Кто сейчас на форуме | Сейчас посетителей на форуме: 627, из них зарегистрированных: 2, скрытых: 0 и гостей: 625 :: 2 поисковых систем Cyanea, Тетяна ІванівнаБольше всего посетителей ( 895) здесь было 22.12.19 3:19 |
Ноябрь 2024 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|
| | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | | Календарь |
|
|
| Почему шаманизм не религия | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Гость Гость
| Тема: Почему шаманизм не религия 14.05.15 21:00 | |
| Точка зрения, что шаманизм не является религией в строгом смысле, представлена многими исследователями. М. Элиадэ очень осторожно называет шаманизм “религией” в широком смысле, беря слово “религия” в кавычки и идентифицируя шаманизм с мистикой, магией и – самое важное – с одной из наиболее архаичных форм экстаза, отмечает сложности этого явления.
Но попробуем теперь подойти к явлению шаманизма с другой, все еще слишком мало разработанной в литературе стороны. В своих трудах М. Элиадэ неоднократно обращается к религиозным функциям шаманизма, подчеркивает их роль в шаманистических верованиях. В этом освещении трудно согласиться с мнением о том, что шаманизм представлял собой совокупность екстативных, терапевтических методик, целью которых было вхождение в мир духов, получение их поддержки.
По поводу этого определения можно высказать некоторые оговорки. Невозможно вступать в контакт духами, ничего не зная о них. Но все же это составляет элементы мифологии, что должны входить в шаманизм как неотъемлемая составляющая и как предпосылка. К тому же контакт с духом требует большой осторожности: надо знать, как подступиться к конкретному духу, обезопасить себя от гнева, понравиться ему и т.д., то есть здесь необходим установившийся, уже проверенный ритуал, который тоже входит в систему мифологии. Это еще раз подтверждает тезис, что шаманизм не следует зажимать в прокрустово ложе инструментария, технического средства решения мировоззренческих проблем. Не стоит также зацикливаться на ритуалах и атрибутике. Все это является лишь внешней стороной шаманизма, не смотря на это даже сегодня существует довольно стойкий интерес к ритаульнйо атрибутике шамана. Му уже упоминали о том, как изготовить бубен по сибирской традиции, кроме того, на сайте наших партнеров khomus.ru можно заказать настоящий варган, который также используется в камлании.
Назвать шаманизм религией трудно еще и потому, что безусловно определяющую роль в его характеристиках и самом его существовании играет личность шамана. Содержание знаний, авторитет шамана во многом обусловлен фактором его генеалогического дерева, биографиями его предков. И шаманские тексты-рассказы – это сложный продукт накопленных этносом и переработанных шаманом знаний и реакций, умноженных на личностные качества и способности шамана. Поэтому можно утверждать, что шаманизм, не будучи религией в собственном смысле этого слова, воплощает в себе целый ряд ее важных элементов.
Как избыточность воспринимается также и точка зрения, по которой суть шаманства заключается в умении пользоваться свойствами собственного организма, особенностями работы мозга в разных стадиях необходимого и измененного состояния сознания. Это определение также таит в себе опасность истолкования шаманизма как исключительно психического феномена вне его социоэкологических, этнокультурных, социальных и мировоззренческих составляющих. Именно на такой трактовке сложился еще в 30-х годах ХХ века пресловутый вульгарно-социологический подход к явлению шаманизма. |
| | | | Почему шаманизм не религия | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |