В индийской мифологии есть такая удивительная вещь - зеркало Maja, в котором бог Брама испокон веков видит себя и все чудеса своего могущества. Именно от слова maja и произошли впоследствии слова magus ("маг"), magia ("магия"), image ("образ"), imagination ("воображение). Любопытная связь, не правда ли?
Русское слово "зеркало" произошло от латинского speculum, которым обозначали этот предмет. В свою очередь от слова
speculum произошли другие: sprеctus ("вид"), species ("зрение", "взгляд"), spectaculum ("зрелище, представление, спектакль"), aspectum ("аспект, точка зрения"). Интерсные вырисовываются "родственники" у зеркала! Но как же родилось оно само?
История зеркала началась уже с третьего тысячелетия до нашей эры. Их делали еще в Древнем Шумере, Индии и Египте. Древнейшие металлические зеркала почти всегда были круглой формы, а их оборотная сторона покрывалась узорами. Для их изготовления применялись обсидан, бронза и серебро. Многие зеркала дошли до нас благодаря обычаю древних египтян экипировать своих усопших многочисленными предметами из земной жизни, чтобы и в царстве мертвых человек чувствовал себя комфортно. И сегодня, зайдя в музей, можно полюбоваться на зеркальце, в которое несколько тысячелетий назад гляделась египетская модница.
А вот первые стеклянные зеркала были созданы римлянами в 1 веке нашей эры: стеклянная пластинка соединялась со свинцовой или оловянной подкладкой, поэтому изображение получалось живее, чем на металле, что сразу было оценено римскими матронами. Греческий философ Сократ предписывал юношам чаще смотреться в зеркало - чтобы те, кто обладает достойной внешностью, не обезображивали ее пороками, а те, кто уродлив, заботились о том, чтобы украсить себя добрыми делами.
Стеклянные зеркала вновь появились только в 13 веке. Но они были… вогнутыми. Тогдашняя технология изготовления не знала способа «приклеивать» оловянную подкладку к плоскому куску стекла. Поэтому расплавленное олово попросту заливали в стеклянную колбу, а затем разбивали ее на куски. Только три века спустя мастера Венеции с острова Мурано додумались, как покрывать оловом плоскую поверхность.
Однажды муранские стеклодувы на гладком куске мрамора разостлали листок олова и полили его ртутью. Олово растворилось в ртути, получилось то, что называют амальгамой. На нее наложили кусок стекла, и серебристая блестящая пленка амальгамы толщиной с папиросную бумагу плотно пристала к нему. Позже в отражающие составы стали добавлять золото и бронзу, поэтому все предметы в зеркале выглядели красивее, чем в действительности. Стоимость одного венецианского зеркала равнялась стоимости небольшого морского судна. В 1500 году во Франции обычное плоское зеркало размером 120 на 80 сантиметров стоило в два с половиной раза дороже, чем полотно Рафаэля
Секрет этот венецианцы хранили в строжайшем секрете более 200 лет. Это была вынужденная мера. Они жили на острове Мурано, на который добраться можно было только по воде. Выезд с острова им был запрещён под страхом тюремного заключения и даже смертной казни. Никаких иностранцев на остров не допускали. И из поколения в поколение, от мастера к мастеру передавались секреты изготовления чудесного стекла. Никто, кроме муранцев, не знал, что качественное стекло можно получить, если прокатать его ещё красно-раскалённым по медной полированной поверхности. Именно этот способ позволял добиться хрустальной прозрачности стекла. А приклеивать к нему оловянную фольгу следовало при помощи ртути. И были ещё десятки разных способов полирования, придания глубины отражения.
Желание иметь как можно больше чудесных венецианских зеркал в парадных залах и будуарах дворцов завладело в XVI веке многими монархами Европы, особенно их жёнами. Они буквально соревновались друг с другом по количеству приобретённых с острова Мурано зеркал. А венецианские мастера, подогревая этот интерес, соревновались друг с другом в создании оригинальных форм, делали их всё лучше и краше, инкрустировали золотом, серебром, отделывали драгоценными камнями.
Перед соблазном приобрести для покоев королевского дворца венецианские зеркала не устояла и королева Франции, дочь великого герцога Франческо I Тосканского Мария Медичи, большая любительница живописи. К свадьбе с Генрихом IV в 1600 году она заказала в Венеции для своего зеркального кабинета 119 зеркал.
Венецианцы выполнили все условия заказа и неплохо заработали. В знак благодарности они послали свой подарок - особое свадебное зеркало. Это было по-настоящему королевское подношение. Зеркало находилось в золотой раме, украшенной агатами, смарагдами, ониксами. Типичная венецианская мозаика ажурной линией обрамляла все каменные украшения. Это было произведение искусства.
Мария Медичи смотрелась в него, любовалась, но похвастаться неожиданным приобретением было не перед кем. Её супружеская жизнь с королём Генрихом IV не налаживалась, после свадьбы они отдалились друг от друга и уже не сближались. Особых подруг из царственных семейств у неё не было. После убийства Генриха IV в 1610 году, когда подозрение пало на Марию, она замкнулась и стала заниматься воспитанием своего сына, будущего короля Людовика XIII. Всё своё время она уделяла отделке покоев в Люксембургском дворце в Париже.
Мария боролась за власть разными способами: лестью, подкупом, - но удержать её не удалось. Её сын Людовик XIII, едва сев на трон, приказал удалить мать в старинную резиденцию французских королей Блуа. Люксембургский дворец опустел. В Париж её больше никто не звал. Сегодня зеркало Марии Медичи хранится в Лувре.