Крест, Звезда или, точнее, Щит Давида, свастика, библейское число Зверя 666 - эти символы, загадочные для большинства людей, полны тайного смысла для посвященных...Вторая часть документального фильма "Мистика" рассказывает о символах и числах, которые нередко встречаются в нашей жизни, но об истинном значении которых мы почти ничего не знаем
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Гексаграмма (греч. hexagrammos, "с шестью линиями") – звезда с шестью углами, которая образуется из двух наложенных друг на друга равносторонных треугольников.
Чаще всего гексаграмму ассоциируют с иудаизмом, но она употребляется и в других исторических, религиозных и культурных контекстах, например в исламе, в восточных религиях и в оккультизме.
Так же считается, что гексаграмма означает соединение мужского и женского начал (два наложенных друг на друга треугольника); треугольник направленный углом вниз символизироует женское начало (лоно), треугольник с углом вверх – мужское (фалос).
В Древности
Гексаграмма – интернациональный символ древнего происхождения. Исследователи обнаружили этот знак в Индии, где он использовался еще задолго до того, как появился на Ближнем Востоке и в Европе. На Среднем и Ближнем Востоке она была символом культа богини Астарты. А в Мекке главную мусульманскую святыню – мечеть Кааба – традиционно покрывают шелковым покрывалом, на котором изображены шестиконечные звезды.
Начиная с бронзового века (конец четвертого – начало первого тысячелетия до н. э.), гексаграмма использовалась в декоративных и магических целях у многих народов, довольно отдаленных друг от друга территориально, как, например, семиты Месопотамии и кельты Британии. Пентаграмму и гексаграмму можно обнаружить среди иллюстраций на страницах многих средневековых книг, посвященных алхимии, магии и чародейству.
В связи с еврейством изображение шестиконечной звезды впервые обнаружено на еврейской печати VII века до н. э., принадлежавшей некому Йеошуа бен Йешаяу, и найденной в Сидоне. Подобными звездами украшали многие древние синагоги. В качестве примера можно отметить синагогу в Кфар–Нахум (Капернауме) (II–III век н. э.), в орнаменте которой чередуются пяти– и шестиконечные звезды, а также фигуры напоминающие свастику. Таким образом, шестиконечной звезде в этот период еще не придавалось определенного значения. Кроме того, известно, что в эллинистический период этот символ с евреями не ассоциировался.
Следует отметить, что подлинно еврейским символом во все времена являлась Менора – храмовый светильник. По этой причине она является и своего рода опознавательным знаком. Если на древнем захоронении обнаруживается изображение Меноры, это однозначно свидетельствует о том, что захоронение – еврейское.
Средние века
Еще тысячу лет назад шестиугольная звезда была интернациональным знаком. Она встречалась на ранне–христианских амулетах и в мусульманских орнаментах под названием «печать Соломона». В христианских церквях гексаграмма встречается даже чаще, чем в синагогах.
Маген Давид на древнейшей, полностью уцелевшей копии Массоретского текста Торы, Ленинградский кодекс, 1008 г.Самое раннее упоминание названия «Маген Давид», вероятно, восходит к эпохе вавилонских гаонов (раннее средневековье). Он упоминается в качестве легендарного «щита царя Давида» в тексте, толкующем магический «алфавит ангела Метатрона». Однако, наиболее ранний достоверный источник этого названия – книга «Эшколь а–Кофэр» караимского мудреца Иегуды бен Элиягу Хадаси (XII век). В ней он критикует тех, кто превратил этот символ в предмет культа. Из этого можно заключить, что в то время Звезда Давида использовалась в качестве мистического знака на амулетах. Однако, следует отметить, что в средневековых арабских книгах по магии гексаграмма встречается намного чаще, чем в еврейских мистических трудах.
Лжемессия Давид Аль–Рои, который предпринял попытку военного похода на Иерусалим с целью отбить город у властвовавших там в то время крестоносцев, считался колдуном и был родом, вероятно, из областей, которые еще находились под властью хазаров в XII веке. Существует версия, согласно которой, он и был тем, кто превратил магический символ Соломоновой печати в символ Маген Давид (названный так, возможно, в честь него самого), сделав его фамильным символом своего рода.
В XIII–XIV веках Звезда Давида появляется на фронтонах германских синагог и на еврейских манускриптах. В ту же эпоху им начали украшать амулеты и мезузы, а в позднем средневековье и еврейские тексты по Каббале. Однако, судя по всему, этот символ имел лишь декоративное значение.
О шестиугольном «щите Давида» писал в своей работе по Каббале внук Рамбана (XIV век). Утверждалось, что щитом подобной формы пользовались воины победоносной армии царя Давида.
Первое свидетельство того, что гексаграмма использовалась в качестве специфически еврейского символа, датируется 1354–м годом, когда император Карл IV (император Священной Римской империи) даровал евреям Праги привилегию иметь собственный флаг. Этот флаг – красное полотнище с изображением шестиконечной звезды – получил название «флаг Давида». Маген Давид украсил также и официальную печать общины.
Новое время
Впоследствии гексаграмма использовалась в качестве еврейского типографского знака и составной части фамильных гербов. В Чехии того периода можно было встретить шестиконечную звезду как декоративный элемент в синагогах, книгах, на официальных печатях, на религиозной и бытовой утвари. Позднее (XVII–XVIII вв.) гексаграмма вошла в обиход евреев Моравии и Австрии, а затем – Италии и Нидерландов. Несколько позже она распространилась среди общин Восточной Европы.
В кабалистических кругах «щит Давида» трактовался как «щит сына Давида», то есть Мессии. Так, последователи лже–мессии Шабтая Цви (конец XVII века) видели в нем символ скорого избавления.
Лишь в конце XVIII в. Маген Давид стал изображаться на еврейских надгробиях.
Уже начиная с 1799 г. Маген Давид появляется как специфически еврейский символ в антисемитских карикатурах.
В XIX веке эмансипированные евреи избрали Звезду Давида в качестве национального символа в противовес христианскому кресту. Именно в этот период шестиконечная звезда была принята практически всеми общинами еврейского мира. Она стала распространенным символом на зданиях синагог и еврейских учреждений, на памятниках и надгробиях, на печатях и бланках документов, на бытовых и религиозных предметах, в том числе и на занавесях, покрывающих шкафы, в которых в синагогах хранятся свитки Торы.
Происхождение Маген Давида
Израильский исследователь Ури Офир полагает, что происхождение Звезды Давида связано с храмовой Менорой. Под каждым из ее семи светильников располагался цветок белой лилии (Lilium candidum), который по форме напоминает Маген Давид.
Согласно легенде, Маген Давид был изображен на щитах воинов царя Давида.
По другой версии, щиты были сделаны из кожи и укреплялись полосами металла в форме перекрещивающихся треугольников.
Согласно третьей версии, сами щиты были шестиугольными.
Вполне возможно, что Маген Давид являлся, в сущности, подписью царя Давида, поскольку буква «далет» в древнем еврейском письме имела форму треугольника, а имя דוד на иврите состоит из двух «далет». В то же время, согласно некоторым источникам, его личная печать содержала изображение не звезды, а пастушеского посоха и сумы.
Существует версия, согласно которой, лже–мессия Давид Аль–Рои и был тем, кто в XII веке превратил магический символ Соломоновой печати в символ Маген Давид (названный так, возможно, в честь него самого), сделав его фамильным символом своего рода.
Последователи лже–мессии Шабтая Цви (конец XVII века) трактовали «щит Давида» как «щит сына Давида», то есть Мессии и видели в нем символ скорого избавления.
В древности считалось, что Маген Давид олицетворяет все четыре стихии: треугольник, обращенный вверх, символизирует огонь и воздух, в то время как другой треугольник, обращенный вниз, символизирует воду и землю.
По другой версии, верхний угол треугольника, обращенного вверх, символизирует огонь, два других (левый и правый) – воду и воздух. Углы другого треугольника, обращенного одним из углов вниз, соответственно: милость, мир (покой) и благодать.
Также, Маген Давид представляет собой сочетание небесного начала, которое стремится к земле (треугольник, направленный книзу) и земного начала, стремящегося к небесам (треугольник, направленный кверху).
По одному из объяснений, шестиконечная Звезда Давида символизирует Божественное управление всем миром: землей, небом и четырьмя сторонами света – север, юг, восток и запад. (Любопытная деталь: на иврите слова «маген Давид» (ивр. מָגֵן דָּוִד) состоят также из шести букв.)
По словам раби Э. Эссаса, этот знак символизирует 6 дней творения и отражает модель мироздания. Два треугольника – две направленности. Треугольник, направленный острием вверх: верхняя точка указывает на Всевышнего и что Он – един. Далее расхождение этой точки влево и вправо указывает на появившиеся в процессе создания противоположности – Добро и Зло. Острие второго треугольника звезды Давида направлено вниз. От двух удаленных друг от друга вершин линии сходятся к одной – нижней, третьей. В этом – идея цели существования человека, задача которого – гармонично соединить в себе (нижняя вершина) понятия, порожденные идеей существования «правой» и «левой» сторон сотворенного мира.
Существует традиция украшать Маген Давидом сукку – особый шалаш, в котором евреи живут в дни праздника Суккот. Шесть концов звезды, вывешенной в сукке, соответствуют шести «высоким гостям» (ушпизин), посещающим еврейскую сукку в первые шесть дней праздника Суккот: Аврааму, Исааку, Иакову, Моисею, Аарону и Иосифу. Объединяет же их всех седьмой «гость» – сам царь Давид.
Маген Давид имеет 12 ребер, что соответствует 12 коленам Израиля, над которыми царствовал Давид и которые будут восстановлены с приходом Мессии, прямого наследника царя Давида.
Выдающийся немецко–еврейский философ Франц Розенцвейг, в своем главном философском труде «Звезда спасения» (1921 г.), предложил свое собственное трактование Маген Давида. Он рассматривает Маген Давид как символическое выражение отношений между Богом, человеком и мирозданием:
Треугольник, лежащий в основании, олицетворяет три основных предмета, рассматриваемых философией: Бог, Человек и Мироздание. Другой треугольник – отражает позицию Иудаизма по отношению к этим элементам и их соотношению между собой – Творение (между Богом и Мирозданием), Откровение (между Богом и Человеком) и Избавление (между Человеком и Мирозданием). Наложение этих треугольников друг на друга и образует «Звезду спасения».
Слева на однодолларовой купюре Рерих поместил большую печать США. На ней – пирамида, один из главных символов вольных каменщиков. Так зовут себя братья-масоны, якобы ведущие родословную от жрецов и тайных обществ Древнего Египта. Но эта пирамида какая-то странная. Усеченная. Сложена из 13 ступеней. Исследователи называют ее «пирамидой Иллюминатов (Просвещенных)». Это целая группа старинных масонских лож. Структура иллюминатов состоит из 13 степеней посвящения, что наглядно отражено в 13 ступенях пирамиды на долларе, на которых зашифровано число «MDCCLXXVI» или 1776-й год, который по счастливому совпадению является годом основания тайного ордена Иллюминатов.
Вершина обезглавленной пирамиды как бы парит в лучах над основанием. В треугольнике (еще один масонский символ!) виден глаз. Специалисты называют его по-разному: «Всевидящее Око», око «Великого Архитектора Вселенной» – шефа всех масонов, «глаз Люцифера». Того самого, Сатаны!
Над глазом надпись по-латыни опять же из 13 (!) букв: «Annuit Coeptis». «Оно поддерживает (благословляет) нас!» Имеется в виду загадочное око в треугольнике. Снизу пирамиду окаймляет лента с девизом на латыни «Novus ordo seclorum» («Новый мировой порядок»). В этом плане более интересным выглядит тот факт, что если нарисовать звезду Давида, то получается слово M-A-S-O-N.