Кто сейчас на форуме | Сейчас посетителей на форуме: 708, из них зарегистрированных: 1, скрытых: 0 и гостей: 707 :: 2 поисковых систем Nadine'sБольше всего посетителей ( 895) здесь было 22.12.19 3:19 |
Ноябрь 2024 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|
| | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | | Календарь |
|
|
| ДРЕВНЯЯ МИФОЛОГИЯ БЕЛОРУСОВ. БОГИ И ДУХИ ВОДЫ | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Джива Активные пользователи
Сообщения : 8351 Дата регистрации : 2013-12-11
| Тема: ДРЕВНЯЯ МИФОЛОГИЯ БЕЛОРУСОВ. БОГИ И ДУХИ ВОДЫ 25.10.14 12:20 | |
| ДРЕВНЯЯ МИФОЛОГИЯ БЕЛОРУСОВ. БОГИ И ДУХИ ВОДЫ
«Без ног бежит, без глаз глядит». Отгадка всем известна. Конечно, это вода. В начале сотворения мира она олицетворяла хаос, из которого начал формироваться космос.
Белорусы почитают озера, ручьи, криницы. Особенно почитаема криничная вода, которая зовется живой – оздоровляющей, очищающей.
За горами, за морями, где-то на краю света есть две криницы. Из одной бежит живая вода, из другой – мертвая. Живая лечит всякие раны, болезни, дает силу. Мертвая – силу отнимает.
Духи воды стоят ближе к человеку и относятся к нему более лояльно. Отличаются они и по внешнему облику: более чистоплотные, да и покрасивее.
Хозяином всех рыб является Князь рыб. Это веселый юноша с рыбьим хвостом, чем-то похожий на русалку. Он оберегает своих подопечных от рыбаков. В тех водоемах, которыми он владеет, рыбы находятся в безопасности, рыбаки только зря ставят сети. | |
| | | Джива Активные пользователи
Сообщения : 8351 Дата регистрации : 2013-12-11
| Тема: Re: ДРЕВНЯЯ МИФОЛОГИЯ БЕЛОРУСОВ. БОГИ И ДУХИ ВОДЫ 25.10.14 12:20 | |
| Время от времени Князь рыб выходит из своих владений на сушу. Внешним видом не отличается от людей, потому что хвост его невидим для простых смертных. В отличие от своих подопечных, может свободно дышать и без воды. Любит веселиться вместе с людьми, потанцевать на праздниках, пошутить с девчатами.
Однажды хозяин рыб загостился у людей – в селе была свадьба, и забыл про свои обязанности. А среди гостей был один чародей, который заметил его рыбий хвост. Он предупредил об этом рыбаков, и те пошли на Двину ловить рыбу и до утра натаскали ее целые горы. Вернулся хозяин домой и узнал, что произошло в его отсутствие. Плакал он целую неделю так, что вся Двина жалобно стонала и волновалась. После этого никогда больше не видели Князя рыб. Но и до этого времени он хозяйничает в водоемах Беларуси, добросовестно исполняя свой долг.
Хозяином водных пространств, будь то целая река или бочка воды, является Водяник (Водяной) – человекоподобный дух воды. У него есть еще несколько имен, в зависимости от того, в какой воде он живет. Тихоня – живет в стоячей воде озер, колодцев. Вирник – в быстрой воде малых рек, ручьев.
По внешнему виду он пожилой мужчина, среднего роста, с длинной бородой лопатой, с такими же длинными волосами на голове в форме клина, гладкой блестящей кожей, расплывчатым лицом, длинными ногами, между пальцами которых – перепонки. Все тело Водяника покрыто волосами, которые, если приглядеться, оказываются тонкими струйками воды. Если Водяник вышел на берег и по каким-то причинам задержался и обсох, он не сможет вернуться в воду и погибает. | |
| | | Джива Активные пользователи
Сообщения : 8351 Дата регистрации : 2013-12-11
| Тема: Re: ДРЕВНЯЯ МИФОЛОГИЯ БЕЛОРУСОВ. БОГИ И ДУХИ ВОДЫ 25.10.14 12:20 | |
| Тонкий пласт засохшей тины, который остается от Водяника, оживает вновь, если кто-нибудь сбросит его в воду. Водяник не раз отблагодарит человека, спасая его, если он будет тонуть, или загоняя в его сети рыбу.
На протяжении дня Водяник обычно лежит, распластавшись на дне, и только после захода солнца начинает свою деятельность. Передвигается по своим владениям верхом на соме. Рвет сети и другие рыбачьи приспособления, разрушает плотины на мельницах, подстерегает купальщиков. Может превращаться в сома, щуку и другую рыбу, а также в человека.
Водяников сравнительно немного – по одному на каждый водоем: озеро, пруд, реку, лужу, которая не высыхает, колодец. Водяник – старый кавалер, и в этом особенное несчастье женщин вообще и девушек особенно: при своей старческой неприглядности он любит молодость и красоту.
Его верные слуги – Русалки, прекрасные девушки-утопленницы. В разных местах Беларуси их называют: Купалки, Водяницы, Ласкатухи, Кавки. У них ласковые голубые глаза, которые притягивают жертву, по их прозрачным телам рассыпаются длинные волнистые волосы. Русалки большую часть года живут в водоемах в хрустальных домах под присмотром хозяйки, которую обычно приводит Водяник. Могут жить без воды, пока не подсохнут их кожа и волосы, после чего гибнут. Поэтому они только на короткое время выплывают на поверхность, присаживаются на камень или на берег, чтобы завлечь жертву или расчесать волосы. Только в «русальную неделю» Русалки могут выходить на сушу на длительное время без вреда для себя. Гуляют в рощах и полях, качаются на ветвях деревьев, соблазняют хлопцев и заманивают поближе к воде, чтобы утопить. Уберечься от русалок можно, если при встрече с ними отделить себя от них начертанным на земле кругом или уколоть хотя бы одну из них чем-нибудь стальным. Тогда они все разбегаются и прячутся в воде. Если ночью в лесу услышишь, как кто-то зовет тебя по имени, – ни в коем случае не отзывайся. | |
| | | Джива Активные пользователи
Сообщения : 8351 Дата регистрации : 2013-12-11
| Тема: Re: ДРЕВНЯЯ МИФОЛОГИЯ БЕЛОРУСОВ. БОГИ И ДУХИ ВОДЫ 25.10.14 12:20 | |
| Рядом с Русалками в водоемах живут Озерницы. Внешне они напоминают людей, но вместо крови в их жилах течет вода, и тела у них очень холодные. У Озерниц длинные зеленоватые волосы, темная кожа, ступни в виде плавников. Платья носят сплетенные из болотных трав. Разговаривают на непонятном языке, похожем на птичий. По ночам, когда светит луна, Озерницы выходят на берег и поют соловьями. Иногда поют и глубоко под водой. Тогда их пение напоминает кваканье лягушек. Если человек увидит Озерниц, он не должен себя выдавать, иначе они затянут его к себе в воду и уже не отпустят. Это ожидает и того, кто осмелится искупаться в их озере.
Водяной человек – Баламутень, холостяк, который очень любит женщин. Голова напоминает жбан, лицо обрюзглое, глаз почти не видно. Кожа гусиная. У него коротенькие, тоненькие и кривые ноги, большущий живот. Когда у Баламутеня наступает пора любви, он перемещается в те места озера, где бывают женщины: купаются, стирают белье. Заигрывает с ними, мутит воду, щиплет за икры ног, сбрасывает с кладок. Приглядев себе женщину, он ее белье отгоняет в другое место и цепляет за корчи. Когда женщина приходит за ним, показывается ей во всей своей красе. Баламутень наводит на нее чары, и она послушно идет за ним в воду. Баламутень никогда не забирает женщин к себе навсегда, отпускает домой. После этого женщина никогда не утонет. | |
| | | Джива Активные пользователи
Сообщения : 8351 Дата регистрации : 2013-12-11
| Тема: Re: ДРЕВНЯЯ МИФОЛОГИЯ БЕЛОРУСОВ. БОГИ И ДУХИ ВОДЫ 25.10.14 12:21 | |
| Росомаха – женщина с распущенными косами. В Росомаху превращаются женщины, которые убили своего ребенка, а сами утопились. Везде появляется с ребеночком на руках, колышет свое дитя, расчесывает ему щучьим гребешком волосики. При приближении людей вместе с ребеночком прячется в воде. Росомахи не вредят людям.
Знали наши предки и морских духов. Возможно, они сталкивались с ними во время морских путешествий. Одного звали Ядерка. Это была красивая девушка с золотыми волосами и бровями.
Водное пространство – не только место обитания череды духов. Вода обладала чудесной силой. Ею очищались от болезней. Она была хранительницей энергии: ею заговаривали и заклинали. На воде гадали и предсказывали судьбу. Знахари широко использовали ее при избавлении человека от недугов. Плюнуть в воду было святотатством перед богами. Священным центром поселений наших предков чаще всего была криница.
В нашем коротком повествовании о белорусской мифологии мы вспомнили о наиболее значимых мифологических персонажах. Многие остались за его рамками: Опивень, Волосень, Ератники, Печурник, Хапун, Шишига… А от некоторых до нас дошли только имена… | |
| | | Джива Активные пользователи
Сообщения : 8351 Дата регистрации : 2013-12-11
| Тема: Re: ДРЕВНЯЯ МИФОЛОГИЯ БЕЛОРУСОВ. БОГИ И ДУХИ ВОДЫ 25.10.14 13:41 | |
| Шишига является злобной нечистью у славян. Если живет в лесу то нападает на случайно забредших людей, чтобы потом обгладать их косточки. По ночам любят шуметь и колобродить. По другому поверью шишиморы или шишиги - это озорные беспокойные домовые духи, глумящиеся над человеком, который делает дела, не помолившись. Можно сказать, что это - очень поучительные духи, правильные, к благочестивому распорядку жизни приучающие. [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] | |
| | | Джива Активные пользователи
Сообщения : 8351 Дата регистрации : 2013-12-11
| Тема: Re: ДРЕВНЯЯ МИФОЛОГИЯ БЕЛОРУСОВ. БОГИ И ДУХИ ВОДЫ 25.10.14 13:42 | |
| «Да чтоб ее лешие в лесу удавили, чтоб шишиги в реке утопили» (Ю. Урал); «Шошычиха, лешачиха – то онно» (Печ.); «Ягабиха страшна шошычиха. Баба-яга та же шошычиха и есть» (Печ.); «Шишига свадьбу играет» (чертова свадьба) [Даль, 1882]; «Вино жрут, как шишихи» (Печ.).
Шишига, как и другие наименования с корнем шиш- (см. ШИШ, ШИШОК) – родовое, обобщающее название нечистой силы, которое может быть отнесено и к нечистому духу неопределенного облика, и к подпольнику, баннику, лешему и т.п.; шишига – злой дух в подполье дома (Арх.); нечистая сила в бане (Влад., Сарат.). По мнению В. Даля, шишига – «нечистый, бес», а также «злой кикимора или домовой, нечистая сила, которого обычно поселяют в овине; овинный домовой» [Даль, 1882]. В великорусских поверьях шишига часто связана с водой, баней и напоминает русалку. Во Владимирской губернии на Троицу было принято тайно украшать березку для шишиг. Считалось, что во время праздника шишиги-нечистые пляшут перед такой березкой. «Шишига предстает в образе скромной, робкой, застенчивой и неповоротливой женщины, живет в воде, в болоте, часто выходит из воды на берег, а в воде то полощется, то моется... Живет иногда в лесу. Любит баню и ходит в нее, если дверь в бане оставлена без молитвы» (Костр.).
Шишигу, похожую на кикимору-пустодомку, представляли ряженые во время Святок: ее изображали в «бабьем» сарафане, но без кики, с распущенными волосами; шишигой мог быть и парень, одетый по-старушечьи, в лохмотьях, с горшком на голове вместо кокошника, который разбивали [Маслова, 1984]. Шишихой, шишитихой, шошичихой может именоваться и чертовка, а также лесной, водяной дух (лешачиха, русалка); нечистый дух неопределенного, угрожающего облика, а на Печоре – даже баба-яга. | |
| | | Джива Активные пользователи
Сообщения : 8351 Дата регистрации : 2013-12-11
| Тема: Re: ДРЕВНЯЯ МИФОЛОГИЯ БЕЛОРУСОВ. БОГИ И ДУХИ ВОДЫ 25.10.14 18:32 | |
| Опивень[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Апíвень — оригинальное белорусское написание имени Опивень. Апíвень — нячысцік, які чапляецца да людзей, схіляючы іх да п'янства. Апíвень нiколi не прамiнае нiводнага застолля. Ён прыстройваецца дзе-небудзь на канцы стала i сочыць за тым, хто i колькi выпiвае. Не вельмi пiтучых апíвень падбухторвае, каб яны як мага больш выпiлi. Калі яму гэта не ўдаецца — апíвень падсыпае ў чарку нейкага зелля, пасля чаго чалавек робіцца зусім п'яны. Вельмi падабаецца апíўню забаўляцца з п'янiцамi. Ён дражнiць iх, скiдвае пад стол i iнш. Убачыць апíўня можна толькі на добрым падпітку. Гэта невялічкая істота, парослая цёмнай, рэдкай поўсцю. Галава ў яго па форме нагадвае чалавечую, ды толькі са свіным рылам. Там, дзе павінны быць бровы, у апíўня тырчаць маленькія, як у маладога бычка, рожкі. Ёсць у апíўня хвосцік, закручаны, нібыта ў парсючка. Ножкі з капытцамі. Ходзіць апíвень прама або ракам. Да ўсяго гэтага трэба дадаць, што небыло яшчэ i няма на свеце п'яніцы, які б здолеў перапіць апíўня. Колькi б ні выпіў апíвень, занадта п'яным не будзе. Пра чалавека, які шмат п'е, але не п'янее, гавораць, што ён "п'е, як апíвень". Запісаў А.У.Лукша ў Мядзельскім раёне. "Зямная дарога ў вырай" (449: с.463-464) Мировая культура не знает ни одного народа, который не изобрел бы и не употреблял бы некие вещества, приводящие сознание в измененное состояние. Первое место в это нелегком деле по всей вероятности принадлежит алкоголю, производящемуся из самого разнообразного сырья практически на всех континентах. Ну и, понятно, с людьми, злоупотребляющими всем этим, тоже сталкивались везде и во все времена. Белорусы считали, что человек начинает много пить не просто так. Его к этому подталкивают нечистики, точнее, один вид нечистиков, которые назывались опи́вни. Так вот, опивень — это нечистик (бес, чертенок), который цепляется к людям, склоняя их к пьянству. Опивень никогда не пропускает ни одного застолья. Он пристраивается где-нибудь на конце стола и следит за тем, кто и сколько выпивает. Не очень пьющих опивень подстрекает, чтоб они как можно больше выпили. Если ему это не удается — опивень подсыпает в чарку некое зелье, после чего человек становится совсем пьяным. Любит развлекаться с пьяницами, дразнит их, сбрасывает под стол. Увидеть опивня можно только будучи сильно навеселе. Это небольшое существо, поросшее темной, редкой шерстью. Голова у него по форме напоминает человеческую, но только со свиным рылом. Там, где должны быть брови, у опивня маленькие, как у молодого бычка, рожки. Есть у него хвостик, закрученный, как у поросенка. Ножки с копытцами. Ходит опивень прямо или раком. Ко всему этому следует прибавить, что еще не было и нет на свете пьяницы, который смог бы перепить его. Сколько бы не выпил опивень, слишком пьяным он никогда не будет. Про человека, который много пьет и не пьянеет, говорят, что он пьет как опивень. | |
| | | Джива Активные пользователи
Сообщения : 8351 Дата регистрации : 2013-12-11
| Тема: Re: ДРЕВНЯЯ МИФОЛОГИЯ БЕЛОРУСОВ. БОГИ И ДУХИ ВОДЫ 25.10.14 18:36 | |
| Волосень[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Валасень — оригинальное белорусское написание наименования "волосень". Валасяніца — вариант белорусского названия волосеня в ипостаси болезни. Есть в белорусской мифологии понятие, которое одновременно обозначает и домашнего нечистика, и кожную болезнь (скураную хваробу). Понятие это — "волосень". Итак, волосень как "скураная хвароба". Общебелорусским является поверье, что гнойный нарыв на коже (чаще всего на пальце) является результатом проникновения в организм мифологического волосня (он же валасень, валасяніца). Практически всегда подчеркивается его иномирное, нечистое происхождение: волоснем могут сделаться конские волосы, три года пробывшие в реке; волосы с брошенного в неправильном месте колтуна или просто лишь бы где брошенные волосы, которые птица отнесет в гнездо. У литовцев волосень назывался "чертовым волосом", у русских известно название "змеевец". И это при том, что реальный водяной червяк совсем не вредный. Народная интерпретация причины болезни — в семантике этих названий, что истоком своим имеют архетипические представления про змея. Процесс лечения сконцентрирован в формуле "валасы́, ідзіце на каласы́" (волосы, идите на колосья). Ритуальное действие состояло в том, чтобы при сохранении соответствующих условия через колосья проливалась на больное место горячая вода. Потом на колосьях находили множество скрученных волос. Существовали и другие способы избавления от волосня. Для этого нужно было найти птичье гнездо, в котором много волос, сварить его и этим отваром обмывать волосня три дня подряд до восхода солнца. Или нужно было растопить в старом черепке воск, добавить к нему свиного жира и масла, все это хорошо перемешать и вылить в холодную воду. Если смесь растечется по воде гладко, ею мажут больные места пока волосень не пропадет. Еще один вариант лечения — заговор: "I памолiмся, i паклонiмся Госпаду Богу i Духу Святому, Тройцы Святой Ядынай i прачыстай Мацеры Божай i святому Васкрасеннейку Хрыстоваму, чэснаму, мiрнаму, мiласэрнаму ды ўсiм чыста святочкам, гадавым празнiчкам, кiеўскiм, пячэрскiм, рымскiм i ерусалiмскiм, Iсакаву, Якаву, Антону, Хвядосу, святым Юрыю i Ягорыю, а таксама святому Мiколу. Найсвяты вотча Мiкола, ты ж божжы ўгоднiчак, ты хуткi памочнiчак, ты вялiкi малiтвеннiчак, ты ж хуценька дапамагаеш, валасень вылiваеш ды на мхi i на нiцыя лозы-балоты яго адсылаеш. Валасень-валасня, чаго ты сядзiш у грэшнага чалавека? Плывi, адпраўляйся ты на мора сiняе. На тым далёкiм i сiнiм моры стаiць дуб, пад тым вялiкiм дубам — цясовы стол, ён жа чыста засланы i багата прыбраны. За тым сталом сядзяць пан з паненкай, яны сядзяць i вiно выпiваюць i да сябе ў госцi таго валасня чакаюць. Валасня: калючага, балючага, падзiўнага, прыгаворнага i прыўрочнага. Таму, валасень, не адмаўляйся ты, не адзывайся нi маладзiком, нi ветахам у хворага (iмя), а адпраўляйся назаўсёды туды". | |
| | | Джива Активные пользователи
Сообщения : 8351 Дата регистрации : 2013-12-11
| Тема: Re: ДРЕВНЯЯ МИФОЛОГИЯ БЕЛОРУСОВ. БОГИ И ДУХИ ВОДЫ 25.10.14 18:37 | |
| Вторая инкарнация Волосеня-Валасня — домашний дух-нечистик.
Валасень — нейкi хатнi дух, якi ў начы трывожыць i пужае людзей у сне.
Валасень мае выгляд невялікай істоты, што ходзiць выпрастаўшыся, з цёмнай густой доўгай поўсцю. У яго вялікія сяміпальцыя далоні з доўгімі пазногцямі. Мужчын валасень драпае кіпцюрамі па твары, казыча ім нос. Жанчын і дзяўчат валасень хапае за грудзі, а то і навальваецца на іх усім сваім калматым целам, кудлаціць ім валасы. Дзяцей валасень таксама пужае, гудзе ім у вушы, казыча пяткі i iнш. Вiлейскi р-н. Зап. А.У.Лукша (449: с.487-488).
В качестве домашнего нечистика волосень имеет вид небольшого такого существа, что ходит выпрямившись, с темной густой и длинной шерстью. У него большие семипалые ладони с длинными ногтями. Мужчин волосень царапает ногтями по лицу, щекочет им нос. Женщин и девушек волосень хватает за грудь, а то и наваливается на них всем своим мохнатым телом, лохматит им волосы. Детей волосень тоже пугает, гудит им в уши, щекочет пятки и т.д.
Вот такой вот Волосень — где-то нарыв на пальце, а где-то чуть ли не домовой-инкуб. | |
| | | Джива Активные пользователи
Сообщения : 8351 Дата регистрации : 2013-12-11
| Тема: Re: ДРЕВНЯЯ МИФОЛОГИЯ БЕЛОРУСОВ. БОГИ И ДУХИ ВОДЫ 25.10.14 18:41 | |
| Ератники
Ератники — Нехорошие Духи, которые каждую ночь появляются на дорогах, ждут здесь и издеваются над запоздалых путников, издеваются над людьми и на их собственных подворьях, и в зданиях.
Ератники начинают пагубную деятельность после вечерних сумерек и продолжают ее до первых проблесков утренней зари. Дерзкий Ератник внезапно пристает к жертве и захватывал ее обеими руками или просто хватает за горло. В том и другом случае жертва теряет сознание или сопротивляется, пока не расстанется с жизнью. Тогда Ератник, насладившись от страха и страданий жертвы, пьет теплую кровь, а тело бьет. Даже если жертва при первом подступах Ератника и не растерялась, то дальше не может от него отбиться.
К счастью, Ератников относительно немного, да и уничтожают они друг друга. В полной ночной тишине два Ератники нещадно грызутся, царапаются, душат друг друга, и не было случая, чтобы один из них остался цел. Кроме того, и люди научились изживать Ератников из мира. Раненые острыми металлическими предметами, они быстро погибают. Каждый раз при гибели Ератника материальное вещество его превращается в вонючий прах, который разрушительно действует на здоровье людей и даже животных, если через еду и питье попадает в тело.
Авторы: Алесь Шамак, Юлия Шамак. | |
| | | | ДРЕВНЯЯ МИФОЛОГИЯ БЕЛОРУСОВ. БОГИ И ДУХИ ВОДЫ | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |