Кто сейчас на форуме | Сейчас посетителей на форуме: 696, из них зарегистрированных: 5, скрытых: 0 и гостей: 691 :: 2 поисковых систем Cyanea, MALFRIDA, mj1978, Александррр, ГеллаБольше всего посетителей ( 895) здесь было 22.12.19 3:19 |
Ноябрь 2024 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|
| | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | | Календарь |
|
|
| Время в сибирском шаманизме | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Iden Модератор
Сообщения : 8037 Дата регистрации : 2016-04-23
| Тема: Время в сибирском шаманизме 11.03.20 1:25 | |
| В шаманизме представления о времени не оформились в законченную концепцию, видимо, по причине того, что категория эта является менее существенной для ориентации в реальном мире. В отличие от пространственных отношений, фиксируемых органами чувств, временные отношения не улавливаются отчетливо. Как и в случае с пространством, для его осознания, понадобилось, чтобы эмпирический опыт получил эмоциональную окраску мистического характера. В шаманских мифологиях мы сталкиваемся лишь с первоначальным опытом осмысления времени, еще очень аморфным и расплывчатым.
Надо отметить, что искомая целостность шаманского космоса достигается слиянием пространства и времени в единый нечленимый континиум, в котором нередко положение в пространстве обозначает также и временные координаты. Восток и запад — это начало и конец дня, центр — точка сакрального пространства, отсылающая к началу времен, к моменту, с которого началась история. Неразрывную связь восприятия пространства-времени можно обнаружить в устройстве жилища монголов и бурят. Даже если учесть ламаистские влияния на мировоззрение этих народов, сам факт все равно интересен и немаловажен для шаманизма. По сообщению Дж.Тюрвеева, внутренняя планировка юрты подразумевала членение на 12 частей, что символизировало 12 месяцев, но кроме того, 12-летний годовой цикл с посвящением какому-либо животному, характерный для счета времени в буддизме-ламаизме. Помимо этого указания на космические циклы движения времени, устройство юрты отражало также обыденный его ход, повседневное течение: по углу падения солнечных лучей через верхнее отверстие юрты велся отсчет времени дня, суток, месяца.
Если последовать за рассуждениями М.М.Бахтина, считающего, что прежде всего время раскрывается в природных явлениях:
движение солнца, укладывающееся в суточный цикл, смена сезонов года — то обнаружится, что эти явления были отмечены шаманской идеологией и введены в разряд сакральных. Существует множество версий этиологического мифа, объясняющего смену дня и ночи. Как правило, в сюжете акцентируется идея, что некогда солнце и месяц ходили по небосклону вместе, то есть не сменяли друг друга последовательно, а значит, не существовало хода времени. Оно было единым, не было вех, отмечающих его движение. Далее, по одной легенде обских угров, у месяца-мужа однажды развязалась оборка у бродня, а жена-солнце его не дождалась и ушла далеко вперед, так что месяц так и не смог ее догнать. В мансийской сказке солнце-девушка убегает от месяца-старика, который хочет жениться на прекрасной светоносной девице. Смена сезонов года объясняется какими-либо действиями мифологических персонажей. Так, у манси приход весны вызван нисхождением небесного Владыки Торума на землю для того, чтобы оживотворить природу. В остяцких представлениях Мать-жизнедательница посылает на землю тепло и перелетных птиц, способствуя наступлению нового времени года.
Мы разделяем мнение Г.Гачева, считающего, что смена сезонов года, дня и ночи не есть время. «Это такты, вдохи-выдохи, приливы-отливы. Тут нет начала, конца, направления». Даже время человеческой жизни в шаманских культурах не имеет линейной направленности. В большинстве случаев в сибирских традициях мы сталкиваемся с представлениями о том, что души умерших возвращаются через поколение и продолжают существование в коллективе в облике новорожденного младенца. Обычно души отправляются в теплую сторону света или отлетают к солнцу, где обитает добрая мать-жизнедательница (тюркская Умай, угорская Анки-Пугос), посылающая их затем снова на землю для возрождения в качестве новых членов племени. Реинкарнирующая душа, передающаяся ребенку того же рода, представлялась, как правило, в виде тени. В сибирском шаманизме зафиксированы и другие верования: умерший старик на том свете проживает всю свою жизнь в обратном порядке и, становясь младенцем, вновь рождается в мире людей.
Здесь налицо мотив возвращения к истокам, к состоянию до рождения для нового появления на свет. В этом случае сама линия жизни словно сворачивается в кольцо, и момент рождения тождествен моменту смерти.
Природная смена сезонов задает существующую в мифологиях циркулярную модель времени, которое начинается с момента творения, и далее движение его уподобляется движению колеса. Время мифа указывает на момент возникновения космоса из хаоса. Это время прецедента, являющегося границей периода, когда все было не так, и исторической эпохой, в которую мир стал таким, каким мы его знаем. Но в ритуале всякий раз воспроизводится этот прецедент, возвращая текущее время в исходную точку. Шаманская мифология акцентирует идею необычайных возможностей первых шаманов, утративших к сегодняшнему дню свои сверхъестественные способности. М.Элиаде отмечал, что в якутском фольклоре подчеркнуто выделяется мотив упадничества современного шаманства. Однако подобные идеи широко распространены, исследователи (Е.М.Мелетинский, В.В.Евсюков) неоднократно указывали, что история в мифической интерпретации всегда движется не по пути прогресса, но по линии регресса от «золотого века» к «железному».
Собственно, сама циклическая направленность движения времени намечает такой ход развития мира. Как все в природе, перейдя в своем становлении определенный рубеж, ветшает и в конце концов умирает, так движение времени поэтому определяет регрессивную линию развития. «Время, уже из-за одного того, что оно длится, непрерывно ухудшает условия существования космоса, а следовательно и человека», — объясняет М. Элиаде. Достигая высшей точки после создания (обычно это время справедливых правителей или наисильнейших шаманов), мир постепенно ухудшается и приходит в полный упадок, пока не будет уничтожен. То есть, к циклу суточному, годовому добавляется цикл существования одного мира. Отживший, обветшалый он должен быть сменен на новый, улучшенный. | |
| | | Iden Модератор
Сообщения : 8037 Дата регистрации : 2016-04-23
| Тема: Re: Время в сибирском шаманизме 11.03.20 22:42 | |
| Версии циклического существования человечества или даже всего космоса в целом, ввергнутого в конце света в пучину хаоса, особенно отчетливо разработаны в индейских мифологиях. Как правило, говорится о существовании нескольких эр, каждая закончилась гибелью человечества в результате всемирного потопа, либо нашествия великанов, мирового огня, либо страшного землетрясения и тому подобное. Но всякий раз боги заново создавали человека, надеясь, что вновь созданные люди окажутся лучше прежних. Подобные эсхатологические мотивы известны и в сибирском шаманизме.
Существуют вогульские представления о будущей катастрофе в виде всемирного пожара или потопа, после которого уцелеют лишь мужчина и женщина, которые спасут утку лулу, либо гагару. Эти водоплавающие должны будут повторить космогонию прошлых времен, доставая со дна затопленного океана крупицы земли для сотворения мира. И не стоит видеть в этих мотивах влияние христианских идей, так как появление эсхатологических сюжетов является закономерным завершением циклической модели времени.
Циклическая природа времени тесно связана с идеей возвращения к истокам (в начальную точку творения) и через эту причастность к первоначальным временам — с идеей возрождения заново.
По мнению Ю.М.Лотмана, циклическая модель времени являет первый этап борьбы со смертью. Через вечное возвращение во времена творения, в состояние до рождения, через преодоление истории человек пытается обрести бессмертие.
Истоком бессмертия мыслилось женское начало как вечно юное, дарующее жизнь, поэтому молодой герой в сказке утверждает себя половым актом с вечной женственностью. T.Я.Штернберг отмечал, сколь важен в шаманизме мотив сексуального избранничества и иерогамии с духами противоположного пола. Зародышевое состояние эквивалентно временной регрессии в виртуальный или докосмический образ существования, предшествующий «рассвету первого дня».
Но даже если мотив перерождения не выражен столь очевидно, тем не менее, символическая смерть шамана в ходе инициации возвращает его к изначальной природе полузверя-получеловека, обладающего всей полнотой знания. Каждый раз во время камлания колдун отождествляется со своим всемогущим мифическим первопредком, обращая линейность профанного времени в круг. Такое его течение для мифологического сознания, пытающегося путем повторения ритуала утвердить заведенный порядок, является более естественным.
Парадокс в том, что обусловленное наблюдениями за реальными явлениями природы, циклическое время осмысляется исключительно в категориях сакрального. Хронос в мифологии остается священным, несмотря на то, что его движение оказывается небезразличным для практической деятельности, связываемой исследователями с профанным линейным временем.
Принято считать (А.Я.Гуревич, Ю.М.Лотман), что циклическая модель свойственна мифологическому восприятию времени, а одно направленное движение времени осознается на более поздних этапах мировоззрения (в религиозном, научном). Учитывая, что шаманизм развивался на основе мифологии и включает в себя некоторые элементы религиозного культа, а также рационального знания, попытаемся определить, какие существенные мотивы акцентируются в связи с двумя направлениями движения времени: линейным мирским и кругообразным мифическим. Похоже, в данных культурах мы сталкиваемся с двойственным отношением ко времени, когда оновыступает то как мирское, то как священное. Возможно, что суточный цикл воспринимался вполне обыденно: он легче фиксируется сознанием и связан с биологическим временем индивида. Свидетельством является и то, что мифы, объясняющие смену дня и ночи, относятся к разряду экзотерических, они не наделены тем сакральным смыслом, как, к примеру, мифы творения, знание которых может воздействовать на космический порядок. Но и календарные циклы в традиционных культурах отмечаются по их значимости для хозяйственных работ, то есть вполне вписываются в повседневное течение жизни. Это со всей очевидностью проявляется в названиях месяцев, указывающих на те или иные сезонные работы. Так, Г.Старцев в своем очерке об остяках Тобольской Губернии сообщает хантыйские названия месяцев, дает их транскрипцию и перевод: октябрь — «месяц рубки леса», январь — «замор рыбы в реке», июнь называется «нельму несущий месяц», июль — «месяц городить малые сора». Нечто подобное находим в мансийском календаре. Н.Новикова перечисляет названия месяцев, отмечающие характерные явления природы в тот или иной период года, а также определенные работы, производимые в это время, отражающие технику охотничьего и рыболовецкого хозяйства. Апрель называется «временем загона лося по насту», июнь — «тетерева на току», май — «рыба нерестится».
Границы месяцев при этом не являются устойчивыми. Собственно, отмечается не течение времени года, а период того или иного природного или социального явления. Время здесь содержательно, наполнено событиями и не воспринимается вне этого содержания.
Исследователями (М.И.Стеблин-Каменский, М.М.Бахтин, А.Я.Гуревич) отмечается, что мирское время линейно и необратимо, события здесь образуют некую последовательность. Но эта последовательность в мифологических культурах указывает не на течение времени, а превращается в каузальный узел. Специалисты по вопросам архаического сознания (К.Леви-Строс, Е.М.Мелетинский) считали, что на ранних стадиях мышления причинно-следственная связь образуется по аналогии явлений (цвет, функции), либо звенья цепи выстраиваются по принципу следующих друг за другом событий. Теневой театр, изображающий зверей, предшествующий удачной охоте, становится причиной удачной охоты, превращаясь в ритуальное действо. Здесь значимо не время само по себе, но практическая ценность событий, являющихся поэтому не единицами временной структуры, а аксиологическими ориентирами. Акцент ставится на ситуации проживаемого момента, которая является результатом предшествующей деятельности и влияет на события в будущем. Однако, само это будущее, как и предшествующее, переживаются не как текучее время, не как последовательность, а как магически обусловленные причина и следствие. Прошлое и будущее стягиваются в одну точку — настоящего. «Практически временная ориентация в этом обществе распространяется лишь на ближайшее будущее, недавнее прошлое и на текущую деятельность, на явления непосредственного окружения человека, — за этими пределами события воспринимаются более расплывчато и слабо координированы во времени, они становятся уже достоянием мифа», — пишет А.Я.Гуревич. Но в моменте настоящего значимо не время само по себе, а практическая ценность событий, его наполняющих. В этом случае время выступает не как философская категория, а лишь как операциональное понятие, определяющее длительность какого-то действия, продолжительность событий, период, ритм. Причем, здесь вполне можно обойтись без специального термина. Чтобы указать, например, длительность своего отсутствия, герой угорской сказки сообщает, что он вернется, когда пять котлов вскипит. Время измеряется конкретным практическим действием.
Все этапы хозяйственных работ вписаны в круговое движение космического года. Беспрестанно повторяясь, они не могут быть маркерами будущего или прошлого, но сливаются в одно нерасчлененное поле, так что синхронными могут мыслиться и те события, что произошли с мифическими предками, и те, что произойдут с кем-либо из живых. Заполненность времени событиями как бы делает его одним целым с пространством и заставляет воспринимать его как некую материальную субстанцию. Как характерную черту мифического времени М.И.Стеблин-Каменский выделил то, что оно является материализованным. Так, на Востоке существует образ «колеса времени», воплощающий циклическую его модель. Греками создан символ, характеризующий линейное движение времени в образе нити судьбы. | |
| | | Iden Модератор
Сообщения : 8037 Дата регистрации : 2016-04-23
| Тема: Re: Время в сибирском шаманизме 11.03.20 23:14 | |
| Обращаясь к мифологическим сюжетам, мы бы не стали разграничивать мирское и священное время, как это делает большинство исследователей. Сакральное может явить себя везде и всюду, а не только в процессе ритуала. Присутствие Нумена обнаруживается в любой момент. Мирча Элиаде, хотя и противопоставлял линейное и цикличное время мифа, при этом делал оговорку, что в архаической культуре каждому ответственному действию придается магически-религиозное значение и ценность, нужно лишь вспомнить космологический подтекст, в результате чего и таинство, и физиологическая деятельность становятся явлениями одного порядка. Для последователей ученого (О.Флайерти) из недифференцированности повседневного и ритуального вытекали два жанра мифотворчества: в одном случае мифический сюжет должен рационализировать непонятные, таинственные, сверхъестественные явления; в другом случае при создании мифа вытягивается мифический смысл из очевидной обыденности.
В шаманском фольклоре можно обнаружить легенды, героями которых являются реально существующие исторические личности. Более того, указывается конкретное время их жизни («во времена моего деда» и т.п.). Подобная форма используется для того, чтобы убедить слушателей в реальности событий, в реальности необычных способностей шамана. Упоминания о родственниках, являющихся свидетелями тех невероятных историй, должны подтвердить достоверность рассказа: если были наблюдатели среди живых людей, значит, все происходило на самом деле. То есть, будучи вписаны в историю, самые невероятные события прежних времен превращаются в реальность, становятся фактом. Как правило, деяния великих шаманов никто из ныне живущих повторить не в силах. Подобные взгляды указывают на появление линейного времени. То есть, однонаправленное время необходимо мифологическому мышлению, чтобы удостоверить некие фантастические происшествия, чтобы о них говорилось как о реально случившихся фактах.
По мнению Е.М.Мелетинского, односторонне направленное время появляется в мифе для того, чтобы обосновать исторические события, ввести ныне действующий режим, власть в разряд сакрального. Линейное время, с точки зрения М.М.Бахтина, возникает сосознанием человеком истории. Это не значит, однако, что архаическое мышление не воспринимало исторического движения времени. Напротив, мифологическое сознание очень тонко ощущало угнетающую зависимость от истории и обусловленность временем. По М.Элиаде, мифологическое мышление сопротивляется истории, которая означает рождение и смерть — краткий миг существования, вырванность из всеобщего круговорота, его непрерывного течения.
История делает время дискретным. «Время — функция отдельности-отделенности. От покинутости, заброшенности — вот и счет ведет: от отрыва от пуповины Целого до возврата и слияния — срок от дельного бытия», — пишет Г.Гачев.
Время лишь делает возможным появление и существование вещей. Чтобы уяснить их сущность, нужно вырваться за пределы самого времени. Для мифологического сознания этот выход таится в обряде, всегда имеющем трансисторический смысл, поскольку в ритуальном действии человеку дана возможность пережить тот мистический опыт, который доступен только сверхъестественным существам — героям мифа. Ритуал удостоверяет, что есть нечто, существующее в форме абсолютного, не омраченного историей, и сам человек является не просто свидетелем, наблюдателем, но и участником тех давних событий, которые происходят также и в этот момент его жизни. Здесь уже не имеет значения никакая последовательность, отношения «раньше-позже» отпадают, все происходит и все случается в одной точке — настоящего. Во время ритуального действия в мистическом озарении, делающем все события одновременными, человек приобщается к тайне бытия (поскольку он свидетель творения) и осознает суть вещей (так как он знает о причинах их существования и видит, каким образом вещи являются в мир). События мифа, воспроизведенные в ритуале, делают его причастным к богам. События мифа становятся событием человека с высшими существами. Однако участие в ритуале не только дает ощущение мистической сопричастности и знание существа вещей, но и возвращает человека в точку вне времени, в точку, из которой раскручивался мир и в пространственном, и во временном отношении. Существенно то, что шаманское камлание, праздник жертвоприношения производятся всегда в специально отведенном для этого чуме или в удаленном от селения участке тайги, куда в обыденное время доступ непосвященным запрещен. Это необходимо для того, чтобы вывести участников обряда за пределы повседневного существования, в точку вне времени, где его движение прекратилось в тот самый момент, когда произошел прецедент.
Обычно исследователями (Е.М.Мелетинский, Е.С.Новик) отмечается, что ритуал, воспроизводя события мифического прошлого, повторяет их. Современные шаманы, якобы, пытаются подражать действиям Первых Великих Шаманов, умеющих реально, в физическом теле совершать свои умопомрачительные путешествия на небо и в подземный мир. Нам думается, однако, что и для кама поздних времен его полет или погружение в нижний мир, совершенные в экстатическом состоянии, мыслятся не менее реальными. Речь идет о мастерах своего дела, а не о тех камах, которые не обладают достаточными способностями и лишь имитируют транс. На самом деле, для мифологического сознания воспроизведение в ритуале прецедента — это не сходство, не повторение, а полное тождество.
Время и место — те же, что были тогда. Участник ритуала не подражает действиям мифического первопредка, он сам и есть этот первопредок. К.Леви-Строс неоднократно говорил об особой ценности мифа, заключающейся в том, что его события, происходящие, как считается, в определенный момент времени, образуют постоянную структуру, одновременную как для прошлого, так и для настоящего и будущего. События сосуществуют как бы в одном плане, так что нельзя определить ни течения, ни направления времени. Его циклическая модель преодолевает и его необратимость, дает возможность вернуться к моменту космогонического акта и тем самым упразднить историю, избавиться от прошлого и начать все сначала; делает возможным прорыв священного в обыденную жизнь. Но мотив возвращения ко временам начал связан не только с возможностью перерождения, но и с возможностью выйти за пределы существования, отказаться от действенного времени в пользу неподвижной, непрерывной Вечности, которая оказывается выше жизни и смерти. Время, в котором мир развивается, является историей. Вечность же — отнюдь не движение времени от бесконечности прошлого в бесконечность будущего, она — за пределами всякого движущегося времени. Она нечленима, нераздельна, недискретна.
Нельзя сказать, что в шаманской мифологии произошло осмысление категории вечности. Но ощущается отчетливое стремление осознать ее путем устранения длящегося времени. Во всех сибирских представлениях о жизни после смерти разработаны не только версии перерождения, но встречается также мотив, явно свидетельствующий о желании вырваться из этого круговращения. Некоторые умершие отправляются не в загробное царство, связь с которым может быть поддержана шаманами, и откуда души могут быть возвращены в мир живых. Они попадают на уровень светозарного неба, откуда уже никогда не возвращаются. К.Ф.Карьялайнен связывал этот сюжет с прямым влиянием идеи христианского рая. На наш взгляд, мотив имеет самостоятельное происхождение и является закономерным этапом развития идеи бессмертия.
На мифологическом материале можно убедиться, что обретенное некоторыми героями бессмертие — это еще не есть вечность, поскольку оно всегда связано с исторически обусловленными устоями, а значит, так или иначе соотнесено с историей. Само мифологическое царство мертвых расположено не за пределами, но в границах космоса. Пребывание в нем бессмертных душ не избавляет от ответственности. Загробный мир в мифологии может быть соотнесен с будущим (туда отправятся умершие), но и с прошлым (оттуда явились души для возрождения). Циклическое время, как оказалось, не дает возможности преодолеть его течение, оно лишь дает возможность вернуться в начальную точку, и тем самым упразднить историю, избавиться от прошлого. Это лишь первый шаг в поисках вечного существования. Более важной в мотиве возвращения во времена начал является идея выхода за пределы существования к сущему, попытка отказаться от иллюзии мира в пользу истинности, которая оказывается за пределами реальности, за границами бытия.
Если первая модель — циклическое время— указывает на периодическое возвращение в мир людей через перерождение, то следующим шагом должно было быть преодоление этой суеты, круговорота жизни и смерти. Но для этого необходимо вырваться за пределы круга, то есть мифологического космоса. Время творения поэтому — не просто момент слияния или нерасчлененности прошлого, настоящего и будущего, это момент, когда открываются врата в вечность, трансцендентную миру. Данный временной момент является неизменным атрибутом сакрального центра.
Разумеется, эти воззрения нашли осмысление лишь в развитых мифологических системах. В шаманском комплексе они проявляются в качестве интуитивных прозрений, в художественных образах.
У алтайских народов существует поверье, что иногда, лишь на одно мгновение приоткрывается щель между небом и землей, и через зазор снаружи проникает чудесный свет. Этот свет излучает не небесный свод, связанный с верхним царством (начало становления мира).Он не пробивается из-под земли, царства умерших (будущего, ожидающего нас). Он существует за пределами организованного мира, он связан с вечностью. Так как этот вечный свет не присущ космосу,то он отождествляется с хаосом, в котором все нераздельно и представляет собой некую целостность, где время соединено с пространством. Этот хаос мыслится в качестве некой субстанции. Этот хаос — Ничто — не есть полное отсутствие: потенциально он содержит в себе все элементы будущего космоса. В нем также заложены уже все моменты будущего становления мира до самого его исчезновения и возвращения в это Ничто.
Любопытно, что в шаманских мифологиях, в представлениях о времени еще сохранилась искомая целостность. Идея необратимого сюжетного исторического времени для них несущественна. Даже в рамках движущегося времени сохранена его неделимость. «Мифу чуждо разделение целостной ткани времени и включение ее в твердо установленную систему, в которой каждому событию соответствует одно и только одно место», — считал Э.Кассирер. «Исчезновение» события означает попросту удаление сознания от места встречи с событием в пространственно-временном континууме. Событийная наполненность времени делает его неотъемлемым элементом этого континуума, не имеющего в мифологии четкой структуры, но переживаемого как неделимая целостность. | |
| | | | Время в сибирском шаманизме | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |