику пивца, На закуску пирога. (Костромская губ.)
Вьюница-молодица! Выходи на крыльцо, Выноси красное яйцо! А не вынесешь яйцо, Разломаем все крыльцо! (Ярославская губ. |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Красная Горка, Антипасха, «Кликушное воскресенье», Фомин день Сб Апр 18, 2015 1:12 pm | |
| На красную горку бросишь монетку в колодец – счастье привлечешь в свою жизнь. - Кто на красную горку молитвы читает – тот свою жизнь удлиняет. Начнем с того, что молитва всегда помогает выходить из самых сложных ситуаций и решать проблемы. Молитва помогает избавиться от болезней и исполнить ваши заветные желания. Но этот день особый. Во многих уголках России Красная горка – это день, когда люди идут на кладбище, чтобы помянуть своих близких, которых уже нет. Поэтому, если человек молится в такой день, ему помогают не только Высшие силы, но и все родственники, которых уже нет, и которых вы пришли проведать. Поэтому, если вы в этот день молитесь о здоровье, то здоровье вы вымаливаете не только для себя, а для всех своих родных. -- Если парень или девушка просидят дома на красную горку – счастливой судьбы можно не ждать. Это настоящая правда, которая сформировалась в такую примету для предупреждения парней и девушек. Красная горка – это время, когда по всей Руси традиционно проходило сватовство. Молодые люди собирались все вместе, водили хороводы, признавались друг другу в любви. Возможно, до этого дня девушку парень просто не замечал. Если она останется сидеть дома, то ее суженый может обратить внимание на другую девушку и сделать ей предложение. А вот та, которая останется сидеть дома, свое счастье проворонит – мужчина ее судьбы будет уже занят. То же самое касается и парней. - Кто на Красную горку женится – всю жизнь будет жить счастливо. |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Красная Горка, Антипасха, «Кликушное воскресенье», Фомин день Сб Апр 18, 2015 1:13 pm | |
| На красную горку ритуал приворотный
Как только показывалось солнце, влюбленная девушка начинает говорить такие слова:
«Здравствуй, Красно Солнышко! Празднуй, ясно ведрышко! Из-за гор-горы выкатайся, На светел мир воздивуйся! По траве-мураве, По цветикам лазоревым, Подснежникам Лучами-очами пробегай, Сердце девичье лаской согревай, Добрым молодцам в души загляни, Дух из них вынь, В ключ живой воды закинь. Тот ключ в руках у красной девицы, Зорьки-зоряницы. Зоренька-ясынька гуляла, Ключ потеряла. Я, девушка (имя), Путем-дороженькой шла-прошла, Золот ключ подобрала. Кого хочу - того люблю, Кого знаю - тому душу замыкаю. Замыкаю я им, тем ключом золотым Добра молодца (имя) На многие годы, на долгие весны, на веки-веченские Заклятьем тайным и нерушимым. Аминь». |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Красная Горка, Антипасха, «Кликушное воскресенье», Фомин день Сб Апр 18, 2015 1:14 pm | |
| Первое воскресенье после Пасхи, последний день Пасхальной недели. Фомино воскресенье, завершавшее пасхальные празднества, в народном быту отмечалось очень широко и радостно. Это был праздник молодежи. С восхода до заката солнца в окрестностях деревень проходили гулянья, сопровождавшиеся хороводами, песнями, качаниями на качелях. При этом участие в празднике всех парней и девушек брачного возраста считалось обязательным. Тех, кто отказывался от веселья, награждали обидными прозвищами, высмеивали, называли «непутешными». Отказ от участия в общем гулянье рассматривался как дурная примета. По народным представлениям, участие в гулянье в Фомино воскресенье утверждало юношей и девушек в статусе потенциальных женихов и невест: этот день был своего рода испытанием для молодежи. Многочисленные зрители, приходившие на молодежные гулянья, с интересом наблюдали за парнями и девушками и получали возможность оценить достоинства будущих женихов и невест. В ряде мест на Красную горку устраивали свадьбы, так как этот день считался счастливым для вступающих в брак молодых людей. В Фомино воскресенье в Верхнем Поволжье проводили обряд окликания молодоженов - вьюнины. В Фомино воскресенье своего пика достигали обрядовые действия, связанные с призывами, закликаниями, зазываниями весны, которые начинались в день св. Евдокии (см. Авдотья Плющиха, а также Сороки). Обычно рано утром, перед восходом солнца, на возвышенном месте за деревней - на красной (красивой) горке - собирались девушки. В разных губерниях Европейской России обряд встречи весны имел свои особенности. В Калужской губернии рано утром девушки делали соломенное чучело и на длинном шесте укрепляли его на горке, вечером чучело сжигали под песни и пляски. Это называлось «греть весну», то есть помочь ей поскорее прийти на землю. В Костромской губернии девушки на восходе солнца входили в реку и, взявшись за руки, пели: “Весна, весна красная, приди, весна, с милостью, с великой благостью!” За Фоминым воскресеньем следовала Фомина неделя, во второй день которой поминают обычно усопших родителей. источник |
| | | | Красная Горка, Антипасха, «Кликушное воскресенье», Фомин день | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |