В психологии Старшие арканы Таро – это система самопознания и самосовершенствования через соприкосновение с основными Архетипами нашей психики.
Первым об Архетипах стал говорить в начале прошлого века основатель аналитической психологии Карл Густав Юнг. Архетипы являются содержанием коллективного бессознательного – психического общечеловеческого опыта, который передается из поколения в поколение. Это модели и образцы поведения общие для всех людей. Данный опыт мы не осознаем, однако именно он является одной из движущих сил, оказывающих влияние на наше поведение, отношения, сны. К.Г. Юнг определял понятие «архетип» как « смежные состояния сознания, передаваемые по наследству и воспроизводящие глубинные мифологические символы» .
Именно К.Г. Юнг первый проявил интерес к старшим арканам Таро как к источнику познания человека самого себя. Двадцать два Старших аркана последовательно отрабатывают шесть основных архетипов, выделенных К.Г. Юнгом.
Соприкасаясь с символами Старших арканов Таро, человек словно проходит все жизненные этапы. Это как путь Героя сказки, который движется к своей цели — умиротворению и душевному равновесию, к открытию своего истинного «я» и внутреннего потенциала. Цель достигнута, а что дальше? Дальше возникает следующая , более глубокая цель. Завершение одного – это начало нового этапа, запускается новый цикл, и так по кругу.
Все 22 аркана Таро представляют собой зашифрованную информацию в символах. Только через язык символов можно изучать бессознательные пласты психики, а значит получать ответы на свои вопросы через знания, которыми мы уже изначально владеем, выйти на позитивный опыт в проблемной ситуации, раскрыть ресурс.
Каждый из 22-х Старших Арканов отражает определенный способ человеческого поведения (планетарное соответствие), мотив, с которым это действие осуществляется (зодиакальное соответствие) и определенную ситуацию (астрологическое соответствие дому). Таким образом, мы рассматриваем проявления архетипов посредством арканов Таро в системе астрологических закономерностей.
В психологическом контексте карты Таро представляют собой инструмент для проецирования того, что творится у нас внутри. Тарологи, придерживающиеся психологического подхода, не всегда согласны в том, происходит ли во время гадания на Таро что-либо еще помимо диалога между сознанием клиента и архетипическими образами, запечатленными на картах. Сам Юнг считал, что при использовании таких инструментов как Таро или китайская Книга Перемен имеет место явления, названное им синхронистичностью. Карты выпадают не случайно, но по «многозначительному совпадению». Другие думают, что если даже ничего действительно мистического во время гадания и не происходит, гадатель работает с клиентом при помощи карт Таро в интерактивном порядке, выводя на поверхность скрытые тенденции и помогая ему осознать свои психологические и эмоциональные движения. Для такого типа работы лучше всего подходят именно Старшие арканы, поскольку в колоде Таро они больше всех других карт нагружены архетипическим содержанием.
Таро стоит рассматривать не с точки зрения оккультизма, а как уникальный в своем роде продукт коллективного творчества, а также как универсальную символическую систему, способную служить для изучения закономерностей общественного и индивидуального психического развития .
Исследования Таро, как этнографического феномена, показали, что эти карты своеобразно отражают этапы развития человеческой психики, моделируя как общественную эволюцию, так и индивидуальный рост личности. Интересно, что в психологии есть понятие, эквивалентное Таро: это так называемое коллективное бессознательное, которое было впервые введено известным немецким психологом К. Г. Юнгом, и отражало совокупность социального и культурного опыта всего человечества за время его существования. Оно выделялось в особый класс психических явлений, передающихся по наследству через мозговые структуры. Содержимое коллективного бессознательного составляют архетипы— всеобщие оптимальные схемы поведения, которые в реальной жизни человека наполняются конкретным значением. Как же сформировалось коллективное бессознательное? В процессе совершенствования людского рода, под неумолимой рукой естественного отбора в общественном сознании происходила селекция наиболее выгодных для вида форм поведения, они закреплялись в виде обычаев, табу, религиозных обрядов.
Передаваясь из поколения в поколение, видоизменяясь при миграции и межплеменных смешениях, эта информация плотно выстроилась в людскую психику, отразилась в генетическом аппарате. Даже под покровом более поздних информационных наслоений она оставалась актуальна и стала играть роль своеобразной универсальной психической канвы, на основе которой строится душевный мир каждого из нас. Остается только добавить, что раскладывая карты, мы, сами того не замечая, вновь и вновь в подсознании переживаем всю историю человечества — от первобытных времен до наших дней до наших дней. Картинки Таро воскрешают в нас образы, которые, несмотря на свою древность, из тьмы бессознательного властвуют судьбой .
Самыми древними считаются архетипы, связанные с образом матери. Архетипы матриархата формировались в человеческой психике с периода палеолита. В эту пору роль женщины была особенно велика в хозяйстве. Сохранилось множество так называемых Венер палеолита — фигурок женщин — матерей и прародительниц, которые отличались утрированно яркими половыми признаками. Женщина была хранительницей огня — немаловажного для выживания племени, добытчицей пищи во время отсутствия мужчин, хранительницей традиций. Таким образом, именно женщина играла главную роль в накоплении и сохранении все новых и новых «сокровищ» окружающего мира, добываемых в ходе общественно-практической деятельности. В Таро материнские архетипы отражены в шести картах: Звезда, Сила, Смерть, Правосудие, Императрица, Папесса.
Звезда, Сила и Смерть показывают архаическую фазу развития представлений о природе и человеке. Как маленький ребенок, считающий, что миром правит мать, первобытный человек в этот период своего развития еще не полностью разобрался с тайной зарождения жизни в организме женщины, поэтому материнство, в его представлении, таило в себе могущественные магические силы. Смерть также ассоциировалась с женщиной, так как была необъяснима и тесно связана с рождением. Многие думают, что древнейшие женские архетипы мутны и хаотичны, но это не так, ведь нет большего порядка, чем чистая физиология и нет более сильного закона, чем необходимость. Именно идея необходимости, которой пронизаны матриархальные фигуры, стоит по ту сторону добра и зла, ведь она не хороша и не плоха, она необходима — в этом ее величие. А якобы безудержная сексуальность, хаос, иррациональность женственности — не более чем выдумки мужчин.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Императрица, Правосудие и Папесса моделируют расцвет матриархального мировосприятия. Богиня плодородия постепенно превращается в Великую Богиню — Мать богов, владычицу всего сущего. Влияние женщины стало преобладающим не только в сознании людей, но и в социальных отношениях. Происходило зарождение религий. И женщины, ранее занимавшиеся бытовым колдовством, становились жрицами богов, хозяйками духовной жизни людей .
В индивидуальном психическом становлении человека архетипы матриархата имеют наибольшую силу в возрасте от рождения до года, когда у ребенка закладывается его будущий сексуальный потенциал и репродуктивные возможности. В 25-30 лет — Великая Мать возвращается, чтобы дать возможность для наивысшей, наилучшей реализации того, что зало жилось на первом году жизни, и в 82-85 лет — дает спокойную смерть, если человек выполнил свой долг перед ней .
Следующая группа архетипов, связанных с патриархальным обществом, начала формироваться позже, в эпоху неолита. Совершенствуется хозяйство, возникает металлургия, люди, гонимые борьбой за жизнь, осваивают новые земли, ведут войны. Мужчины постепенно замещают женщин на руководящих ролях. Меняются приоритеты и в сознании людей: Богиню-Мать сменяет Бог-Отец. Героем мифов и легенд становится Демиург — творец, учитель, мастер. Это он учит людей наукам и ремеслам, земледелию и скотоводству. В Таро этому образу соответствует карта Маг, и, может быть, не случайно в старину французское название этой фигуры (Le Bateleur) означало мастера, выделывающего тонкую золотую фольгу. Это одна сторона архетипа — созидательная.
Разрушительная его сторона моделируется картой Дурак, картой противоречивой и неоднозначно толкуемой. Шут, готовый осмеять что угодно, не боящийся говорить правду королям, определяет наше критическое отношение к себе и миру. Он также подразумевает беспечность, тунеядство, охоту к перемене мест. Маг и Дурак противоположны друг другу: один — труженик, кующий свою судьбу сам, другой — бродяга, посмеивающийся над тружеником. Они ведут вечный спор в психике каждого из нас. Особенно они активны в возрасте 7-9 лет. В этом возрасте заканчивается формирование образа «Я», закладывается творческий потенциал, профессиональный успех, отношение к труду. Второй раз — в 30-40 лет, когда уже видно, кто победил, Маг или Дурак .
В общественной жизни равноправие первобытного коллектива постепенно уступает место власти лидеров. Начинается борьба за влияние, ненависть рабов к господам, побежденных к победителям. Даже божества делятся на два лагеря — для богатых и для бедных. Эти процессы находят отражение и в подсознании людей: в архетипе Герой, который в Таро представлен двумя картами — Император и Повешенный. Герой особенно ярок в 13-15 и 40-45 лет, периоды переходные, тяжелые, в это время человек должен активно бороться за себя, свое место под солнцем, иначе быть ему «на щите» а не «со щитом» в жизни.
Последний архетип патриархата — Мудрый Старец. Он воплощается в двух картах Таро — Великий Иерофант и Отшельник. Эта двойственность связана с двумя основными направлениями, по которым идет духовное совершенствование: через индивидуальный путь познания Божества и путем коллективным, через религиозные массовые течения, сообщества. Мудрый Старец «отвечает» за формирование мировоззрения, морали. В личном развитии он начинает действовать в 18-20 лет, помогая установить шкалу моральных ценностей, выработать высшее общественное сознание, способность к самоанализу. Возвращается этот архетип к 60 годам, и тем, кто не терял времени смолоду, дарит уважение и авторитет у детей и внуков.
Это основные прообразы коллективного бессознательного, кодируемые символами Таро. Есть и вспомогательные, которые, так или иначе, перекликаются с описанными выше. Это земледельческие архетипы — Луна, Солнце, Умеренность, предупреждающие знаки — Колесница, Возлюбленный, Башня. Образ посвящения в некие таинства, навеянный религиозными идеями бессмертия души, искупления смертью Бога людских грехов, отражен в карте Суд, борьба добра и зла — в картах Мир и Дьявол. Итак, оказывается Таро — не только атрибут гадалок, но и предмет для серьезных исследований, а самое интересное — еще впереди.
Здесь приведены некоторые основные архетипы, традиционно ассоциирующиеся с каждой картой, и те психологические аспекты, которые можно с ними соотнести. Я использую термин «архетип» в иллюстративных целях и, возможно, не совсем в юнгианском смысле. В приводимом ниже перечне Справедливость и Сила находятся на своих первоначальных местах как восьмой аркан первая и как одиннадцатый — вторая. Если в вашей колоде эти карты поменяны местами, просто читайте описания в соответствующем порядке и не обращайте внимания на номера.
0. Шут.
Архетипы: странник, придворный шут, божественный дурак, джокер, попрошайка, искатель, вечный юноша.
Психология: Истинное Я, вечное и свободное от эго начало, внутренний ребенок.
1. Маг.
Архетипы: волшебник, чудотворец, трикстер, алхимик, фокусник, Адам, начало «ян».
Психология: Эго, воля, самосознание, коммуникация, синхронистичность.
2. Верховная Жрица.
Архетипы: Жрица, лунная богиня, дева, оракул, сивилла, Ева, начало «инь».
Психология: Память, подсознание, интуиция, душа, психика.
3. Императрица.
Архетипы: Мать, жена, королева, Мадонна, мать-природа, муза.
Психология: правое полушарие мозга, творческий процесс, эмоции, чувства, воображение, любовь, привязанность к матери, анима.
4. Император.
Архетипы: Отец, муж, король, защитник, власть предержащий, цивилизация.
Психология: левое полушарие мозга, рациональное мышление, логика, язык, реализм, отдаление от матери и привязанность к отцу или соперничество с ним или с другими обладающими авторитетом фигурами, анимус.
5. Иерофант.
Архетипы: религиозный учитель, мудрец, священник.
Психология: совесть, мораль, ценности, духовные устремления, трансцендентное, осознание себя как части чего-то большего, чем семья.
6. Любовники.
Архетипы: влюбленные, эрос, бог любви Амур, Адам и Ева, сад Эдема.
Психология: свободная воля, интеграция сознательного «я» с внутренней анимой/анимусом, первый шаг к индивидуации, отделение от родителей, отделение и подавление теневого «я».
7. Колесница.
Архетипы: герой, рыцарь, воин, солнечный бог.
Психология: персона, воля, инициация как вступление в социум, усиление эго, опасность гиперболизации эго, отождествления с эго.
8. Справедливость.
Архетипы: справедливость, равновесие, карма.
Психология: принятие ответственности за свои действия, способность различать, прозрение, самоосуждение, приводящее к дальнейшему усилению и подавлению теневого «я».
9. Отшельник.
Архетипы: старый мудрец, отшельник, философ, монах.
Психология: самопознание, поиск внутренней целостности, принятие себя, первая попытка познать внутренние глубины.
10. Колесо фортуны.
Архетипы: жребий, судьба, счастливая фортуна, цикличность, реинкарнация, эволюция, сфинкс.
Психология: смирение, объективность, гибкость, осознание циклов и моделей, поворотная точка в развитии психики, обозначающая переход от внешних материй к внутреннему росту (интеграция эго и теневого «я»).
11. Сила.
Архетипы: внутренняя сила, выносливость, победа добра надо злом, красавица и чудовище.
Психология: связь между сознанием и эго с одной стороны и первичными инстинктами — с другой посредством анимы/анимуса, принятие и трансформация своей животной природы, здоровая сексуальность, позитивное перенаправливание гнева, похоти, жестокости и других форм инстинктивного поведения.
12. Повешенный.
Архетипы: жертвоприношение, инициация, распятие, временная остановка, обратный ход.
Психология: Отказ от эго-центрированных моделей жизни, посмотреть в лицо бездне, предать себя в руки высшей силы, связь с высшим внеличностным Я.
13. Смерть.
Архетипы: смерть, изменение, трансформация, возрождение.
Психология: принятие своей смертности, момент истины, сокращение «я» до голой сути, оплакивание и празднование того, что жизнь преходяща.
14. Умеренность.
Архетипы: ангел, соединение противоположностей, алхимия, исцеление.
Психология: начало подсознательной реинтеграции, проблеск внутренней целостности, осознание своего внутреннего наставника или ангела.
15. Дьявол.
Архетипы: падший ангел, зло, материализм, порок, путы, либидо.
Психология: коллективная Тень, потакание эго, деструктивные инстинкты, отказ осознать свое теневое «я» и как следствие бессознательное попадание к нему в рабство, вина и самонаказание, дегуманизация, созависимость.
16. Башня.
Архетипы: Вавилонская башня, хаос, разрушение, катастрофа, удар молнии.
Психология: освобождение от искусственных умственных построений и жестких ментальных процессов, сокрушение эго, просветление, истина.
17. Звезда.
Архетипы: звезда, надежда, вдохновение.
Психология: душа, духовность, медитация и созерцание, осознание своего «я» как части космоса, доступ к коллективному бессознательному, ассимиляция и понимание связанных с Башней событий, прозрение, осознанное видение целого.
18. Луна.
Архетипы: луна, сны, мечты, инстинкты, «темная ночь души», нисхождение в нижний мир.
Психология: нисхождение в подсознательное, встреча лицом к лицу, осознание и принятие теневого «я», знакомство с инстинктивной мудростью и изначальным «я», отпускание иллюзий.
19. Солнце.
Архетипы: солнце, успех, исполнение, радость, возвращение к свету.
Психология: духовное просветление, внутренняя гармония, спонтанная радость, природное естественное «я», внутренний ребенок, сознание и осознание.
20. Суд.
Архетипы: Страшный суд, пробуждение, воскресение, восхождение.
Психология: осознание грядущей трансформации, воссоединение подсознания, сознания и высшего Я, внутреннее пробуждение, окончание суда и закрытие дела, возрождение, следование за высшим зовом.
21. Мир.
Архетипы: целостность, синтез, завершенность, вселенная.
Психология: интеграция, душевная целостность и равновесие, самосознание, трансцендентное, самоактуализация, единство с миром.
Эти идеи можно использовать в раскладах. Старшие арканы в целом можно рассматривать как иллюстрацию психологического путешествия, которое начинается в детстве, когда личность еще не сформирована, идет параллельно с развитием психики к сознательному эго и теневому «я» и далее — непростой дорогой самопознания и самосознания, ведущей к реинтеграции «я» и обретению целостности. Выпавший в раскладе Старший аркан поможет вам понять, на какой стадии этого пути находится в данный момент ваш клиент, в особенности если полученные в ответ на его вопрос карты имеют тенденцию концентрироваться в начале, середине или конце цикла. Кроме того, его подчеркнуто положительная или отрицательная реакция на те или иные карты поможет вам определить архетипы, с которыми клиент идентифицируется или которые отвергает, потому что бессознательно проецирует на карту свое негативное «я». Знание архетипов, представляемых картами, расширяет уже имеющийся у нас список их значений и помогает понять, как и каким образом они могут работать в разных раскладах.
Валерия Седова.