ЯЗЫЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ МАРИЙЦЕВСело Тумьюмучаш расположилось на полпути из столицы Марий Эл Йошкар-Олы до поселка Сернур. Совсем рядом с селом – одна из четырехсот священных для мари рощ. Единственное, что отличает типичный на первый взгляд лесок у дороги – это табличка на одной из берез, что на окраине рощи.
"Кюсото" (священная роща) – написано на ней.
В воскресный день сюда с самого раннего утра идут марийцы. Кто-то из соседней деревни, кто-то приехал из города на машине или автобусе, а кто-то – с другого конца республики или вовсе из соседних регионов. Все они деловито идут по заснеженной дороге, неся с собой ведра, тазы, гусей или уток и огромные пакеты, набитые крупой и кухонной утварью – ложками, тарелками и ножами.
На опушке небольшая стоянка для автомобилей, а на краю рощи – суетятся люди. Выше макушек сосен поднимается дым от пяти огромных костров. Каждый из них стоит в разных частях и посвящен разным богам. Марийцы готовятся: чистят гусей и уток, варят их в котлах, похожих на чаны ведьм из сказок, и делают "котлеты" из крови жертвенных животных и смеси круп.
Модель мира для марийцев – это дерево. Оно соединяет подземный мир, мир людей и космос и представляет из себя одновременно возникновение, развитие и упадок. Именно поэтому мари молятся в рощах священным деревьям
(онапу). Дерево - посредник между богами и людьми, место пребывания бога во время жертвоприношения. Еще один посредник для мари – это карт, своеобразный жрец.
Мари не ходят в рощи часто, как ходят православные в церковь и мусульмане в мечеть. Только по праздникам в дни молений они посещают их. Есть также рощи для всемарийских молений, а есть деревенские. Бывают и семейные моления, которые случаются чаще. Молятся и просто дома – ставят свечку и читают молитвы.
Священная роща у села Томьюмучаш называется
Шурното. Раз в пять лет здесь собираются мари со всей страны, чтобы провести завершающее осеннее моление. У каждой рощи своя очередность. В 2016 году молились в Шурното.
У поляны пять кострищ, каждое из которых посвящено определенному богу. Самое большое – для бога
Тум Юмо (светлый великий бог). Это главный бог у мари. Он выступает в виде седого старика с белой бородой, живущий на небе. Другие костры посвящены другим божествам –
Шочын Ава Юмо (богиня рождения, богоматерь),
Мер Юмор (божество, управляющее мирскими делами),
Куркугза (марийский князь, ставший святым, дух справедливости) и
Мланде Ава (бог земли).
Старинные фотографииЖрецы - распорядители языческих молений. Марийцы (Черемисы). Конец XIX века
Общий вид мольбища во время жертвоприношения. Марийцы (Черемисы). Конец XIX века