Кто сейчас на форуме | Сейчас посетителей на форуме: 657, из них зарегистрированных: 3, скрытых: 0 и гостей: 654 :: 2 поисковых систем Cyanea, mj1978, Тетяна ІванівнаБольше всего посетителей ( 895) здесь было Вс Дек 22, 2019 10:19 am |
Ноябрь 2024 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|
| | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | | Календарь |
|
|
| Вавилон и Ассирия. Мировоззрение древних шумеров | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Iden Модератор
Сообщения : 8037 Дата регистрации : 2016-04-24
| Тема: Вавилон и Ассирия. Мировоззрение древних шумеров Чт Мар 12, 2020 7:01 am | |
| Наряду с Египтом, родиной еще одной древнейшей цивилизации стало нижнее течение двух больших рек – Тигра и Евфрата. Эту область назвали Междуречье (по-гречески Месопотамия), или Двуречье. Условия исторического развития народов Месопотамии были во многом сходны с египетскими. Соответственно и формы религии в обеих странах имели очень много общего, хотя, конечно, были у них и существенные различия. Источниками изучения религий древнего Двуречья служат многочисленные тексты, главным образом на глиняных табличках, обнаруженных при раскопках древних вавилонских и ассирийских поселений и дворцов. Львы в саду. 645-660 гг. до н. э., правление Ашшурбанипала Среди письменных памятников выделяется знаменитая библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала, состоящая из нескольких десятков тысяч глиняных табличек. По приказу Ашшурбанипала по всей Месопотамии писцы снимали копии с книг для царского книгохранилища и размещали их в определенном порядке. Важнейшими источниками также служат храмовые надписи, удостоверяющие построение царями храмов, цилиндры, служившие печатями, рельефные изображения, дворцовые надписи и исторические записи царских архивов. К ним примыкают документы, касающиеся правовых отношений и частной жизни. Подробные описания Месопотамии, в том числе обычаев и религиозных представлений ее жителей, содержатся в произведениях древнегреческих авторов Геродота, Страбона, Ксенофонта, а также в трудах римского историка Иосифа Флавия. Ценным источником по истории Ассирии и Вавилонии, крупнейших держав Междуречья, является и Библия. Истоки месопотамской религии и культуры восходят к IV тыс. до н. э., когда стали возникать города. Сначала они появились в Шумере – южной части Междуречья. Там же зародилась и первая в истории человечества письменность. Шумерское древнейшее письмо было пиктографическим, когда отдельные предметы изображались в виде рисунков. Позже рисуночное письмо заменила клинопись. Клинообразные знаки выцарапывались на влажной глине острым предметом. Всего в шумерской письменности насчитывалось более 600 знаков, представлявших собой разные сочетания клинышков. А поскольку почти каждый знак имел довольно много значений, клинопись досконально знали лишь немногие писцы. Дешифровка шумерской письменности была осуществлена в первой половине XX в. стараниями ученых Ф. Тюро-Данжена, А. Пебеля, А. Даймеля, А. Фалькенштейна. Что касается пиктографической письменности, то она еще так до конца и не расшифрована. Древнейшие памятники цивилизации Двуречья, созданной шумерами и основанной на оросительном земледелии, относятся к IV тыс. до н. э. Именно в южной части Месопотамии возникли первые города-государства: Ур, Лагаги, Урук, Кит и другие. Религиозные верования шумеров относятся к самым ранним из известных в Междуречье, однако мы не можем с уверенностью утверждать, что каждая отдельная присущая им черта является чисто шумерской, поскольку население этой области по своему расовому составу всегда было смешанным. По сути дела, кроме языка, трудно найти что-нибудь еще, имеющее отчетливо выраженный шумерский характер. Ашшурбанипал охотится на льва | |
| | | Iden Модератор
Сообщения : 8037 Дата регистрации : 2016-04-24
| Тема: Re: Вавилон и Ассирия. Мировоззрение древних шумеров Чт Мар 12, 2020 7:08 am | |
| Древние шумерские общины – самостоятельные мелкие поселки, окруженные земледельческими районами, – сначала представляли собой первичные территориальные объединения, имевшие каждое свой общинный культ. У каждой общины был свой местный бог-покровитель: он считался повелителем данной местности и имел своего служителя в лице главы общины – патеси (исак). Этот патеси был одновременно и вождем, и жрецом. Общинные культы шумеров в древнейшую эпоху – до начала III тыс. до н. э. – были, по-видимому, совершенно самостоятельны, отражая самостоятельность самих общин. Но общины эти, вероятно, в более раннее время сами сложились из мелких родовых или территориальных групп. Позднее путем слияния и комбинирования местных представлений о богах-покровителях произошло формирование общешумерских божеств. Среди них выделяется великая троица: Any – владыка неба, Эа – повелитель воды и Энлиль – хозяин земли и ветра, бог-дуновение. В эпоху политического объединения эти три бога почитались как великие общенародные божества. За ними закрепились эпитеты: Ану – непостижим и далек, Энлиль – могуч и царствен, Эа – мудр и свят. Между великими и местными божествами шумерские жрецы стали устанавливать династические связи. Например, бог-покровитель Лагаша Нингирсу был провозглашен сыном Энлиля. Так постепенно происходило формирование пантеона, хотя говорить о религии шумеров как о системе трудно. Как и раньше, боги-покровители каждой общины сохраняли большое значение. Почитались также многочисленные добрые и злые божества, связанные с урожаем, скотом, домом, болезнями и напастями. Хозяин земли, бог Энлиль Интересно, что изображения богов уже в самую раннюю эпоху по большей части антропоморфны. В отличие от Египта, Месопотамия почти не знала зооморфных богов. Исключением является тот же Эа, первоначально, видимо, покровитель рыбаков, изображавшийся как человек-рыба. Почти не знала Месопотамия и культа животных – опять-таки не в пример Египту. Вообще, следы тотемизма здесь мало заметны. Были, правда, священные животные – быки, змеи. Кстати, священные быки часто изображались с человеческими головами, тогда как в Египте, напротив, боги зачастую изображались в виде человека, но с головой животного. Как и в других древневосточных государствах, в Двуречье сами обожествленные носители власти становились предметом религиозного поклонения. Шумерские патеси были одновременно жрецами богов. Цари объединенного Двуречья, начиная с Саргона Древнего, претендовали на особую близость к небесным богам: они считались любимцами, ставленниками богов, правили от их имени. На барельефах цари обычно изображались лицом к лицу с богами либо носили божественные атрибуты. Ану, бог неба Бог воды Эа Культовые постройки Междуречья отличались от египетских. Храмы воздвигались только главнейшим богам, в основном богам-покровителям данной общины. Наружные стены храма и платформы украшались равномерно отстоящими друг от друга выступами. Само же святилище шумеров состояло из трех частей: центральной в виде длинного двора, в глубине которого размещалось изображение божества, и симметричных боковых приделов но обеим сторонам двора. На одном его конце был расположен алтарь, на другом – стол для жертвоприношений. Подобную же планировку имели и святилища этого времени в Северном Междуречье. | |
| | | Iden Модератор
Сообщения : 8037 Дата регистрации : 2016-04-24
| Тема: Re: Вавилон и Ассирия. Мировоззрение древних шумеров Чт Мар 12, 2020 7:47 am | |
| Тёмные духи шумеров
Их рожденье дивно, страх они внушают, Их вид ужасен, смерть — их дыханье, Боятся люди, приблизиться не смеют. "Миф об Эрре"
Шумерские демоны были известны людям намного раньше, чем вообще появился этот термин «демон». Шумеры называли их по-своему, классифицировали их на группы, и у каждой группы было свое обозначение. Считается, что демоны – это существа, по своему рангу стоящие ниже богов, то есть, боги могут управлять ими и приказывать им. Однако, из шумерских мифов можно сделать однозначный вывод, что далеко не всегда демоны подчиняются богам, и далеко не каждый бог имеет над ними власть. Еще считается, что демоны бывают «плохими, злыми» и «хорошими, добрыми». Опять же, шумерские легенды – живое опровержение этому утверждению. Шумеры запросто могли обратиться к одному демону, прося у него помощи от вредоносных действий другого демона, и, очевидно, это работало. Такая практика наглядно показывает, как все относительно. Ведь если демон – это сила стихии, тогда как он может быть добрым или злым? Все зависит от обстоятельств, и шумеры об этом хорошо знали. Вообще, шумерские демоны – тема обширная, и сейчас речь пойдет только о некоторых из них.
Самые первые демоны шумер – это олицетворения сил высшего развоплощенного порядка, сиречь Хаоса. В исследовательской литературе они обозначены как «одиннадцать чудовищ Тиамат». Они хаотичны и беспорядочны по своей сути, и могут принимать бесчисленное множество форм и очертаний, меняя их за считанные минуты или даже секунды, распадаясь на множество частей или проявляя их все одновременно. Каждый из них является не в единственном, а как бы во множественном числе. Это не один, а целый сонм демонов. Каждый из них – это бесчисленное множество вариантов одной силы. Такова природа Хаоса. Легенды гласят, что они ужасны видом (если их вообще можно бывает увидеть, потому что они абсолютно беспорядочны и аморфны). Но, тем не менее, они могут принять и видимую для простого глаза форму. Формы эти не отличаются большим разнообразием. Большинство демонов Тиамат змееподобны, их видимая форма – это образ змеи или дракона. Есть также демон-скорпион, демон-рыба, демон-бык. Их точные имена не известны никому, за исключением, пожалуй, Кингу, упомянутого под этим именем в Энума Элиш. Для остальных же используются только обозначения-эпитеты, позволяющие различать одного от другого. С установлением новой структуры мира эти демоны были интегрированы в новый порядок и стали силами хорошо известных нам стихий. Можно сказать, что те, кто установил новый Порядок мира, подчинил себе этих демонов, принудив служить своим интересам, однако из легенд явствует, что далеко не всегда они подвластны новым хозяевам. Ибо часть этих существ так и осталась там, за гранью новой структуры, и, возможно, поэтому та их часть, которая служит новому порядку, частенько выходит из-под контроля самым непостижимым и загадочным образом.
В мифах и легендах Междуречья полно упоминаний о демонах и злых духах, которые характеризуются как «широко простертые тучи, омрачающие день», бури и ветры, которым «нельзя противостоять». Они несут ужас и мрак миру, гибель, опустошение и разорение полям, смерть людям и животным. Они обитают под Горой Заката, в пещерах земли и в заброшенных местах, и даже за Вратами Ночи, сиречь за пределами структур этого мира, в другом измерении. Они безымянные, «неизвестны на небе и на земле». В текстах табличек они упоминаются как злые духи, смерчи, демоны-колдуны, боги мора, привидения, дьяволы, таящиеся в засаде в пустыне, ужасные Ветры, Злой Глаз, «несущий болезни людям», или демоны проституции, крадущие семя для порождения демонов, они посещают дома людей, неся им опустошение. Они могут рассматриваться не только как стихийные силы природы, но также и как темные инстинкты, скрытые страсти и дикие порывы – первобытные качества человеческой души, загнанные в самые потаенные уголки сознания.
Жители Междуречья боялись этих демонов, считалось, что их разрушительная сила причиняет человеку слабость, болезни и смерть. Как уже говорилось, шумеры, а за ними и аккадцы и ассирийцы классифицировали демонов по группам: стихийные демоны (имина-би (шумер. «их семь») или себитту (аккад. «семеро»), а в некоторых источниках они называются машким), демоны подземного мира (галла), и демоны-духи умерших (удугу (шумер.) или утукку (аккад.), гидим (шумер.) или этемму (аккад.)). Об удугу (утукку) известно, что они бывают двух видов: добрые и злые. Как говорится в некоторых табличках, это духи умерших и не погребенных людей. По преданиям, они были невидимы стражам загробного мира, и поэтому им удавалось ускользнуть и свободно появляться в мире живых. Добрая разновидность удугу изображалась в виде крылатых человекоголовых быков шеду, как правило, у входов в храм, и считалась хранителем людей. Злая же разновидность имела определенные вампирические качества, такие духи пили кровь и дыхание живых людей, заражали их чумой, вызывали в них братоубийственную ярость. Чтобы остановить злого удугу, нужно было найти и похоронить его смертное тело, проведя все необходимые для этого священные обряды. Но зачастую найти тело не представлялось возможным, и тогда дух старались задобрить жертвоприношениями, какие обычно делали в память об умершем. Тогда удовлетворенный удугу соглашался оставить живых в покое и отправлялся обратно в царство мертвых. Подземный мир населяли также гидим или этемму, неупокоенные души умерших. В принципе, любой дух умершего мог стать гидим, если родственники покойного забывали поминать усопшего. Их требовалось задобрить подношениями пищи, такое подношение называлось киспу и помимо прочей снеди обязательно включало оливки. Лишившись подношений, гидим становились злыми и возвращались в мир живых, чтобы преследовать и терзать их. Они также могли вселиться в живого человека, войдя в его тело через уши, или наслать болезни и смерть. Было известно психическое расстройство, называемое кат эт (буквально: «рука призрака»), или сибит этемми («захваченный призраком»). Галла были духами-стражами у входа в подземный мир. Очевидно, это именно они делали вид, что не замечают, как из мира мертвых выскальзывают злые удугу и гидим.
Стихийных демонов Имина-би (себитту, машким) семь, как явствует из их названия. Эта группа воспринимается как единое целое, потому и упоминаются они в единственном числе, как «Семеро» или «Семерка». Впрочем, есть также данные, согласно которым число Имина-би «дважды семь» – «семь на небе, семь на земле». Как бы то ни было, в Междуречье этих демонов боялись превыше всего. Имина-би были враждебными не только людям, но даже и богам. Имина-би – это демоны-ловчие, те, кто устраивают засады, это самые губительные демоны по своей силе и злобе. На глиняных табличках они описываются как «безжалостные духи, созданные под сводом небес», но возможно, что у них более древнее происхождение, когда еще не существовало никакого «свода небес». Они обладают огромной сокрушительной силой, которой невозможно противостоять. Этакие форсмажорные демоны. Считалось, что это хтонические существа, обитатели недр земли, но они также могли появляться во вспышках молний. Это представляется вполне логичным, если брать вариант, что их «семь на небе, семь на земле». Обе группы одинаково разрушительны и ужасны: семь хтонических демонов вызывают мор и катастрофы на земле (землетрясения, наводнения и т.д.), а семь небесных проявляются в виде неистовых бурь, поражающих молний, разрушительных ветров, несут «тьму на небо», «повергают во мрак ясный день». «С четырех углов полыхает их жажда наступления, яростно, как огонь, захватывают они жилища людей, опустошают за собой города и страны. Ни одна дверь не удержит их снаружи, ни один засов не повернет их обратно. Они мчатся от дома к дому, проскальзывая сквозь каждую дверь».
Исходя из содержаний табличек, Имина-би являлись вестниками Намтара и владычицы Эрешкигаль. Первый помощник Эрешкигаль, Намтар - бог-демон нижнего мира. Он, собственно, посланник смерти, недаром его имя означает «судьба». Считалось, что он насылает шестьдесят болезней в образе демонов, которые поражают разные части человеческого тела.
Происхождение Имина-би не совсем однозначно. Согласно мифу об Эрре, они были созданы небесным богом Ану и отданы в помощники богу чумы Эрре. По другой легенде, Имина-би были рождены от Ану, наряду с другими основными божествами, и равным образом являются древними. Их попеременно относят к богам, демонам и духам. У них даже есть союзник - Имхуллу, «гибельный ветер». Рожденные в минуту гнева, Имина-би были созданы «нести разрушение». Чтобы как-то избежать этого, боги разделили все небо между богом Луны Сином, богом Солнца Шамашем и госпожой неба Иштар, дочерью Сина и сестрой Шамаша. Однако семеро злых духов штурмовали небесный свод и перетянули на свою сторону Сина, Шамаша и бога грозы Адада. Они устроили лунное затмение и нагнали плотные тучи, заслонившие солнце. Тьма пала на землю. Ни луна, ни солнце не проливали на нее свой свет. Богов охватил ужас. Демоны сумели опустошить небо и землю, остановить движение звезд и покрыть мраком солнце и луну. И тщетно пытался Энки вместе с богом огня Гиррой найти методы против них. Даже могущественный бог Огня оказался бессилен перед лицом их мощи. Много фрагментов этой легенды утеряно, но то, что сохранилось, дает яркое представление о природе этих демонов, которым удалось нагнать страх на весь Божественный Порядок. Сохранилась и некая длинная гипнотическая магическая формула против этих демонов (скорее всего, что автором этой формулы был сам Энки). | |
| | | | Вавилон и Ассирия. Мировоззрение древних шумеров | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |