Кто сейчас на форуме | Сейчас посетителей на форуме: 387, из них зарегистрированных: 5, скрытых: 0 и гостей: 382 :: 2 поисковых систем MALFRIDA, Per4ik, vitaley, Адельфийка, ЛилияБольше всего посетителей ( 895) здесь было 22.12.19 3:19 |
Ноябрь 2024 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|
| | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | | Календарь |
|
|
| Лечение шаманством у ненцев | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Джива Активные пользователи
Сообщения : 8351 Дата регистрации : 2013-12-11
| Тема: Лечение шаманством у ненцев 13.05.15 17:26 | |
| Лечение заболеваний, возникновение которых можно объяснить видимой причиной (травма, обморожение, ожог), чаще всего было рациональным. Но при большинстве внутренних и психических заболеваний, причины которых лесным ненцам были непонятны, обращались за помощью к служителям культа, шаманам, выполнявшим наряду с другими функциями и роль врачевателей, отпугивающих приносящих болезни духов. Сеанс камлания* происходил обычно вечером, в полутьме у разведенного очага под звуки бубна и продолжается в течение нескольких часов. Камлание, как правило, сопровождалось вхождением шамана в состояние транса. Очень часто для этой цели шаманы использовали мухоморы, которые сушили на солнце, мелко крошили, а затем размешивали в воде и проглатывали. Чтобы усилить действие мухоморов, кусочки сушеных грибов жевали вместе с табаком, запивая небольшим количеством воды. Для помощи больным шаманы применяли различные средства, при этом основным условием лечения являлось воздействие на психику больного и установление полного доверия к целителю. Для этого использовались ритуальные маски (из дерева, бересты, сукна, металла) и световые эффекты. Ритмичные удары в бубен, заклинания, пение, одурманивающий аромат сжигаемого багульника или чаги должны были помочь отвратить от больного преднамеренные козни злых духов.
*Камлание — обряд, который совершает шаман
Как правило, шаманы в своей практике использовали знания физиологии и анатомии человека, лекарственные средства различной природы и приемы врачевания: прижигания, массаж, психотерапию. При этом главным терапевтическим фактором являлось гипнотическое внушение, применяемое шаманами в различных формах, способствовавшее мобилизации защитных сил организма больного, укрепляющее его веру в выздоровление. При легких недомоганиях присутствие шамана не требовалось, и злое начало (болезнь) могло быть изгнано из тела человека другими средствами, например жертвоприношениями в святилищах. В случае болезни часто прибегали и к помощи дян, ката («бабушка земли») — куклам-идолам, которые и сейчас есть у ненецких женщин: они считаются покровительницами женщин, деторождения и материнства, им поклоняются и бережно хранят. У лесных ненцев бытовало поверье, что без дян, ката роды могут окончиться трагедией. Во время родов роженица держала куклу на животе, обеими руками сжимая ее при болях и прося об облегчении. Когда начинались сильные схватки, рожавшая женщина вставала на четвереньки, а та, которая принимала роды, брала в руки дян, ката и прикладывала к спине роженицы. Такую куклу клали тяжелобольному в изголовье. По тому, легкой или тяжелой казалась дян, ката, предсказывали выздоровление либо смерть. | |
| | | Джива Активные пользователи
Сообщения : 8351 Дата регистрации : 2013-12-11
| Тема: Re: Лечение шаманством у ненцев 13.05.15 17:26 | |
| Рождение и смерть человека, смена времен года, все виды хозяйственной деятельности сопровождались у лесных ненцев выполнением специальных обрядов. Для этого шаман выбирал специальное место, считавшееся священным: возле камня необычной формы, на вершине сопки или на берегу озера. К священным местам также причислялись места «вспучивания» почвы, образующиеся под влиянием геологических процессов. Посещать священные места без надобности категорически запрещалось. По рассказам лесной ненки Г. И. Сергеевой, однажды в детстве они с братом забрались на священную сопку, хотя знали, что этого делать нельзя. Вечером самочувствие детей резко ухудшилось. Мать, узнав, что дети побывали на священной сопке, быстро позвала шамана. Он совершил обряд и велел привести оленя для жертвоприношения. Наутро детям стало лучше. Особая роль в излечении от болезней отводилась собаке. Отношение к собаке у лесных ненцев двоякое: с одной стороны, она оберегает человека от злых духов, служит хорошим пастухом для оленей, с другой — сама является порождением бога Нижнего мира — Нга. По преданиям, у собак есть дух-хозяин, который обитает в лесу и против которого шаманы бессильны. Этот дух может приносить болезнь, от которой у человека пропадают силы, он худеет и умирает. Часто для излечения от болезней те лесные ненцы, у которых не было оленей, приносили в жертву собаку, отправляя ее в Нижний мир в качестве откупа от болезней. Нос жертвенного оленя или собаки прикладывали к больному месту. Для избавления от болезни (например, цинги) полозья нарт или двери чума смазывали кровью жертвенной собаки или оленя. Если дух цинги приходил во сне, нужно было громко крикнуть: «Цинга, ты меня убиваешь!», затем немедленно надрезать ухо собаки или оленя и кровью намазать себе лицо, чтобы предотвратить появление болезни в будущем. Лесные ненцы выводили бородавки с помощью... Луны. По описанию А. В. Головнева, для этого в самом конце июля, когда от луны останется лишь последняя «царапина», нужно было намазать их у тиной кровью, выйти на у лицу, вытянуть руки клуне и сказать: «Лунный Старик, возьми эти кусочки мяса себе...». П. С. Алиуллина вспоминает, как в детстве бабушка учила ее выводить бородавку на руке: нужно было вытянуть руку к убывающей луне из-под полога чума и спросить: «Луна, кто из вас быстрее исчезнет?». Об этом нельзя было никому рассказывать. Девочка так и сделала, а через месяц обратила внимание, что бородавка исчезла Много преданий у ненцев связано и с растительным миром. Они верят, что местом своего пребывания духи часто избирают определенные — священные — деревья. По убеждению ненцев, они помогают людям, особенно в исцелении от болезней. На ветви таких деревьев в знак признательности вешались лоскуты яркой ткани и черепа жертвенных животных, стволы деревьев обматывались платками, материей, шкурами и т. д. Ненцы были уверены: тот, кто осмелится срубить священное дерево, навлечет на себя гнев духов, что сулит всевозможные несчастья и даже смерть. Общение шамана с духами - камлание - происходит в состоянии транса. Однако во время транса шаман, как правило, не теряет связь с теми, кто присутствует на сеансе, и нередко поясняет, где в данный момент он находится и что видит. Чтобы добиться состояния транса, шаман использует самовнушение, концентрирует волю, мобилизует психические и физические силы. Важную роль при этом играет бубен, из которого шаман с помощью колотушки извлекает различные звуки. Часто еще и напевает в такт. Непременными атрибутами шамана являлись его духи-помощники - лунги. Они могли иметь облик зверей или птиц, в них заключалась сила шамана. Обладание духами, умение общаться с ними было одной из главных черт проявления шаманского дара. Считалось, что чем больше духов-покровителей, тем сильнее шаман. | |
| | | Джива Активные пользователи
Сообщения : 8351 Дата регистрации : 2013-12-11
| Тема: Re: Лечение шаманством у ненцев 13.05.15 17:27 | |
| Предметы, которые сопровождают действа шамана называют его двойниками. Это относится как к бубну, так и к костюму. Полный шаманский костюм включает в себя плащ, штаны, сапоги, рукавицы, головной убор. Головной убор состоит из двух предметов: шапочки и прямоугольной формы продольной накладки со свисающими по обе стороны бисерными нитями. Их около 45, они разной длины, с кольцами и бубенцами на концах, таких колец около 50, многие из них с инициалами и надписями. Семь коротких белых бисерных нитей, заканчивающихся кольцами, свисают со лба. По длинным бисерным подвескам, пришитым сзади, в шамана вселялись духи, которые уносили его к Торуму, где он узнавал исход болезни. При камлании глаза шамана прикрывались низко спускающимися литыми подвесками ромбической формы с зигзагообразными краями. Вполне вероятно, что это символизировало его внутреннее зрение, интуитивные знания.
Наиболее часто к шаману обращались при болезнях.
Сеанс происходил, как правило, вечером, а иногда и днем, в закрытом помещении при закрытом входе. Шаман, приглашенный к больному, садился около очага и подготавливал себя к предстоящему акту, используя различные приемы: усиленно курил трубку, глотал дым, съедал несколько сушеных мухоморов, которые при определенных условиях становятся сильным наркотическим средством. После этого шаману подавали нагретый бубен, и он в напевной форме обращался к Торуму, сопровождая свое пение ударами в бубен, а иногда и игрой на панан-юхе (струнном музыкальном инструменте). Затем у шамана наступал глубокий, но неспокойный сон, прерываемый бормотанием и даже пением. "Проснувшись", шаман сообщал о результатах своего общения с Торумом. Чтобы узнать об исходе болезни, шаман трижды бросал колотушку перед больным. Если она дважды падала выгнутой стороной вверх, это предвещало плохой исход. Такой способ гадания свидетельствовал, видимо, о самостоятельной роли колотушки. Излечивая больного, шаман часто извлекал из того или иного участка его тела духа-носителя болезни в виде червяка, ящерицы и т.д. Известен случай, когда шаман был приглашен к больному юноше, у которого болела шея и не поворачивалась голова. Шаман велел погреть над костром бубен, потом в песне стал хвалить Торума и бил в бубен часов с десяти утра до четырех дня. Потом стал щупать шею мальчика, но тот сказал, что болит в другом месте. Шаман ответил, что он сам знает, где нужно щупать. Затем он попросил блюдце и выдавил на него небольшой комочек с горошину, который дал всем потрогать. Причем тот сначала был мягким, а затем стал твердым как камень. Шаман его тут же съел: поскольку духи бессмертны, то единственным средством их уничтожения считалось поедание их шаманом или его духом-помощником. Юноша вскоре выздоровел. Некоторые шаманы не извлекали духа, а его пожирал дух-помощник - змея, изображение которой имелось на колотушке, поэтому требовалось прикоснуться колотушкой к больному месту.
Заболел старый человек. К нему привели двух видящих шаманов. Один из них начинает вызывать духов на разговор на жилах и спрашивает их: | |
| | | Джива Активные пользователи
Сообщения : 8351 Дата регистрации : 2013-12-11
| Тема: Re: Лечение шаманством у ненцев 13.05.15 17:27 | |
| - Можно ли сегодня путешествовать во времени? Духи согласились. Шаман взял бубен, пожевал мухомор, попил воды. Разожгли костер. Шаман садится по-турецки, надувается, вызывая духов. Запел. Смотрит: из земли поднялись миражи. Шаман поет: - Я гляжу в пространство, Нет следа, куда повели душу больного, Нигде нет следов, даже мышиных. Затем вызывает лесного духа горностая и говорит ему: - Горностай, ты проворный, ловкий, проверь в чаще глухих лесов, не найдешь ли там следы, - кто, куда увел душу больного? Побежал горностай в лесную чащу. Возвратился и говорит: - В чаще леса нет ни одного следочка. Затем шаман вызывает дух птицы канадского гуся и говорит ему: - Полети в глубины небес, нет ли там следов души больного? Полетел канадский гусь искать. Летит гусь в глубине небесной, смотрит: нет следов. Возвратился к шаману и говорит ему: - Там никто не пролетал. Тогда шаман обратился к духу рыбы щуки и просит ее: - Плыви-ка в глубину вод и проверь, нет ли под водой следов души больного? Рыба уплыла, затем возвращается, подплывает к шаману и говорит: - В глубине вод, на дне даже букашечки не бегали, нет следов. Тогда он обратился к духу Земли-Матушки: - Мать-земля, погляди в глубине земных недр, нет ли там следов души сына твоего - больного? Мать-земля взяла посох и пошла искать следы души больного. Проверяет следы в глубине земных недр. Возвращается к шаману и говорит: - Черные силы поймали душу его, сердце украли, держат и не дают мне. Кончили камлание, больной встал на ноги, посох поставил перед собой и говорит жене: - Наполни таз холодной водой и брось туда снега. Встал он в таз с холодной водой и прогнал шаманов. При этом он сказал: - Вы как собаки воете, разучились петь, ваши духи бросили вас. А сам остался стоять в снеговой воде. | |
| | | | Лечение шаманством у ненцев | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |