Кто сейчас на форуме | Сейчас посетителей на форуме: 689, из них зарегистрированных: 9, скрытых: 0 и гостей: 680 :: 2 поисковых систем Cassiopeia, Cyanea, JRK, MALFRIDA, mj1978, Natali3, nelya21, Гелла, Тетяна ІванівнаБольше всего посетителей ( 895) здесь было 22.12.19 3:19 |
Ноябрь 2024 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|
| | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | | Календарь |
|
|
| Народні вірування, демонологія, космогонія | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Гость Гость
| Тема: Народні вірування, демонологія, космогонія 05.06.14 20:53 | |
| Г. Скрипник, О. Курочкін НАРОДНІ ВІРУВАННЯ, ДЕМОНОЛОГІЯ, КОСМОГОНІЯ Украинская мифология как совокупность преданий о живой и неживой природе и человеке развивалась на основе древней общеславянской мифологии. Особенностью У. м. является сочетание христианских религиозных представлений с языческими верованиями, присутствие взаемопереплетених элементов анимизма, фетишизма и тотемизма. Анимизм особенно характерен для традиционных представлений и верований украинцев, их календарной и семейной обрядности. Но наиболее анимистичними верованиями отмечена украинская демонология. Одухотворялись и природные явления - гром, молния, вихрь и т.п. В украинской религиозно-мифологические традиции фетишами - объектами религиозного поклонения - считались различные амулеты и талисманы. В частности, чудодейственной силой народная фантазия наделяли определенные виды камней, которее лечат от болезней. Остатки Ф. проявляются и в современном христианстве (культ креста, икон). Элементы тотемизма остались в обрядности и обычаях украинцев (в частности в обрядах вождения козы, куста, тополя и т.д.). Культы. К реликтам древнеславянских верований, которые связаны с традициями мифологический мышления, относятся и многочисленные остатки общераспространенных К. Одним из главных был К. огня. Украинцы верили в небесном происхождении огня, который Бог передал людям через громовы стрелы. Отсюда и вера в святость домашнего очага. С К. огня связаны различные обряды и магически-ритуальные действия. Так, вытопив печь, хозяйка ставила в нее сосуд с водой и бросала немного дров - своеобразное жертвоприношение домашнему очагу. Важное значение предовалось и ритуально-очистительные функция огня (обкурювання дымом, символическое сжигание, провод через огонь, чтобы избавиться от болезни, отвлечь злых духов и т.п.). С этой же целью огонь использовался в купальских, свадебных и других обрядах. Священные свойства приписывались и воде, к которой следовало относиться осторожно, чтобы не осквернить ее. Вода Уляно, ти очищаєш луги, береги, очисть та ісціли раба божого.. - так начинается одно из распространенных заклинаний от кожных заболеваний. Особенно ценилась так называемая непочатая вода, которую надо было набирать из трех или семи колодцев до восхода солнца. Непременным атрибутом лечебной и хозяйственной магии украинцев считалась освященная иорданская вода, которой кропили имущество, скот, чтобы отогнать нечистую силу. Чудодейственная сила приписувалася наговорной, нашептаной воде, над которой сказал заговор знахарь. К. воды отображался и в обычаях бросать деньги в колодец, в реку как выкуп за душу утопленика т.д. К. грозы, связан с древним славянским К. бога грозы Перуна, сохранился в народном сознании в поздней христианской трактовке борьбы пророка Ильи с нечистым. Народная фантазия наделяли громовы стрелы магическими свойствами, они считались помощниками при лечении различных недугов. Кое-где верили, что во время грома Илья-пророк возит по небу колачи, т.е. дает земли рождающую силу. Сохранились различные поверья, связанные с Громовым праздниками, которые христианство приурочила к Илии. Суеверия. Важное место в мировоззрении украинцев занимали многочисленные верования, связанные с предосторожностями, ограничениями, табу и т.п. В частности, в некоторых местах верили, что плохими являются первые девять дней марта. Тяжелым днем считался понедельник: в этот день не следовало впускать в дом постороннюю женщину или давать что-то в долг, потому что вся неделя будет плохой. В среду и пятницу нельзя было кого-то проклинать, потому что проклятие сбудется. Верили также, что злые(лихие, проклятые) часы бывают в злые (лихие) дни (с утра и до обеда). Чтобы обезопасить себя от злого часа, непременно следовало поостеречься: В добрий час сказати, а в лихий промовчати; или: В добру годину будь сказано. Часто народная фантазия связывала успех или неудачу в хозяйстве с молодым месяцем: Если на молодой месяц работа не удается - то не удасться месяц. Немало С., иногда и вовсе небезосновательных, составляют те, которые связаны с выращиванием огородных растений. ян. Большое значение придавали соблюдению многочисленных предостережений и табу, касающихся христианских праздников. В частности, на Благовещенье запрещалось касаться семян, потому что не взойдет; на Илью нельзя было идти в поле, потому что Илья сожжет урожай и т.д. Целый комплекс С. приурочувався к свят-вечеру, пасхе, новому году, зеленым праздникам. Так, на свят-вечер после захода солнца старались не работать, потому что иначе добрые духи исчезнут из жилища. Гадание. - Купала. С давних времен гадали по звездам и других небесным светилам, по внутренностям животных, сновидениям, голосам "вищих птиц", линиях ладони, на зернах, цветах, с помощью воды, огня, снега и т.д. С этой же целью использовали разнообразные вещи: кольца, зеркальце, гребешки, обувь, пояса, свечи и др. Были и "профессиональные" прорицатели. На Украине это - ворожки, ворожбити, знахарі, відьми, мальфари. В крестьянском быту преобладали самодеятельные Г., Практиковались индивидуальные и коллективные, сугубо женские и сугубо мужские Г. Существовали специальные ограничения относительно времени и места проведения Г. Как правило, гадали ночью втайне от чужого глаза. Разнообразными были девичьи Г. о браке. В новогоднюю или Андреевскую ночь считали колья плетня (9 или три раза по 9); последний кол с корой означал богатую жизнь в браке, обдертий - бедную. Устраивали также своеобразные соревнования - девушки перебрасывали сапог через хату. Кому это удавалось с первого раза, того ожидал близкий брак. Бросали сапог и через ворота на улицу: куда покажет его носок, оттуда и придет жених. Уже в XIX в. большинство Г. потеряли свое магическое значение и стали веселым традиционным развлечением. Демонология - Преобладающая часть образов украинской народной Д. имеет дохристианское происхождения. Демонологические представления связывались с явлениями природы, хозяйственно-бытовым жизнью. Народная фантазия зачастую придавала демоническим существам человеческое подобие, т.е. наделяли их антропоморфными чертами. Баба (дикая баба) - фантастический образ украинского фольклора. На Западной Украине. Представлялась женщиной с длинными волосами, которая может убить человека или защекотать до смерти. Встратиться с ней можно было в лесных чащах или в поле. Существовало поверье, что пойманная в поле Б. служить хозяину, как верная батрачка. Кое-где верили, что Б. любит подменять еще нехрещених детей на свои відміни, одмінки. Иногда в этом образе видели женскую ипостась домовика (домовинки, домані), генетически связанную с незапамятных времен с богиней плодородия. Блуд - разновидность нечистой силы, который не имеет четкой персонификации. Согласно легенде - это свергнутый с неба злой дух, который не успел приземлиться и завис в воздухе. Затем Б. цепляется к каждому, кто случайно коснется его. Может принять вид птицы, человека, кошки, собаки, света и т.д. Чаще всего он караулит на распутье. Вцепившись в человеке, Б. может заставить его блуждать до полного изнеможения на одном месте или завести в болото или иную ловушку. Среди многочисленных защитных средств против Б. желательно было знать дни своего рождения и крестин; вспомнить, на какой день приходился святой вечер и какие блюда тогда подавались или кто стоял справа от человека, который заблудился; перевернуть на себе рубаху и др. Рассеивался Б., как и другая нечистая сила, с первым криком петуха. Богині (лісниці, мамуни) — враждевные человеку сущности, внешне похожие на диких баб. Надилялися способностью перевоплощаться, принимая вид и голос некоторых девушек или молодиц, чтобы заманивать мужчин. Украинцы верили, что Б. бывают не только женского, но и мужского пола. Погубленные ими люди исчезают бесследно. Как и дикие бабы, Б. подменяли некрещених детей, а иногда и выступали в роли "пастухов от зверя. Для защиты от них необходимо было иметь оберег - металлический предмет, чеснок или трой-зілля. Вихор. Вихрь. Этот образ существенно отличается от народных представлений о ветре, который имел подобие сердитого усатого деда. В. - это разновидность нечистого: покрытый шерстью черный человек с крыльями, большими ногтями и хвостом. Живота В. не имеет, и внутренности его открыты. Живет он в поле или в скале, постоянно перелетая с места на место. Особенно подвижным В. становится перед бурей. Когда он поднимется, говорили, что это сам нечистый производит свою свадьбу. Попасть в В. считалось опасным, поскольку это могло вызвать психическую болезнь или увечье. В народе существовала целая система магически-защитных действий, чтобы избежать вреда от В. частности, верили, что В. можно убить, если кинуть в него ножом. |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Народні вірування, демонологія, космогонія 05.06.14 20:53 | |
| Ведьма (колдунья, Чаровница, обавниця, потворниця) - популярный демонологический персонаж украинского фольклора. Различали две "категории" В. – врожденные и наученные. Последние считались наиболее активными во вредоносных действиях, ибо приобретали свои знания от опытных ведьм или от самого черта. Распознать В. очень трудно: она может быть бабкой и девушкой, красивой и уродливой, принимать вид животных или вещей. Для распознавания В. применялись специальные магические приемы и средства. Зачастую В. выявляли среди односельчан на большие календарные праздники: рождественско-новогодние, пасха, Юрия, Ивана Купала и др. Считалось, например, что если откладывать каждый понедельник великого поста по одному полену и утром на пасху разложить из них костер, то В. сама придет и попросит огня. Бытовало представление о том, что В. можно обнаружить, поджаривая молоко на сковороде или положив на порог разогретую лошадиную подкову или отваривая в воде кусок сырого полотна с девятью вколотыми шпильками т.д. В отличие от католической и протестантской Европы, в Украине ведьмовские процессы не приобрели широких масштабов. Но и здесь в эпоху феодализма изредка применялись такие радикальные меры как сожжение на огне или испытание водой. Правдивое описание варварского потопления невинных женщин находим в повести Г. Квітки-Основ'яненка "Конотопська відьма". Устная традиция инкриминировала В. прежде всего то, что они портили чужих коров, забирая у них молоко. Повсеместно верили, что В. накликають на людей болезни, высасывают кровь, способствуют неурожаю зерновых. Их чары распространялись на сферу космической и метеорологической магии. Общеизвестны поверья о том, что В. устраивают свои регулярные сборища (шабаш, сейм, балы) на голых вершинах гор. Особенно много легенд существовало про Лысую гору в Киеве, куда в ночь на Ивана Купала слетались В. не только с ближайших окрестностей, но и из отдаленных местностей. В. якобы умели не только проходить сквозь стену, воду или дерево, но и могли сбрасывать свой человеческий образ и принимать другие - антропоморфные, зооморфные, предметные и т.д. Верили, что с помощью зеленой ветки, кнута, уздечка, пояса и определенных словесных формул, которые хранились в глубокой тайне, В. могли изменять внешний вид других людей. Представления о фантастическом превращении В. довольно живучее: даже сейчас от людей старшего поколения можно услышать рассказы на эту тему. Вий – демоническая сущность, имеющая образ старого деда с огромными бровями. Название свое получил через длинные и густые вії, которые тянутся до земли. В народных рассказах известный еще под названием шолудивий Буняк. Взгляд его может убить человека, от него дома западают под землю, а на их месте образуются озера или пропасти. Однако от пагубной действия его взгляда спасает то, что В. никого не видит сквозь свои густые ресницы и брови. Вероятно, из сказания о В. связаны поверья о недобрые глаза и сглаз, согласно которым от злого взгляда все гибнет или портится. Вовкулака (вовкун) —сверхестественное полуфантастическая сущность. В. могли быть врожденные и заколдованные (обернені – от слова оборотень – прим.) Врожденными В. становилась человек, который родился под определенной планетой. Верили также, что если беременная женщина увидит волка, то у нее родится ребенок-Вовкун. Заколдованными В. становятся те, которых превращают в волков колдуны, ведьмы. Для этого достаточно было забыть бога и по указанию ведьмы перекинуться трижды через устромлений в землю нож. Такое перевоплощение ведьма могла осуществить и без согласия человека. В отличие от заколдованных В., находящихся в волчьем подобию по несколько лет, врожденные В. живут в семье как обычные люди и только в определенное время, чаще всего ночью, превращаются в волков, объединяются с их стаями и истребляют скот. Существовали различные средства вернуть заколдованным В. человеческий образ: содрать с него шкуру, провести через хомут, разорвать веревку, что висит у него на шее, и др. Водяник - Водяной - разновидность нечистой силы. Как и все духи, что есть на земле, В., в соответствии с украинскими легендами о создании мира, исходит от Дьявола. Бог сбросил Дьявола и злых духов с неба и каждый из них летел к земле 40 суток; когда бог сказал "Аминь", то кто где был, там и остался: в воде - водяной, в болоте - болотяник, в лесу - лисовик т.д. Однако корни верований у В. значительно глубже - оно вытекает из древнего языческого поклонения славян божествам, связанным с водной стихией. В. имел вид старого деда, покрытого водорослями, с длинной бородой и хвостом. Мог перевоплощаться в разные существа - ребенка, козла, собаку, рыбу и т.д. Этот властелин рек, прудов и водохранилищ председательствовал над русалки и занимался рыбами. Жил в основном в омутах рек, около водяных мельниц. Розгнивавшись, мог разрушать плотины, мельницы, разливать реки, топить людей. Доля (талан) — Судьба - фантастически-поэтический образ, который по поверьям украинцев отождествлялся со счастьем. Бытовало и соответствующие поверье о скорби и несчастье. Зачастую Д. рисовалась в образах женщины, панича, незнакомого т.д. Счастливая доля - приятная на вид, ухоженная, нарядная, а лихая доля - заспана, припухшая, неряшливая. По народной поверьям, каждый человек имеет свою Д., которая фатально определяет ее возраст, благополучие и т.п. Под которой планетой и в который час родится человек - такова и его доля. Д. воспринималась не как божество, а как двойник человека. В народных рассказах Д. богатого и счастливого человека появляется на его ниве и заботится о ведении всех хозяйственных дел. Д. же убого человека зачастую бездельничает, катается на верболози или спит. Итак, при всей своей врожденности и неотвратимости Д. все же зависит от характера и способностей человека: чтобы достигнуть успеха, он должна найти свою Д. Рассказы позднего происхождения проникнуты христианским окраской: Д. дается человеку от бога и избежать ее невозможно. Считалось, что счастливую Д. следует принимать с благодарностью, а не с гордыней, иначе потеряешь ее. Украинцы верили, что узнать о Д. можно случайно подслушав разговоры "вещих птиц. Вместе с тем охотно прибегали к услугам различных прорицателей и гадалок, планетникив, мальфаров т.д. Домовик (похатник, господар, хованець, служка, помічник). Домовой (похатник, хозяин, хованець, служитель, помощник). Украинская трактовка Д. аналогична представлениям других народов. Иногда его считали существом неопределенного рода (оно). Однако зачастую Д. описывался как небольшой (вершков двенадцать высотой) весь обросший волосами дедок. Верили, что Д. есть в каждом доме. При добрых взаимоотношений с ним он обеспечивал благосостояние семьи, охранял ночью скот. Однако Д. мог наносить больших неприятностей тому, кто его рассердит. Образ Д. качестве опекуна семейного очага переплетается с образом домашнего черта - дідька . Бытовало поверье, что черт сидит в курином яйце и его может выростить тот кто выносит яйцо девять дней под мышкой. Состоятельные хозяева стремились иметь себе таких опекунов и регулярно ставили для них в углу пищу. Заложні мерці — Заложные покойники - умершие неестественной смертью люди (утопленики, самоубийцы), которые считались нечистыми. Хоронили их на перекрестках дорог, на границах полей, в оврагах. Души З. п. приобретают разный вид и бродят по свету, пока не искупают своих «грехов». При этом они нередко причиняют вред живым людьм. К З. п. принадлежали и дети, умерли нехрещенимы (мавки, потерчата). Народная фантазия наделяли З. п. сверхъестественными свойствами. Во время засухи их могилы поливали водой, чтобы вызвать дождь. Чтобы лишить таких покойников способности посещать живых людей, в их могилы клали узелок освященного мака-видюка, забивали осиновые колья. Собственные же дома обсыпали освященным маком или льном. Делать это нужно было до обеда, потому что после обеда покойник уже начинал ходить. Считалось, что, в отличие от обычных покойников, души З. п. не могут появляться к родственникам на помины, когда за мертвые души обед ставят. |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Народні вірування, демонологія, космогонія 05.06.14 20:54 | |
| Земляний дух — Земляной дух - разновидность нечистой силы, наказаный богом и обреченый жить под землей. Такие духи могут жестоко отомстить тому, кто нарушит их покой. Чтобы уберечься от них, надо было, в частности, вылить в выкопанную ямку чарку водки, которая должна задобрить духов. Злидні. Духи нищеты, бедности. Чаще всего народная фантазия рисовала их в виде дедов-попрошаек или маленьких прожорливых невыразительно очерченных существ. Считалось, что там, где поселятся З., надолго воцарится крайняя бедность: Богатство - временное, а злидні - пожизненные; просились злидні на три дня, а вігнать нельзя. Избавиться от З., по народным поверьям, можно хитростями, заманившы их в какой-то сосуд или иную засаду. Змій — Змей - популярный персонаж украинской демонологии и фольклора, в котором слились языческие, христианские и средневековые фантастические мотивы. З. всегда было присуще враждебное отношение к людям (он обольщает девушек и женщин, убивает мужчин, сжигает жилища и т.п.). Как представитель нечистой силы, З. может перевоплощаться: ударившись о землю, он убирает вид молодого привлекательного парня. Обычно он напоминает куль соломы, из которого сыпятся искры. Однако может выглядеть и как человек, только с несколькими головами. Имеет он и крылья, которые снимает, идя к людям. Заманивая девушек, З. подбрасывает на дорогую шелковую одежду, перстень или запаску (род женской одежды типа юбки). Которая из девушек поднимет какую-то вещь и принесет домой, к той и пойдет он по ночам в виде молодого человека. Чтобы избавиться от З., следует отнести найденную вещь обратно. Охотится З. и за человеческими душами, подговаривая людей записать их ему за выкуп. Лісовик — Лисовик - мифологический образ, который олицетворял опасность, которая подстерегает человека в лесу. Зачастую описывается как старый кошлатий дед. В отличие от людей Л. не имеет тени. О его нечистой природе свидетельствует и стремление заполучиты души охотников, которые отрекаются от бога, чтобы достать в вознаграждение различную дичь. Л. соблазнял женщин, збивав людей с дороги, причинял много другого вреда. Одновременно существовали версии, согласно которым Л. был "пастухи от зверя", т.е. охранял зверей от хищников, охотников, других опасностей. Считалось, что Л. бывал не только мужского, но и женского пола. Лисовые люди вели свое хозяйство, создавали семью и жили, как обычные люди, хотя и походили на волчиць, медведиць, олениць т.д. Мавки (нявки, бісиці) — сущности, которые олицетворяют души детей, родившихся мертвыми или скончались некрещеними. Их еще называют потерчатами, страдчатами, повітрулями, лісними, лоскотницями. Имеют вид красивых молодых девушек, пением и привлекательным видом завлекают парней и защекочут до смерти. В отличие от русалок, разновидностью которых является М., последние имели длинные льняные волосы. В народе верили, что на троицкие святки потерчата летали в виде птиц и просили себе крещения криками: "Христу, Христу!" Считалось, что в таких случаях надо бросить какую-то платок и назвать имя, сказав: "Хрещу тебя". После этого душа младенца попадает в рай. Если же этот обряд не осуществить до семи лет, то младенец превращается в русалку или нявку, становится нечистым духом и наносит человеку вред. Оберегом от Н. служили чеснок, лук, полынь. Мара —богиня зла. Позже образ М. олицетворял болезненный, тревожный, неспокойный сон. Представлялась страшной сущностью женского пола, ночным призраком, который наседал на сонную человека, а когда он просыпался, то М. мгновенно исчезала. Нічниці (крикси) — (криксы) - злые демонические сущности, которым народная фантазия приписывала способность отбирать у человека, особенно у маленьких детей, сон. Как воплощение душ умерших девушек, они являлись к тому, кому хотели отомстить, или же к его детям. Считалось, что Н. можно внести в дом с водой, поэтому вечером опасались ходить к колодца. Если же вода все-таки вносилася после захода солнца, рекомендовалось очистить ее огнем, опустив зажженную лучинку. Одмінок (обмінчук, відміна) — ребенок, подмененный нечистой силой. Украинцы верили, что дикая баба или богиня может похитить человеческого младенеца, пидкинув зато своего. Узнать О. можно по мешковатому строению тела (маленькая голова, большой живот, тонкие ноги). Подмененные дети неугомонно кричали и плохо развивались. Кое-где им приписывали способность изменять размеры своего тела. О. мог жить у людей до двадцати лет. Чтобы избавиться от О., советовалось вынести его в мешке на перекресток дорог или бросить на помойку. Тогда нечистая, пожалев своего ребенка, заберет ее. Общераспространенным было предостережение: не следует злословить и вспоминать нечистого (особенно после захода солнца), чтобы не навлечь его на своего ребенка. Перелесник (летавиць) — разновидность злого духа, который, как звезда, падает с неба и посещает людей, принимая вид родных, близких, любимых. Верили, что его можно "получить» из-за большой тоски по покойному. Вопротившись в образ покойного, П. мог вступать в супружеские отношения с живыми людьми. Дети, которые рождались от П., внешне напоминали одмінків. П. выгнать из дома, где он поселился, очень трудно. Песиголовці (бесиголовці, сироїди) — мифические великаны-людоеды, отличались неслыханной жестокостью. Имели вид покрытой шерстью человека с собачьей головой, одним глазом посреди лба, иногда с рогом. По преданию, жили где-нибудь в Турции или на краю земли. Передвигались они очень быстро, цепляясь друг за друга. Были и великаны женского пола - одноглазые бабы. В целом П. - это трансформированое в народном воображении олицетворение опасности от чужеземных враждебных народов. Польовик — полевик , хозяин полей, степей и лугов. Может принимать различный вид и вводить людей в заблуждение. Представлялся П. преимущественно в образе мужчины с многочисленными звериными признакам (шерсть, хвост, большие когти, маленькие рожки, крылья, телячьи уши и большие зубы. П. приписывались и положительные черты: в частности на Бойковщина его считали охранником полевых границ. Русалка — один из колоритнейших персонажей украинской демонологии, олицетворение опасной водной стихии. Это молодые красивые девушки, которые живут на дне рек в прекрасных хрустальных дворцах. Ночью, когда восходит месяц, Р. выходят на берег, чешуть свое длинные зеленые волос и водят хороводы. Прекрасным пением они заманивают юношей или девушек, затягивают их в воду и защекочать По распространенным представлениям, Р. становились молодые девушки, которые утонули, или умершие до крещения маленькие дети. Местами бытовало мнение, что Р. становились люди, которые умирали на так называемый Русалчин великдень. Оберегом от них служили крест и полынь. Р. могли жить в полях и лесах, где любили раскачиваться на ветвях деревьев. В разных местностях они имели разные названия ((нявки, лісні, повітрулі и др.). Отдельное "категорию" Р. составляли мавки (см. выше). Скарбник. Дух богатства, сокровищ. Существует несколько вариантов трактовки этого образа. Согласно одному - это верный хранитель сокровищ своего хозяина, а также помощник во всех его делах. Однако после смерти хозяина он появляется со стаей ворон и вырывает запроданную ему душу. Другой вариант связан с популярными поверьями о закопаный и заклятых сокровищах, которые надилялись сверхестественными свойствами. Эти сокровища разделялись на чистые и нечистые. К первым относились те, которые закапывались людьми во время сложных жизненных коллизий (войн, нападений, ограблений). На Гуцульщине, в частности, такими полагали сокровища разбойников. Другие же сокровища находились под охраной нечистой силы. Верили, что раз в семь лет закопаные и заклятые клады пересушуются и горят. Те из них, которые ночью охраняет С., и есть заклятые. Взять их может только тот, кому они предназначаются. Если же это будет посторонняя человек, то сокровища превратятся в черепицу, уголь, гадюку или жабу. Со сверхъестественными свойствами денег связано также поверье про зачарованную монету (инклюз), которая имела свойство притягивать другие и таким образом обогащать своего хозяина. Опекал эту монету злой дух. Его, как и домового, можно было вырастить себе из куриного яйца. Этот дух по смерти хозяина забирал его душу. Упир — Упырь - древнейшее олицетворение темных сил; покойник, выходящий из могилы, чтобы высасывать из людей кровь. Мог являться в разных образах (собаки, кошки, двух мальчиков), ходить пешком или ездить на лошади. У. имел две души, одна из которых не покидала тела и после смерти. Считалось, что У. бывают врожденные и роблені. Первые рождались с хвостиком. Робленим У. становилась человек, на которого наведен дух нечистой силы. На Волыни верили, что У. становился каждый самоубийцы. Распознать У. можно по шести пальцам на руках и ногах, а после смерти - по удивительно свежем ярко-красному лицу. Бытовало поверье, что, кроме мертвого У., в каждой деревне был и живой, который защищал общину от мертвого. Чтобы обезвредить У., в его могилу бросали горсть мака, закапывали осиковый кол, а иногда и пробивали им затылок покойника. Чарівники (перемітники) — люди, наделенные сверхъестественными способностями, способностью влиять на явления внешнего мира, на судьбу людей. В отличие от знахарей, действовавших "от бога", во благо людям, Ч. общались с нечистым делая людям вред: насилали болезни, превращали в животных и т.д. Распространенным было поверье, что Ч. умели делать магические залом колосьев (закрутку), которые вызывало неурожай хлеба. Трогать такую закрутку нельзя, потому что человека парализует. В таких случаях обращались в сельской ворожке, чтобы та сняла заклятие с нивы. Чорт (біс, диявол, дідько, люципер, сатана, осинавець, щезник, злий) —- один из самых популярных персонажей украинской демонологии, олицетворял враждебные человеку силы. Выступает одновременно зооморфной и антропоморфной сущностью. Его звериную природу выдают хвост, бараньи или козьи рога, когти, собачья морда или свиное рыло, иногда куриные ноги или крылья нетопыря. Характерные приметы - длинный нос, горящие глаза, густые черные волосы. Иногда Ч. представляли в виде иностранца, одетого в коротенькую куртку или фрак, узкие панталоны, с забавными шляпой на голове и трубкой в зубах. Обычное жилье Ч. - мельницы, глубокие пропасти, полуразрушенной постройки, заросли бузины и т.д. Функции Ч. достаточно широкие: он всячески вредит людям, насилае болезни, сводит женщин, охотится на человеческие души, толкает на преступления и досадные поступки. Особенно страшен он для некрещених детей, которых может подменить. Верили, что с Ч. можно заключить договор и нанять его на службу, заложив ему, впрочем, свою душу. Такие договоры, как правило, надо заключать ночью на перекрестке дорог и утверждать кровью с мизинця. Ч. часто прибегает к перевоплощениям, причем выбирает образ не только людей и животных, но и неживых предметов. В украинских апокрифичних легендах Ч. выступает соперником и антиподом бога и вносит свой вклад в созидание мира: именно он научил людей кузнечному делу, изобрел огонь, мельницу, скрипку, дуду, тартак, водку и табак. Ему даже приписывали такие плоды технического прогресса, как фабрики, железные дороги, телефон, велосипед и т.д. Для традиционного народного сознания Ч. - олицетворение таинственной силы, которой клянут своих врагов: Бодай тебе чорт узяв; Іди під три чорти.. По поверьям, он боится креста, громовых стрел святого Ильи и вообще всего освященного; защититься от него можно с помощью специальной молитвы и магического круга. Вместе с тем Ч. - довольно комичный и невезучий персонаж. В фольклоре украинцев он служит постоянной мишенью для шуток и анекдотов. В борьбе с Ч. люди обычно выходят победителями. Отсюда известное пословица: "Не так страшен черт, как его малюют. Чугайстер (лісовий чоловік) — (лесной человек) - фантастический образ украинской демонологии. Выступает в весьма неопределенных очертаниях: иногда как высокий мужчина, одет в белое, иногда как покрыт длинными волосами. Поведением напоминает лисовика. По поверьям, Ч. некогда был обычным человеком, но его заклялы колдуны. В лесу он ловит нявок и поедают их. Однако к людям Ч. относится благожелательно. Пообщавшись с ними при встрече, он отпускает их, не причиняя вреда. С просторов |
| | | Iden Модератор
Сообщения : 8037 Дата регистрации : 2016-04-23
| Тема: Re: Народні вірування, демонологія, космогонія 27.12.19 14:33 | |
| - ВАРВАРА пишет:
- Большое значение придавали соблюдению многочисленных предостережений и табу, касающихся христианских праздников. В частности, на Благовещенье запрещалось касаться семян, потому что не взойдет; на Илью нельзя было идти в поле, потому что Илья сожжет урожай и т.д.
После праздника Ильи купаться в водоёмах нельзя. | |
| | | | Народні вірування, демонологія, космогонія | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |