Кто сейчас на форуме | Сейчас посетителей на форуме: 718, из них зарегистрированных: 3, скрытых: 0 и гостей: 715 :: 2 поисковых систем Cassiopeia, mj1978, Timyr2021Больше всего посетителей ( 895) здесь было 22.12.19 3:19 |
Ноябрь 2024 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|
| | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | | Календарь |
|
|
| ДРЕВНЯЯ МИФОЛОГИЯ БЕЛОРУСОВ. БОГИ И ДУХИ ЛЕСА | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Джива Активные пользователи
Сообщения : 8351 Дата регистрации : 2013-12-11
| Тема: ДРЕВНЯЯ МИФОЛОГИЯ БЕЛОРУСОВ. БОГИ И ДУХИ ЛЕСА 25.10.14 12:11 | |
| ДРЕВНЯЯ МИФОЛОГИЯ БЕЛОРУСОВ. БОГИ И ДУХИ ЛЕСА
Лес – в значительной мере враждебное пространство для человека, плотно заселенное богами, духами. Оно граничит с территориями деятельности человека, чаще всего с полем, и между ними поддерживается связь. Переступить границу между полем и лесом – значит войти в чужое пространство. В лесу обитают боги, божки, духи, священные животные и растут священные растения. В большинстве своем они подчинены темным силам, которые в свою очередь служат Чернобогу.
Лес занимает в жизни белоруса значительное место: позволяет строить и обогревать жилье, дает дополнительные продукты питания. И человек преодолевает свой страх и идет в лес, надеясь поладить с духами, которые и им владеют. Главное – не провоцировать их. Часть духов можно задобрить, принеся им жертву: кусок хлеба, сала или другого съестного. Но есть духи, что на все времена сохранили обиду на человека и всегда готовы мстить ему.
В лесу живут священные животные, растут говорящие растения и травы. Есть люди, которые слышат и понимают их язык, могут узнать, какая в них таится сила: лечебная или отравная, и при каких болезнях какое растение помогает.
За лесом начинается чужая земля, другой мир. Там садится солнце. Оттуда, из-за леса темного, приходят волшебники и неведомые духи и чудовища.
Главным в лесу является Лесун (Лесовик, Леший, Лесной дед) -хозяин леса и всего, что в нем водится. Среди деревьев он ростом с деревья. На лесной поляне или опушке леса – ростом с траву. Сфера деятельности Лесуна – весь лес холмами и низинами, оврагами и полянами, за исключением водоемов: озер, рек, болот. В глубине леса находится дом Лесуна, где живут его жена и дети. Сам же он дома не сидит – больше обходит свои владения. Отдыхает и ночует на вершинах высоких деревьев, в дуплах, густых зарослях, буреломах.
Последний раз редактировалось: Гарпия (25.10.14 12:16), всего редактировалось 1 раз(а) | |
| | | Джива Активные пользователи
Сообщения : 8351 Дата регистрации : 2013-12-11
| Тема: Re: ДРЕВНЯЯ МИФОЛОГИЯ БЕЛОРУСОВ. БОГИ И ДУХИ ЛЕСА 25.10.14 12:12 | |
| При обходе владений Лесуна сопровождают стада зверей и стаи птиц. Он способен имитировать голоса всех живых существ. Любит пугать человека, особенно ночью, дикими звуками, сбивает с пути, заставляя блуждать, и доведя человека до отчаянья, хохочет. А то начнет плакать, как ребенок. Кто пойдет на помощь, может попасть в болото. Но кто знает, как позвать Лешего и завоевать его расположение, получит хорошего помощника. Леший будет загонять на него во время охоты дичь, показывать грибные и ягодные места, оберегать от соперников. Лесовик не любит, когда переходят его любимую тропинку. Вредит плохим хозяйкам и детям, которые не слушаются своих матерей. Лесовик крадет таких мальчиков, а Лесовичиха – девочек.
Волшебные знания и богатство получают от Лесовика те, кто окажет какую-нибудь услугу его детям. Многих он наделяет знаниями знахаря.
Еще ряд мифологических персонажей имеют отношение к лесу, о чем свидетельствуют их имена.
Пущевик. Делает людям зло только потому, что из-за них ему пришлось прятаться в вековых дубравах. Способен убить человека одним взглядом. Чтобы обезопасить себя от Лесовика или Пущевика, нужно умилостивить их жертвоприношениями. Но если наткнулся на Пущевика, надо уходить из пущи, делая резкие повороты в разные стороны: он плохо видит и не может уследить за человеком. За территорию пущи Пущевик не выходит.
Купальский дедок – добрый лесной бог, встретить которого можно в лесу на Купалье. Только Купальский дедок может беспрепятственно собирать Купальские цветы; он ходит с корзиной и наполняет ее цветами, отчего она горит, как жар. Если встретиться с ним и разостлать перед ним белую скатерть, то он бросит на нее один цветок. Хватай тогда быстрее его и, разрезав ладонь правой руки, закладывай под кожу. Счастливый владелец чудесного цветка получает дар знать все на свете, и особенно, где какие богатства лежат и как к ним подступиться, какие заклятия на них наложены и как их расколдовать. Понятно, что злые духи, которые охраняют богатства, всеми силами стараются отобрать цветок. | |
| | | Джива Активные пользователи
Сообщения : 8351 Дата регистрации : 2013-12-11
| Тема: Re: ДРЕВНЯЯ МИФОЛОГИЯ БЕЛОРУСОВ. БОГИ И ДУХИ ЛЕСА 25.10.14 12:12 | |
| Белорусы верят еще в лесного божка, которого называют Доброхочий. Раньше видели его, когда он ходил возле лесов. Рост его зависит от высоты дерева, рядом с которым он оказывается. Это скорее справедливый судья, чем злой дух. Он защитник людей учтивых, но сурово карает за непристойность. Кара распространяется только на виноватого и не касается его богатства. Доброхочий насылает мучительные болезни на виновного, который умирает в страшных муках, если не пойдет за спасением к знахарю, умеющему задобрить этого бога жертвами. Обычно это краюха хлеба и щепотка соли, завернутые в чистый лоскуток. Знахарь идет в лес со страдальцем и, помолившись над приношением, оставляет все это в лесу вместе с болезнью. Из леса больной возвращается уже здоровым.
Следует помнить, что если кто-нибудь ступит в след Доброхочего, сразу же потеряется в лесу и только вечером сможет вернуться домой. Часто бывало, что человек несколько дней где-то пропадает, а вернувшись, уверяет всех, что Доброхочий держал его в лесу, рассказывает всякие удивительные вещи…
За порядком в лесу наблюдает Гаёвый дед, или Гаюн, который охраняет красоту нетронутых мест и следит за лесорубами. Деревья для строительства хаты не заготавливали без разрешения Гаёвого деда. Срубленное без его разрешения дерево не было долговечным и прочным. Для этого Гаевику оставляли в лесу гостинец со словами: «Принес еды Гаёвому деду. Или сам съешь, или внучкам отдай». Внучки Гаёвого деда – Гаёвки – молодые, игривые девушки. Они любят все живое. И лось, и маленькая птичка, если заболеют или поранятся, обращаются к Гаёвкам за помощью, потому что знают: они залечат раны, выходят их. | |
| | | Джива Активные пользователи
Сообщения : 8351 Дата регистрации : 2013-12-11
| Тема: Re: ДРЕВНЯЯ МИФОЛОГИЯ БЕЛОРУСОВ. БОГИ И ДУХИ ЛЕСА 25.10.14 12:13 | |
| В лесу, наверное, было бы скучно без красивой, веселой молодицы – Зазовки. Она красиво поет, чем и приманивает в первую очередь мужчин. Пение у нее необычайно чистое и мелодичное, песни красивые. Человек, заслушавшись, идет на звук ее голоса, а Зазовка уходит все глубже в лес и перестает петь. Много людей потом не находило дороги обратно и гибло.
В самом темном лесу, в самом топком болоте живет Кадук. Ему служат многие духи леса. Сам Кадук выходит из болота лишь тогда, когда подчиненные ему духи не выполняют его поручения. Кадук люто ненавидит человека. Люди, которые попадают в его владения, неизбежно гибнут. Проклятье «Чтоб тебя Кадук забрал» настолько сильное и необратимое, что белорусы применяли его очень редко и только в исключительных случаях.
Баба Юга (Баба-Яга или Ягиня) – человекоподобный лесной дух, хозяйка всех духов и привидений. Злая колдунья, которая делает разные гадости: гонит ветры и тучи метлой, живится душами людей, пугает лесных жителей и человека. Летает в ступе, помелом след заметает. При необходимости может летать на метле, кочерге, граблях. Пакостит Ягиня только ночью и только в лесу. Дальше ее сила не распространяется. | |
| | | Джива Активные пользователи
Сообщения : 8351 Дата регистрации : 2013-12-11
| Тема: Re: ДРЕВНЯЯ МИФОЛОГИЯ БЕЛОРУСОВ. БОГИ И ДУХИ ЛЕСА 25.10.14 12:13 | |
| Хозяин всех ужей – Ужиный князь. Он всегда ползет впереди своих подопечных, показывая им дорогу. Ужиный князь значительно больше остальных ужей, с блестящими глазами, может ходить на хвосте стоймя. Нет ему равного среди ужей: все они его дети и подданные. Если уж свистнет он, то свист его слышен по всей Беларуси.
Узнать князя ужей можно по золотой короне на голове. Можно попробовать получить эту корону. Для этого надо пойти на Лосиную гору осенью, когда ужи собираются в Вырай. Путь к Лосиной горе тяжел, много страхов и искушений ожидает человека. Главное, ничего не бояться и ничему не удивляться, иначе не дойдешь до места. На гору надо прийти до утра. Приметив князя ужей, нужно расстелить перед ним скатерть иди полотенце, стать на колени и низко поклониться. Сбросит князь корону на полотенце и уйдет со своими подданными в Вырай. Владельцу ужиной короны всегда будет везти на охоте; ему будет помогать огромный таинственный черный пес. Кроме того, владельцу короны станут известны все сокровища, перед ним будут открываться все двери и запоры, он сможет понимать язык зверей и птиц.
Уж дома – хорошее знамение. Убить ужа – согрешить перед богами. Раньше люди дружили с ужами, давали им пристанище, кормили хлебом и молоком. Сядут обедать – и он тут как тут. Бывало, дети били ужа ложкой по голове. Он обижался, отползал на минуту, но тут же с другой стороны снова подползал к тарелке. | |
| | | Джива Активные пользователи
Сообщения : 8351 Дата регистрации : 2013-12-11
| Тема: Re: ДРЕВНЯЯ МИФОЛОГИЯ БЕЛОРУСОВ. БОГИ И ДУХИ ЛЕСА 25.10.14 12:14 | |
| Белорусы верили: если с ними рядом уж – будет счастье и достаток в доме. Если домашний уж умирал, люди грустили и делали из ужиного жира свечку на черный день. Придет беда – зажжет белорус свечу, свет от нее разольется по всей земле, попадет в самые глубокие и темные норы. Тогда все ужи спешили на помощь добрым людям. А впереди – их король с золотой короной на голове.
Когда ужи ползут в Вырай, то каждую травинку, пенек, дерево обнюхают. Если и человек сразу же понюхает это же растение, то превратится в ужа и с ними вместе уйдет. Ужа, который укусит человека, не пустят в Вырай. И он будет блуждать по земле, пока не замерзнет.
Уж способен превратиться в птицу или человека. Однажды уж полюбил дочку крестьянина. Превратившись в красивого молодца, ходил к ней в гости. Было это летом. Сено скосили, сушить и сгребать самое время, а непрошеный гость придет в дом и сидит, шутит. Никак не может дочь освободиться от гостя и пойти в поле. Отец девушки стал сердиться.
- Наверное, твой отец злится? – спрашивает у девушки молодец.
- Сено скосили, надо сушить, пока дожди не начались, – говорит девушка, – хоть ужа на помощь зови…
На следующий день пришла дочь с отцом на поле, а их сено сложено в копны. Вспомнила девушка вчерашний разговор с гостем, догадалась, в чем дело. Тут уже не до любви, надо спасаться. Посоветовали люди пойти вместе с оборотнем на берег озера, усыпить там его, а когда уснет, дождаться грома и неожиданно разбудить, потому что больше всего на свете ужи боятся грома.
Так девушка и сделала. Позвала гостя на берег озера, приласкала, а тут как раз гром загремел. Девушка и толкнула его в бок. Молодец, испугавшись грома, кинулся в озеро, но на лету ударил девушку рукой по щеке. В воде он превратился из красивого молодца в страшного змея. А на щеке у девушки от удара ужа на всю жизнь остался след.
Активным помощником лесных духов является Сова. Днем она сидит в самой глуши, куда сходятся все злые духи. Ночью, увидев костер, тихо подлетает, садится на сосну и неожиданно вскрикивает. Кто впервые этот крик услышит, напугается и может подхватить Лихоманку.
Авторы: Алесь Шамак, Юлия Шамак. | |
| | | | ДРЕВНЯЯ МИФОЛОГИЯ БЕЛОРУСОВ. БОГИ И ДУХИ ЛЕСА | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |