Проведя уже множество ритуалов, я пришвел к выводу, что все они имеют похожие схемы. Можно выделить основные части ритуала:
Открытие пространства. Включает в себя формирование пространства, его освящение и приглашение в него участников ритуала.
Призвание и приветствие. Обращение к Силам в виде их призвания и приветствие всеми участниками ритуала.
Блот. Означает жертвоприношение с определенной целью. Как правило, это просьба или благодарность.
Совершение особых действий. Обычно является центральной частью ритуала. Это совершение действий с повышенной осознанностью и в присутствии Сил.
Завершение. Завершение ритуала и закрытие пространства.
Пункты 3 и 4 могут повторяться и меняться местами.
Ритуалы, где участвует один или два человека, небольшие по своей длительности и нагрузке, может проводить любой Асатруа. На более сложные ритуалы на несколько человек выбирается самый опытный в этом мастерстве человек – годи. При этом годи чаще всего является тулом (см. тул).
Формирование пространства. У ритуального пространства должен быть контур (обычно это круг) и центр (алтарь, костер и др.). Самый просто способ создать контур – осознанно обойти место по часовой стрелке три (шесть или девять) раза. При этом в руке можно держать факел или дымящуюся веточку. Во время ритуала его пространство должно быть целостным. Если наличествует достаточно людей, чтобы встать в более-менее плотный круг, контур формируется сам собой, необходима лишь правильная настройка каждого участника ритуала. Стоит отметить, что на капищах (и подобных местах) пространство и так сформировано, и в подобных действиях там нужды нет. Далее, сформированное пространство следует очистить (если в этом есть нужда) и не загрязнять. Очищает пространство хождение против часовой стрелки, также с огнем или дымом (только не по контуру!), но чаще всего достаточно осознанно зажечь костер, придав ему статус ритуального. Еще один, достаточно знаменитый способ среди Асатруа, это освящение пространства символом Молота Тора (вертикальная черта, подведенная горизонтальной) на четыре стороны света, а также неба и земли. При этом говорятся слова: «Я освещаю это место Молотом Тора» и «Я освещаю это небо/землю Молотом Тора», для удобства формирования намерения.
Призвание и приветствие Сил происходит путем проговаривания определенных форм. Можно говорить заранее заготовленные стихотворные призвания (если нет проблем с запоминанием), но лучше текст заранее не готовить и говорить от сердца. Например, я иногда использую такое призвание: «Духи лесов и полей, я созываю вас. Духи рек и озер, я созываю вас. Духи неба и духи земли, я созываю вас. Могучие ванны и мудрые асы, я приглашаю вас на ритуал (название). Будьте с нами в эту (ночь, день, вечер и т.д.)». При этом говорящий должен полностью сосредоточиться на тех силах, которые он старается призвать (так же как и другие люди, находящиеся в кругу). Обычно призвание совершается в «позе альгиза»: ноги вместе или на ширине плеч, руки протянуты к небу и взгляд направлен вверх (есть множество вариаций это позы, лучше всего вставать как удобно). Далее можно назвать свое имя (ведущему и остальным) и произнести нечто вроде «Я (имя) приветствую вас».
Смысл блота в том, что нечто (пища) приносится богам с произнесением определенных слов (или с определенными мыслями). Обычно это некая жидкость (традиционно пиво или медовуха) выливаемая из питейного рога в огонь (или на алтарь). При этом ведущий ритуала поднимает рог к небу и произносит «славление» тех сил, которым этот рог будет посвящен. Самое знаменитое «славление» – это виса, произнесенная валькирией Сигрдривой:
«Славься день!
И вы дня сыны!
И ты ночь с сетрою!
Взгляните на нас
Благостным взором
Победу нам дайте!
Славьтесь асы!
И асиньи славьтесь!
И земля благодатная!
Речи и разум
И руки целящие
Даруйте нам!»
(Старшая Эдда, Речи Сигрдривы)
Далее, рог пускается по кругу и каждый добавляет что-то от себя вслух или мысленно. Когда рог возвращается к ведущему, его содержимое выливается на огонь (алтарь, в землю, жертвенную чашу и т.д.).
Совершение особых действий зависит от конкретики ритуала. Обычно это действия имеющие двойственное значение, для понимания которого, необходимо быть хорошо осведомленным о Традиционном мировоззрении или обладать им. Примеры читайте «О Колесе Трота».
Завершается ритуал обычно произнесением каких-либо фраз общего значения. Например, «Слава богам!». Необходимо понимать, что после завершение ритуала, пространство, тем не менее, остается сформированным и необходимо либо выйти из него, либо оставаться в состоянии повышенной осознанности (например, если кто-то хочет пообщаться с Силами или совершить какое-либо другое действие). Проще говоря, нельзя сразу просто ритуала сесть около костра и начать там жарить шашлыки, весело обсуждая ощущения от ритуала. Это нарушит гармонию и некоторыми силами может быть расценено как неуважение.
(с) Сигурд Годорд Скидбладнир 2010