Кто сейчас на форуме | Сейчас посетителей на форуме: 707, из них зарегистрированных: 3, скрытых: 0 и гостей: 704 :: 2 поисковых систем Anna vedima, Elenika Radvan, Тетяна ІванівнаБольше всего посетителей ( 895) здесь было 22.12.19 3:19 |
Ноябрь 2024 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|
| | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | | Календарь |
|
|
| Петров день (Пётр-Павел) | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Гость Гость
| Тема: Петров день (Пётр-Павел) 18.06.14 16:39 | |
| Петров день (Пётр-Павел) (12 июля) Великий православный праздник памяти апостолов Петра и Павла, первых проповедников христианского учения. В народном мировоззрении эти святые являются хранителями ключей от Рая и Ада, управляют местами обитания душ умерших.Апостол Петр (греч. Petros - камень, скала) 65 г. н.э. - имя, данное Иисусом Христом его ближайшему ученику Симону, который первым провозгласил Иисуса Мессией (Христом). После воскресения Христа возглавил Иерусалимскую христианскую общину, стал первым римским епископом. Апостол Павел (67 г. н.э.), нареченный Савлом, долгое время был гонителем христианства, но божественным явлением света и голоса Божьего, по дороге в Дамаск, преображен в Павла. Проповедовал христианство в Малой Азии, Греции, Риме, Испании. Апостолы Петр и Павел были преданы мученической смерти. Петр был распят на кресте головой вниз, Павел обезглавлен. Петр Великий сделал этих первоверховных апостолов покровителями Санкт-Петербурга, назвав в честь первого город, а в честь обоих - Петропавловский собор. Этот день в народе называют Петровки, Петров день, Петрово говейно, Петры-Павлы, день Петра-рыболова, Петр-золотые ключи. Последний был олицетворением солнца, как, к примеру, Илья-Пророк - грома. Связывается этот день с солнечной символикой. Считалось, что в Петровки солнце играет, переливается разными цветами так ярко, что больно смотреть. Так "играет" солнце лишь дважды в году: в день прихода Ярилы - на Пасху, да в день отхода его - на Петровки. Праздник особенно почитаем среди рыбаков и пастухов. Предшествовал сенокосу и подготовке к жатве. К празднику готовились заранее: соблюдали пост (Петров пост), чистили и убирали избы, готовили кушанья, красили яйца в желтый цвет, варили пиво и запасали хмельные напитки. Обычно Петров день отмечался на протяжении двух-трёх дней. Среди рыбаков Петров день считается началом летнего сезона ловли рыбы. В связи с этим традиционно принято было устанавливать новые цены на товар и заключать сделки и договора с торговцами рыбой. Хозяйки в этот день одаривать пастухов яйцами, хлебом и маслом. С вечера отправлялись в поле караулить солнце. У молодежи эта ночь называлась "хмелевой". Веселились всю ночь напролет, водили хороводы, пели, а когда гасли звезды и небо светлело, заводили песнь, призывающую светило. По старинным преданьям, олицетвореньем солнца - Ярилы, его оком был златорогий олень. Об этом и пелось: Не стучит, не гремит, Ни копытом говорит, Каленой стрелой летит Молодой олень! Ты, Дунай ли, мой Дунай! Дон Иванович Дунай! Молодой олень! У оленя-то копыта Серебряные, У оленя-то рога Красна золота! Ты, Дунай ли, мой Дунай! Дон Иванович Дунай! Молодой олень! Ты олень ли, мой олень, Ты, Алешенька! Ты куда-куда бежишь, Куда путь держишь? Ты, Дунай ли, мой Дунай! Дон Иванович Дунай! Молодой олень! Я бегу ли, побегу Ко студеной ко воде, Мне копытцом ступить, Ключеву воду студить! Ты, Дунай ли, мой Дунай! Дон Иванович Дунай! Молодой олень! И, наконец, когда солнце поднималось, все шли по домам. С Петровок в деревнях начиналась кипучая деятельность: косили сено, вывозили на поля навоз, готовились к озимому севу. О Петровках говорили: С Петрова дня - красное лето, зеленый покос. С Петрова дня зарница хлеб зорит. До Петрова вспахать, до Ильина - заборонить, до Спаса - посеять. Пахать да боронить - денечка не обронить. Женское лето - по Петров день. Не хвались, баба, что зелено, а смотри, каков Петров (об уборке сена). Многие певчие птицы умолкали к Петрову дню. Соловей поет до Петрова дня. Кукушка кукует до Петрова дня, так как ячменным колосом подавилась. Кукушка на Петров день подавилась мандрыкой (ватрушкой). Недалече кукушечке до Петрова дня. Далеко кулику до Петрова дня. Становились короче дни. К Петрову дню вода в реках умеженится (межень воды - средний уровень, какой устанавливается после половодья /по ст.стилю - в июне/, до чрезмерной засухи). Придет Петрок, сорвет листок. Петров день торговлей знатен. В этот день или чуть раньше устраивались знаменитые петровские ярмарки. Также на Руси Петров день был сроком суда, днем взимания пошлин, платежа оброков и податей, днем уплаты у крестьян. Утром в Петровки хозяйки в одних рубахах выходили в огороды и высматривали первые золотистые цветочки на огурцах; увидев, обвязывали нежный, еще совсем крошечный цветок красной ниткой, выдернутой из пояса, приговаривая: "Как густо мой пояс вязался, так бы густо вязались мои огурцы". Молились при этом царю Константину и матери его Олене (равноапост. св. Константин и св. Елена). Соблюдался в этот день и еще один интереснейший и захватывающий (для тайно присутствовавшей "публики") обряд: в эту пору начиналась девичья работа - пропалывание огородов. Собирались ночью девицы и, раздевшись донага, обегали гряды. От этого, верили, минует огород любая напасть - вредители, солнцепек и пр. Время проведения обряда держалось в строгом секрете, но... каким-то неведомым образом парни узнавали о нем и с вечера залегали в засаду. А потом на гулянье могли небрежно бросить девице о родинке в потаенном месте или еще нечто подобное, от чего бедную скромницу жар охватывал, а тот еще и свидетелей призовет, чтоб подтвердить: да, мол, видели все трое, и на том самом месте... Ну что тут поделаешь! Обряд есть обряд. Петровская вода, подобно купальской, согласно древним поверьям, обладала магическими свойствами. Особую силу имела вода, взятая с трех источников, ее использовали для питья и ритуального омовения. В Петров день «заклинали ведьм». Девушки взбирались на крыши бань, строений, усаживались там и пели песни: «Зарождалися три ведьмы На Петра да на Ивана: Первая ведьма закон разлучает, Другая ведьма коров заклинает, Третья ведьма залом ломает. Первой ведьме, что закон разлучает, Её по уши в землю, ей прощенья нет! Другой ведьме, что коров заклинает, Ту по плечи в землю, ей прощенья нет! Третью ведьму, что залом ломает, Ту по пояс в землю, ей прощенья нет! Вы катитесь, ведьмы, за мхи, за болоты, За гнилые колодые, где люди не бают, Собаки не лают, куры не поют, — Вам там и место!» Женщины ходили в поля, засеянные льном, бросали там куски творога и втыкали в землю тычины (палки), приговаривая при этом: «Дай Бог, чтобы лен был тверд, как смычина, длинен как тычина и бел как этот творог!» Женщины и дети вместе с молодежью участвовали в ритуальном воровстве – лазали по чужим садам. Девушки зажигали ритуальные костры для изгнания нечисти. Праздник сопровождали молодежные гуляния. Начинались они обычно накануне праздника, вечером, и продолжались в течение ночи и последующих одного-двух дней. Девушки и парни, собравшись вместе, отправлялись в места традиционных гуляний, которые располагались в центре поселения или в лесу, на полянах, возвышенностях, вблизи водных источников. Здесь специально для петровских гуляний устанавливали качели. Петровские гуляния сопровождались гаданиями о браке. Парни ходили среди девушек, закрыв лица платками, а девушки должны были узнать их. Правильное отгадывание сулило скорое замужество. Обряды на замужество с бороной Особое внимание уделялось ритуальной краже бороны. Парни тайно похищали бороны со дворов, где жили незамужние девушки. Считалось, если же зуб от бороны вбить в большой угол дома, предварительно разобрав деревянный настил, служивший въездом во двор, то девушки, жившие в нем, в ближайшее время замуж не выйдут. В ряде губерний девушки под Петров день носили украденные бороны на головах. В том случае, если девушка с этой ношей дойдет до какой-либо деревни в округе – именно туда она и выйдет замуж. Гулянья молодежи в ночь на Петров день было связано с обрядом, известного под названием «караулить солнце». Девушки и парни накануне вечером, сделав запасы еды, направлялись к месту традиционных летних гуляний. Здесь разводили костры и варили на них кашу или жарили яичницу, затем устраивали совместную трапезу. Затем прыгали через костры, как на Ивана Купалу. Часто Петров день сопровождался бесчинствами молодёжи. Молодежь совершала обходы деревень и посевов, гремя палками, заслонками, сковородами, колокольчиками, бубенцами. Раздавались звуки гармоний, балалаек, бубнов, крики и пение. Считалось, что с помощью грохота, шума и криков можно отогнать от поселений ведьм, колдунов, русалок и прочую нежить. Издавна соблюдался обычай приурочивать к этому дню вынесение решений по судебным и гражданским делам, начало и окончание сроков солдатской службы, заключение новых договоров. В Петров день проводились ярмарки и торги, получившие название «петровских». Крючкова Ольга.
Последний раз редактировалось: strekoza (18.06.14 17:20), всего редактировалось 1 раз(а) |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Петров день (Пётр-Павел) 18.06.14 16:41 | |
| Заговор, помогающий в лечении больных, распухших ног на Петра и Павла12 июля, в день, когда Русская православная церковь вспоминает славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, рано утром, когда на траве еще лежит роса, пойдите в поле, разуйтесь и встаньте босыми ногами на землю. Затем скрестите ноги и три раза подряд читайте следующий заговор: Как крепка, и сильна, и вечна, И вековечна мать сыра земля, Так и мне, ногам моим больным Сила крепкая, сила вечная. Аминь. Пойду я, раба Божья (имя), в поле росное, Найду в поле апостолов Петра и Павла, Поклонюсь им пониже, Попрошу их крестом, постом, Всеми страданиями человеческими: «Как у младенца ноги не болят, Кости не ломит, суставы не скрипят, Так бы и у меня, рабы Божьей (имя), Ноги не болели, кости не ломили, Суставы не скрипели, Не было б на ногах толщины, синевы, Жил больных, шага слона тяжелого». Снимите с меня болезнь, Заприте на тридцать три замка И не отдавайте ключа ни ветру, Ни солнцу, ни месяцу, Ни другу, ни врагу, Ни батюшке, ни матушке, Ни внукам, ни правнукам. Чтобы в роду у рабы Божьей (имя) Не было этой болезни. Аминь.
|
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Петров день (Пётр-Павел) 18.06.14 16:49 | |
| Заговор, на траву с Петрова дняНакануне Петрова дня соберите траву. Для этого сорвите у дороги любую траву (дорога обязательно должна быть проселочной, по которой не ездят машины; это может быть и лесная тропинка) и высушите ее. (Будьте осторожны и не сорвите ничего ядовитого. Если Вы не уверены в своих силах, посоветуйтесь с мастером!) Перед закатом сушеную траву заварите и прочитайте над ней особый заговор: Рада вырасти, да сорвали в пути. Рада бы раба Божья (имя) не болеть, Да должен то Господь повелеть. Господи, повели не болеть рабе Божьей (имя) Ни сегодня, ни завтра, ни послезавтра, Ни через неделю, ни через год. Пусть у рабы Божьей (имя) Болезнь с легких сойдет. Аминь. Заговоренный отвар остудите и дайте выпить больному. Чтобы в доме был достаток, надо в Петров деньЗайти в реку с тремя ложками в руке и прочитать «Отче наш», потом «Богородицу», а затем сказать: Люди одной ложкой объедаются, а тремя обжираются. Пусть в моем доме будет столько добра, чтоб нельзя было счесть. Столько еды, чтобы нельзя было тремя ложками съесть. Аминь.
|
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Петров день (Пётр-Павел) 18.06.14 16:51 | |
| В народно-христианский праздник Петров день (12 июля) чтят святых Петра и Павла, заканчивают купальские празднования “макушку лета” и летние свадьбы, и усиленно готовятся к сенокосу. Как повествуется в христианском вероучении, апостол Пётр — это ближайший ученик Иисуса Христа. Именно он имел честь присутствовать на горе Фавор и увидеть Преображение Господне. Именно он первый провозглашает Христа сыном Бога живого. Как раз Петр после Воскресения Иисуса Христа ревностно проповедует Его учения, возглавляет первую христианскую общину. За все это (во время правления императора Нерона) его распяли на кресте вниз головой. А как почитается Христианской Церковью Павел — величайший веропроповедник Православия. Ведь его нравоучения побудили к созданию на Средиземноморье целого ряда христианских общин. Савл (такое имя было от рождения у Павла) не сразу признал христианством и Иисуса Христа как Мессию. И лишь услышав с небес Божий глас, он стал верным христианином. Традиции и обряды на Петров День воссоздают не только христианское повествование о Петре и Павле, но и обычаи поклонения Солнцу. Обычай “караулить солнце”Это особенное и яркое празднество в Петров день и предшествовавшее ему ночное время было предназначено молодежным развлечениям. Жители сёл собирались вместе и шли на околицу деревни, выбирали самое возвышенное место и с замиранием сердца вглядывались в небеса, ожидая восхода солнца. Юноши, мужчины, девицы и женщины до рассвета жгли костры, на которых готовили кашу, отплясывали под песни, веселились. Каждый хотел увидеть в петровское утро, как восходящее солнце заиграет на небе, переливаясь радужными оттенками. Игра в свадьбуДля песен, игр, плясок и шуток, гуляний характерна была любовно-брачная устремленность. Крестьяне, с регионов Южной России предвкушая необычный рассвет, играли в свадьбу. “Женихом” был кто-то из юношей, а на роль “невесты” выбирали смелую, быструю и артистическую женщину средних лет. Украшали два колеса, на которых усаживали ” жениха” с ” невестой”. И совершались “свадебные обряды”, начинающиеся сватовством и заканчивающиеся венчанием. Как только солнечные лучи, переливаясь, освещали все вокруг, баба-невеста стягивала с себя сарафан, расплетала волосы и носилась в одной нижней рубахе по всей деревне, преследуемая юношами. Девушкам же приходилось в это время хохотать, свистеть, визжать, петь, плясать. Брачно-эротический образ развлечений был посвящен великому солнцу, дарящему жизнь. Бесчинства молодежиМирской Петров праздник-пир продолжался бесконечными бесчинствами молодежи. С окриками, шумом, визгом, свистом младое племя бегало по улицам деревни, перегораживало их бочонками, боронами, ушатами. Юноши выдергивали колья из изгороди, забирали все, что ” плохо” лежало, залезали в сады и огороды, срывая плоды. Многими этнографами бесчинства парней и девушек объясняется, как ритуал, направленный на выявление и изгнание нечистой силы. Традиции Петрова дня напоминают обряды славян на Семик — Троицу, Петровское заговенье, Иванов день. По гипотезам исследователей- этнографов в глубокой древности, все эти торжества были объединены, одним длившимся несколько дней праздником, посвященным летнему солнцестоянию. Но Петровский пост, введенный церковью, (начинался через 7-мь дней, после Троицы), длившийся до дня святого Петра, разъединил прежде единый летний круг языческих торжеств. Это была календарная граница года. Природа после нее изменялась, подготавливаясь к осеннему сезону. Крестьяне боялись после этого заготавливать травы и растения, ломать ветви на веники, объясняя это тем, что в свой день св. Петром “перетоптаны” все травы, Славяне утверждали, что вот теперь начнет холодать, солнце повернулось к зимушке-зиме, птицам уже не до песен, а травы уже не будут расти. У южных славян, а особенно в Хорватии, в день святого Петра (наряду с Ивановым днем) принято было не только жечь костры. Пастухами совершались обряды, направленные на защиту домашней скотины. Для этого поджигались огромные факелы, с которыми пастухи ходили вокруг загонов с животиной. На голову лошадям коровам надевали сплетенные веночки. Такие же веночки красовались и на загонах, изгородях, и даже на молочной посуде. По славянским традициям было недопустимым до праздника святого Петра, употреблять фрукты этого сезона, особенно яблоки. Сербские крестьяне были уверенны, что в это торжество собранные св. Петром в Раю яблоки, он собственноручно раздает всем детям. Матери же нарушившие запрет, лишали свое чадо райского плода. Поэтому, матеря, не спешили отведать фрукты, они несли их, вначале на кладбище, чтобы раздавать нищим, поминая умерших. И вот после этого запрещение на употребление фруктов, снималось. А болгарские народные поверья описывали Петра как ключника Рая, которому Бог поручил охранять райский сад. Святой Павел же управлял громами и посылал град на землю, вызвал пожары, наводнения. Мирским Петровским праздником-пиром завершались летние купальские празднества, устраивая братчины, где “весь мир” варил пиво, закалывал быка (у северян — оленя). Древнерусская братчина представляла собой древнюю обрядовую трапезу, то есть общий сельский пир у часовен, около храмов, бесконечный прием гостей и хождение по гостям. В застолье вечером участвовать разрешалось только женатым и старикам. Приметы Худой свинке и на Петровку холодно. Петро-Павел духоту добавил. В Петровку солнышко играет. Тот, кто дорос, после Петрова дня торопись на сенокос! Если на Пётра есть колоски, на Илью будут колобки. Ячмень заколосился, соловей замолчал. В Петровский праздник кукушка перестала куковать: подавилась ватрушкой. На Петра один дождь — сено жесткое как хвощ.
|
| | | | Петров день (Пётр-Павел) | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |