Кто сейчас на форуме | Сейчас посетителей на форуме: 696, из них зарегистрированных: 5, скрытых: 0 и гостей: 691 :: 2 поисковых систем Cyanea, MALFRIDA, mj1978, Александррр, ГеллаБольше всего посетителей ( 895) здесь было Вс 22 Дек - 1:19 |
Ноябрь 2024 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|
| | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | | Календарь |
|
|
| Дни поминовения усопших | |
| | Автор | Сообщение |
---|
MALFRIDA Ведунья
Сообщения : 37401 Дата регистрации : 2013-03-01
| Тема: Дни поминовения усопших Чт 7 Мар - 22:27 | |
| Поминальные дни существовали во всех религиях и у всех народов. В Православной Церкви поминальными днями служат 3, 9 и 40-й дни по кончине и самый день смерти, а также ежегодные общие поминальные дни:
- Вселенская Родительская суббота (перед прощеным воскресеньем), - Троицкая Родительская суббота накануне Пятидесятницы, - Родительские субботы «во дни печальные Великого поста» (2, 3, и 4-я недели), - Радоница — вторник на Фоминой неделе - Димитриевская суббота.
Поминовение во Вселенскую Родительскую субботу идет со времен апостольских, в Радоницу — со времен Златоуста и Амвросия Медиоланского, в Димитриевскую субботу—с 1380 года, оно было установлено Димитрием Донским в память убитых в борьбе с татарами русских воинов. Этот день посвящается, главным образом, поминовению воинов, «на брани живот свой положивших».
Поминовение усопших — это как бы продолжение отношений, связывавших живых с умершими во время их земной жизни.Обычай поминовения усопших восходит к временам ветхозаветным. В Ветхозаветной Церкви был обычай преломлять над умершими хлебы, при гробах раздавать их неимущим, по случаю кончины ближних налагать на себя пост и молиться.
В день погребения и поминовения усопших по традиции приносится в церковь и вкушается дома поминальная кутья, или коливо,— сладкая каша из зерен красной пшеницы или риса с медом и сладкими плодами (изюмом). Зерна символизируют будущее воскресение умершего, а сладость — символ райского блаженства.Провожать в последний путь —очень старый обычай. У многих народов издавна принято устраивать в доме умершего поминки, на которые приглашаются самые близкие покойного. Без приглашения приходить на поминки не принято.
Поминальный стол украшают веткой ели, брусники, мирта, черной траурной лентой. Скатерть должна быть строгой, но не обязательно белой, она может быть темно-голубой, синей или даже черной. В память о покойном на стол ставят один прибор, на пустую тарелку кладут нож и вилку параллельно, ставят зажженную свечу, украшенную черной лентой. Место, где покойный сидел за праздничным столом, оставляют незанятым. Спинку стула украшают веткой ели, траурной лентой. Одежда на поминках траурная, черная или темных тонов — синего, лилового.
На поминках принято вспоминать добрые дела, жизнь покойного. Поминающий может предложить выпить в память о нем, однако не следует злоупотреблять алкоголем, помнить, по какому поводу собрались.К поминальному столу принято подавать ритуальные кушанья — постную кутью, блины и кисель. Кроме этих обязательных блюд подают холодные рыбные закуски, сельдь, шпроты, рыбные кушанья, пироги, пряники, печенье.
7 ноября - Дмитриевская поминальная суббота
Есть такие дни в году, в которые принято поминать родных и близких, ушедших в иной мир. Таким днем является суббота перед днем памяти вмч. Димитрия Солунского, которую называют Дмитриевская родительская суббота. В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших людей, преимущественно родителей. Но Дмитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам о тех, кто погиб, пострадал за Православие. Православная церковь вспоминает всех воинов, погибших за веру и отечество на поле брани, а также всех умерших скоропостижной смертью, которые не были напутствованы в жизнь вечную молитвами святой церкви. Установление поминовения в эту субботу принадлежит князю Дмитрию Донскому, который, одержав трудную и кровопролитную победу на Куликовом Поле (1380год), по совету и благословлению Сергия Радонежского, определил совершать поминовение ежегодно в субботу накануне дня памяти своего небесного покровителя – великомученика Дмитрия Солунского, убитого за веру в 306 году. Впоследствии, вместе с воинами стали поминать и других усопших.
Что нужно делать в родительскую субботу?
Накануне и в саму родительскую субботу нужно прийти на Богослужение. Перед его началом подать записку с именами усопших, поставить свечи на панихидный столик, но главное – помолиться о своих близких, вслушиваясь в слова церковных песнопений. Самая краткая молитва: «Упокой, Господи, душу усопшего раба(ы) Твоего (имя), и прости ему вся согрешения его вольная и невольная, и даруй ему Царствие Небесное». С этой молитвой можно ставить свечи, прощаться с усопшим.
Как правильно подавать заупокойную записку?
Чтобы помянуть усопших в храме, нужно придти в храм к началу богослужения и подать заупокойную записку с именами в свечной ящик. Проскомидия – это первая часть Литургии, которая совершается в алтаре. Во время проскомидии священник извлекает маленькие частички из особых хлебцов – просфор, произнося с каждой частичкой имена живых или мертвых из поданных записок. Впоследствии, после Причащения, эти частички опускаются в Чашу с Кровью Христовой со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Поминовение во всеуслышание на Литургии происходит во время ектений о здравии, затем об упокоении, которые произносятся после чтения Евангелия. За панихидой молятся о многих усопших, и совершается она обычно после Литургии. Как оформить записку об упокоении? В заглавие записки пишется: «О упокоении». Под этой строкой необходимо в столбик написать имена в родительном падеже сначала мужские, потом женские.
Дети до 7 лет именуются младенцами (мл.), от 7 до 14 лет – отроками (отр.). Усопшие до 40 дня надписываются новопреставленными, после, при поминовении в памятные для усопшего дни (день рождения, смерти) – приснопамятными.
Отдельно отмечаются воины (воин.), но при этом нет необходимости писать «погибший», «сгоревший» и т. д. Нельзя поминать за упокой людей, прославленных в лике святых, так как святые молятся за нас перед престолом Божиим, а не мы за них…
Великую силу имеет поминовение в раздаче милостыни за умершего. «Чем больше имеет грехов умерший, тем нужнее для него милостыня; благодетельствуй вдовам и нищим: это самая важная принадлежность погребальная», – говорит святитель Иоанн Златоуст. Люди, у которых нет особых средств, жертвуют продуктами, которые укладывают на стол, расположенный перед (или за) панихидным столиком. Стоит помнить, что в храм не принято приносить мясные продукты, нельзя жертвовать водку или коньяк, а в период поста не следует оставлять на панихидных столиках яйца, молочные продукты и сладости. После завершения заупокойного поминовения эти прошения раздаются служащим храма, а также нуждающимся и неимущим. Побывав на службе, заказав панихиду и помолившись на ней за усопших, православный христианин отправляется на кладбище, чтобы помолиться за своих родных, вспомнить о них что-то хорошее, навести на могиле порядок.
Молитва поминальная
Боже духов, и всякие плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый, Сам, Господи, упокой душу усопшаго раба Твоего (имя) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание, всякое согрешение, содеянное им, делом или словом или помышлением, яко Благий Человеколюбец Бог прости: яко несть, человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо Един, кроме греха, правда Твоя правда вовеки, и слово Твое истина. Яко Ты еси воскресение, и живот, и покой усопшаго раба Твоего (имя), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
К Дмитриевской субботе пекут пироги с начинкой из творога, капусты, каши или без начинки. Главное, чтобы пирогов было побольше. Как правило, они имеют продолговатую форму. Помимо этого к Дмитриеву дню готовили студень из свиных или говяжьих ног, щи со свининой, говядиной или солониной, ветчину с хреном, кашу крутую или размазню с маслом и молоком, лапшу жирную или молочную, жаркое из баранины, свинины или говядины, кисели, а также подавали на стол всевозможные соленья. Поминовение на Дмитриевскую родительскую субботу обычно проходит дома, в кругу семьи, за столом с зажженными свечами. Считается, что в Дмитриевскую субботу души предков спускаются на землю, чтобы посмотреть, как сохраняется память о них, как сберегают люди оставленное наследство.
Молитва поминальная (читается перед вкушением пищи) Помяни, Господи, души усопших рабов твоих, родителей моих, и всех сродников по плоти; прости их вся согрешения вольная и невольная, даруй им царствие и причастие вечных Твоих благих и Твоея безконечныя и блаженныя жизни наслаждение.
Традиционным блюдом праздничного стола является фаршированная свиная голова. Готовят обязательно и ритуальные блюда – поминальную кутью, блины, овсяный, медовый или клюквенный кисели, сыту, канун и др. Для умерших на стол ставят отдельно тарелку, на которую кладут понемногу все приготовленные для трапезы блюда, а также наливают рюмку водки или вина. Тарелку с едой и рюмку с водкой или вином оставляют на столе до утра. За трапезой вспоминают добрым словом жизнь, дела, черты характера предков. Во время поминальной трапезы старшие члены семьи как бы подводят итоги прожитого года, задумываются над смыслом жизни. Для молодежи – это своеобразный урок истории рода. Они воспитывают любовь и уважение к ближним, их наследию, не дают прерваться той нити, которая связывает многие поколения людей. В народе Дмитриеву субботу называли «поповской работой», так как священникам приходилось служить много панихид на могилах. «Дмитриев день покойнички на Руси ведут, покойнички ведут, живых блюдут». «Поминай живых добром, а покойничков зеленым вином». «Тяжела земля, а как обольешь ее пивцом да винцом - все полегчает». «С веселыми поминками и покойничкам веселее». «В свят-Дмитриев день и воробей под кустом пиво варит».
Многие обряды славян связаны с основными славянскими языческими культами, которые, несколько изменившись, перешли и в христианство.
Главными культами славян были культы огня (небесного и земного), воды, земли и Рода (родителей, мёртвых). Культ воздуха всегда был второстепенным и воплощался в основном в особом отношении к ветру, но не более того. Второстепенным было и поклонение тотемным животным (если только они не символизировали огонь (конь, петух), воду, землю или Рода (олениха, корова, медведь)). Второстепенным было и поклонение священным деревьям, и поклонение камням и др.
Многие славянские обряды сопровождались особой трапезой, в которой либо само блюдо, либо продукты, из которого оно приготовлено, символизировали ту или иную стихию, «кормление» родителей. Например, яйца, целые зёрна пшеницы или других злаков символизировали землю, блины – солнце, огонь небесный (просто кощунством выглядели в связи с этим бледные резиновые квадратные блины советской эпохи), мёд, молоко (особенно маковое) – обильную, сладкую жизнь в Вирии – славянском рае, каша – продолжение рода, плодородие вообще, обрядовая выпечка в зависимости от формы символизировала и огонь домашний, и огонь небесный (солнце), и жизнь, плодородие (через культ земли), и смерть – погребальный огонь и т.д. Одно и то же блюдо могло быть составляющим нескольких обрядов.
Под родителями понимались все умершие своей смертью или погибшие на поле брани, в отличие от «заложных» - самоубийц, утопленников и т.п.
В славянской культуре всячески подчёркивается, что между миром живых и миром мёртвых существует своеобразная грань, которую нелегко преодолеть. Похоронно-поминальные трапезы должны подготовить умершего к такому переходу. Вместе с покойником происходит несколько трапез, во время которых изменяется его статус. Во время последних трапез (поминальных) он уже окончательно причисляется к миру мёртвых.
В похоронно-поминальные обряды включается несколько видов трапез: - трапеза во время ночного бдения около покойника; - ритуальное угощение гробовщика, обмывальщиц, плакальщиц, могильщиков - трапеза на могиле во время похорон; - поминки в день похорон в доме; - «бужение» покойника на следующее утро на могиле; - поминальные трапезы на девятый, сороковой дни и в годовщину смерти; - трапезы на кладбище в родительские дни (задушины, дзяды, радуницы и т.п.). | |
| | | | Дни поминовения усопших | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |