Ноябрь 2024 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|
| | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | | Календарь |
|
|
| Что такое икона | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Гость Гость
| Тема: Что такое икона 19.03.13 20:44 | |
| Икона – явление совершенно уникальное в средневековой культуре. Иконописец имел задачу, которая определялась особенностями средневекового миропонимания: вывести сознание человека в мир духовный, изменить сознание, возбудить ощущение реальности идеального мира, помочь человеку найти свой путь преображения. Для верующего человека средневековой Руси никогда не стоял вопрос нравится ему икона или нет, как и насколько художественно она выполнена. Для него было важно ее содержание. Тогда многие не умели читать, но язык символов прививался любому верующему с детства. Символика цвета, жестов, изображаемых предметов – это язык иконы, не зная который трудно оценить значение икон. Русская икона возвещает преображение мира и человека доминирующим настроением радости, которое передается сюжетами, символами вещей, жестов, цветов, расположением фигур и даже одеждой. Но приход к радости возможен только через аскетизм – нет радости без мучений, Воскресения без Креста. Радость и аскетизм – взаимодополняющие темы, где первое – цель, второе – средство достижения цели; аскетизм подчинен радости. Способ выражения аскетизма – условные, символические фигуры и лики святых. Икона – не портрет и не жанровая картина, а прообраз идеального человечества. Поэтому икона дает лишь символическое его изображение. Физическое движение на иконе сведено до минимума или вовсе отсутствует. Зато особыми средствами передается движение духа – позой фигуры, рук, складками одежды, цветом и главное – глазами. Там сосредоточена вся сила нравственного подвига, вся сила духа и его власть над телом. Одежда на иконах – не средство для прикрытия телесной наготы, одежда – символ. Она – ткань из подвигов святого. Одна из важных деталей – складки. Характер расположения складок на одеждах святых свидетельствует о времени написания иконы. В VIII – XIV веках складки рисовались частые и мелкие. Они говорят о сильных духовных переживаниях, об отсутствии духовного спокойствия. В XV – XVI веках складки рисуют прямыми, длинными, редкими. Через них как бы пробивается вся упругость духовной энергии. Они передают полноту упорядоченных духовных сил. Вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых угодников Божиих на иконах изображают сияние в форме круга, которое называется нимб. Нимб – это изображение сияния света и Божественной славы, которая преображает и человека, соединившегося с Богом. На иконах отсутствуют тени. Это тоже обусловлено особенностями миропонимания и задачами, которые стояли перед иконописцем. Мир горний – это царство духа, света, оно бесплотно, там нет теней. Икона являет вещи, творимые и производимые Светом, а не освещенные светом. |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Что такое икона 19.03.13 20:46 | |
| Символика жестов на иконах Рука, прижатая к груди – сердечное сопереживание.
Рука, поднятая вверх – призыв к покаянию.
Рука, протянутая вперед с раскрытой ладонью – знак повиновения и покорности.
Две руки, поднятые вверх – моление о мире.
Руки, поднятые вперед – моление о помощи, жест просьбы.
Руки, прижаты к щекам – знак печали, скорби. |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Что такое икона 19.03.13 20:46 | |
| Символика вещей Дуб – древо жизни. Дом – символ домостроения, созидания. Гора – символ возвышенного, знак духовно-нравственного восхождения. Красный крест – символ мученичества (и Возрождения). Цветок анемона – знак скорби Марии, матери Христа (обычно на иконах «Распятие» и «Снятие с Креста»). Посох у ангела – символ небесного вестничества, посланничества. Юноша с трубой – ветер. Пеликан – символ чадолюбия. Золотой венец – символ духовной победы. Правая и левая сторона на иконе или фреске – тоже зачастую символичны. Средневековый зритель знал, что слева от Христа – девы неразумные, справа – разумные. Два-три дерева символизируют лес. Луч с небесных сфер – символ Святого духа, Божественной энергии, которая совершает чудо воплощения Божества в человеке. Действие перед храмом или зданием, где снята передняя стена, означает, что оно происходит внутри храма или здания.
Также иногда иконописцы применяли разные символические изображения, значение которых понятно человеку, хорошо знакомому со Священным писанием: Золотой крест, якорь и сердце означают веру, надежду и любовь. Книга – дух премудрости. Золотой подсвечник – дух разума. Евангелие – дух совета. Семь золотых рогов – дух крепости. Семь золотых звезд – дух ведения. Громовые стрелы – дух страха Божия. Лавровый венок – дух радости. Голубица, держащая во рту ветвь – дух милосердия. |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Что такое икона 19.03.13 21:07 | |
| Символика цвета в иконе Обучаясь у византийцев, русские мастера-иконописцы приняли и сохранили символику цвета. Но на Руси икона не была такой пышной и строгой, как в императорской Византии. Краски на русских иконах стали более живыми, яркими и звонкими. Иконописцы Древней Руси научились создавать произведения, близкие местным условиям, вкусам и идеалам. Каждый цветовой оттенок на иконе имеет в сво¬ем месте особое смысловое оправдание и значение. Если этот смысл нам не всегда ви¬ден и ясен, это обусловливается единственно тем, что мы его утратили: мы потеряли ключ к пониманию этого единственного в мире искусства. Золотым цветом и светом в иконе возвещается радость. Золото (ассист) на иконе символизирует Божественную энергию и благодать, красоту мира иного, самого Бога. Солнечное золото как бы поглощает зло мира и побеждает его. Золотой блеск мозаик и икон позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога. Желтый, или охра – цвет наиболее близкий по спектру к золотому, часто является просто его заменой, также является цветом высшей власти ангелов. Пурпурный, или багряный, цвет был очень значимым символом в византийской культуре. Это цвет царя, владыки – Бога на небе, императора на земле. Только император мог подписывать указы пурпурными чернилами и восседать на пурпурном троне, только он носил пурпурные одежды и сапоги (всем это строжайше запрещалось). Кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью. Этот цвет присутствовал в иконах на одеждах Богоматери – царицы Небесной. Красный – один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии. Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения – победы жизни над смертью. Но в то же время, это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны – как знак торжества вечной жизни. Белый цвет – символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом. Праведники – люди, добрые и честные, живущие «по правде». Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души. Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой. Зеленый цвет – природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зеленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь – в сценах Рождества. Коричневый – цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти. Серый - цвет, который никогда не использовали в иконописи. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы. Черный цвет – цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры – символы могилы – и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, – это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни. Основой цветовой символики православной иконы, как и всего церковного искусства, является изображение Спасителя и Матери Божией. Для изображения Пресвятой Богородицы характерны темно-вишневый омофор и синий или темно-синий хитон. Образу Спасителя присущи темно-коричнево-красный хитон и темно-синий гиматий. И здесь, конечно, присутствует определенная символика: синий - это Небесный цвет (символ Неба). Темно-красный цвет одежд Богородицы - символ Богоматеринства. У Спасителя синий гиматий - символ Его Божественности, а темно-красный хитон - символ Его человеческой природы. Святители на всех иконах изображаются в белых или несколько голубоватых ризах. Символика цвета здесь тоже строго фиксирована. Чтобы понять, почему белая гамма цветов закреплена за святителями, нужно вспомнить историю белого цвета в богослужении. Белые одеяния носили еще ветхозаветные священники. Священник, совершающий литургию, надевает белый подризник в знак памяти тех белых одежд, которые, по преданию, носил апостол Иаков, брат Господень Особо важное значение в иконописи придается золочению. Фон икон для иконописца - это "Свет", знак Божественной благодати, которая освещает мир; а золотая инокопь (инакопь, ассист - графическое выражение световых бликов тонкими линиями, листиками сусального золота) на одеждах и предметах передает яркий отблеск благодатной энергии. Последовательность золочения имеет чрезвычайное значение. До того как рисовать фигуры и лики, золотиться фон - это свет который выводит пространство иконы из мира тьмы и преображает его в божественный мир. Техника ассиста используется во втором этапе, когда образ уже написан. Кстати, отец Флоренский писал: "Все иконописные образы рождаются в море благодати и они очищены потоками божественного света. С золотом творческой красоты иконы начинаются и с золотом освященной красоты иконы заканчиваются. Написание иконы повторяет главные события Божественного творчества: от абсолютного небытия к Новому Иерусалиму, священному творению". |
| | | Гость Гость
| Тема: Где разместить икону в доме 13.04.14 9:46 | |
| Сегодня практически в каждом доме, где живут православные, есть иконы. Большие или маленькие, живописные или копии, переданные по наследству, подаренные или купленные в церковной лавке, они стоят на книжных полках или висят на стенах. И многие задаются вопросом: как правильно разместить икону в доме, где икона должна находиться? А если их несколько, как лучше поступить? При выборе места важно помнить, что иконы – не просто произведения искусства. Они должны работать на своих владельцев. Иконы являются для нас окном в высший мир, через них можно обращаться к Господу с молитвами, просьбами или просто искать утешения. |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Что такое икона 13.04.14 9:47 | |
| Если у Вас несколько икон
Так как мы уверены, что если у Вас в доме есть хотя бы одна икона, то скоро появится и вторая, и третья, давайте сразу поговорим о том, как правильно разместить не одну икону, а все, которые есть и будут в Вашем доме. Если разместить иконы в правильном месте, в определенной последовательности, то у Вас может получиться домашний иконостас, который будет не только радовать глаз, но и защищать дом и его обитателей, поддерживать в помещении духовную чистоту, наполнять Вас ощущением благости. Создание домашнего иконостаса может стать поступком, который приблизит Вас к Богу.
Раньше дома строили специально в расчете на так называемый «красный угол». Ему отводился самый дальний угол избы с восточной стороны, по диагонали от печи. При этом обе стены, смежные с «красным углом», были с окнами. Получалось, что иконостас находится в самом освещенном месте дома. Поскольку к домашнему иконостасу православная церковь не предъявляет слишком строгих требований, от этих правил можно отступить. Таковы реалии нашей жизни – в современных квартирах не предусмотрено место для «красного угла». Достаточно соблюсти простейшие правила. |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Что такое икона 13.04.14 9:48 | |
| Достойное окружение для икон
По возможности, для икон или иконостаса надо выбрать восточную стену. Если с этим возникают затруднения, не страшно. Просто найдите для них свободное и легкодоступное место, где ничто не помешает Вам молиться.
Иконы должны находиться, по возможности, вдалеке от телевизора, видеомагнитофона, компьютера, музыкального центра и другой бытовой техники. Впрочем, и здесь делаются исключения. Например, в рабочих помещениях (конторах, офисах) не возбраняется ставить иконы по соседству с компьютерами. Рядом с домашним иконостасом не должно находиться декоративных предметов светского характера – фотографий, ваз, статуэток, картин, плакатов, журнальных постеров и так далее, которые могли бы помешать Вам настроиться на молитвенный лад.
Рядом с иконами можно размещать живые цветы, принесенные в дар святым, или можно украшать иконы расшитыми полотенцами. По соседству с иконостасом можно развесить изображения храмов, виды Святой земли, спокойные пейзажи и так далее. Важно, чтобы все эти виды не содержали в себе агрессии, не отвлекали Вашего взгляда от иконостаса и висели на относительном удалении от него.
Считается, что иконам лучше стоять на твердой поверхности, а не висеть на стене. Тогда на полочку рядом с иконой можно поставить лампадку. Ее надо зажигать во время молитвы, а в воскресенье и церковные праздники она может гореть целый день. Полки для икон можно сделать открытыми или поместить их в закрывающийся шкаф киотного типа. |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Что такое икона 13.04.14 9:49 | |
| Какие иконы подходят для дома
Скажем несколько слов о том, какие святые образа хорошо иметь в домашнем иконостасе. Прежде всего, это, конечно, образа Богородицы и Спасителя. К ним мы обращаемся ежедневно. Что касается других образов, то хорошо иметь в доме иконы святых, именами которых названы члены семьи, а также других святых покровителей определенных профессий и занятий, с которыми связаны члены семьи. И если позволяет пространство и если хозяева испытывают потребность, то еще можно привлечь иконы почитаемых местных святых или просто великих святых Российской земли Кроме того, редкая семья обходится без иконы Святителя Николая Чудотворца – это особо почитаемый в нашей стране святой, к которому принято обращаться по бытовым вопросам, проблемам в личной жизни, он выступает заступником детей, матерей, больных, путников, узников и несправедливо обиженных. Обратите внимание на следующие образа: Пророка Илии, Апостолов Петра и Павла, Великомученика Георгия Победоносца, а также Святого великомученика и целителя Пантелеймона. И чтобы иконостас был совсем уж полным, желательно иметь изображения святых евангелистов, святого Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила и иконы православных праздников. В целом подбор икон (кроме основных) – это вопрос того, от каких неприятностей Вы хотите защититься и какую жизненную стезю для себя избрали. Так что здесь можете проявить собственную инициативу.
Главное, чтобы все иконы были расположены гармонично одна относительно другой. |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Что такое икона 13.04.14 9:51 | |
| Главное правило размещения икон
Также важно помнить о православной иерархии. Так, сверху или в самом центре должна стоять икона Спасителя (Спас Нерукотворный, Спас Вседержитель или иная) или Богоматери. Это смысловой центр иконостаса. Выше этих двух образов можно поместить икону Святой Троицы. Если в семье есть особо почитаемая или передающаяся по наследству икона, то ее также можно поместить в центре домашнего иконостаса. Но, как уже сказано, она не должна стоять выше двух обязательных икон. Остальные образа можно разместить по бокам или чуть ниже либо сделать меньшего размера.
В оформлении домашнего иконостаса важно проявить художественный вкус. Желательно, чтобы подобранные иконы были написаны в одном стиле, в одной манере. Старайтесь избежать чрезмерного многообразия.
Можно ли держать икону на кухне
Если в квартире много комнат, то иконостас размещается в самой большой. Но и в остальных можно разместить хотя бы по одной иконе, в том числе на кухне и, особенно, в детской.
Как ухаживать за иконами
Старайтесь содержать иконостас в чистоте. Протирайте иконы сухой чистой тряпочкой и обмахивайте полку перышком. А если какая-то икона пришла в негодность и ее невозможно отреставрировать, ни в коем случае не выбрасывайте, особенно освященную. Это святыня, к ней надо относиться с исключительным благоговением. Такую икону нужно отнести в церковь. Там ее сожгут в церковной печи.
Дом с иконостасом обладает совершенно другой атмосферой. Лики, которые смотрят на нас с икон, принадлежат вечности. Глядя на них, Вы сможете успокоиться, обрести равновесие, вспомнить о Господе и понять, что благодаря Ему для человека в этом мире открыты многие пути. |
| | | Гость Гость
| Тема: Как правильно повесить дома иконы, в каком порядке? 26.10.14 14:12 | |
| – Располагать иконы в святом углу или домашнем иконостасе нужно по принципу иерархичности. Главное место должно быть выделено иконам Пресвятой Троицы, Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Икона Пресвятой Богородицы, как правило, ставится рядом с изображением Спасителя, одесную (то есть справа, по правую руку) Его. Остальные иконы располагаются по обе стороны от них, изображая собор святых вокруг Господа Иисуса Христа. Обязательно на видном месте должен поставляться святой крест, как символ спасения людей от вечной смерти.
Возле икон не следует помещать изображения светские, фотографии или картины мирской тематики – они будут отвлекать от молитвы, вносить в душу посторонние помыслы. Фотографии известных старцев и канонизированных святых XIX–XX веков лучше помещать отдельно от иконостаса, поскольку фотография фиксирует отдельный момент земной жизни святого, а икона изображает его прославленный лик в Небесном Царстве. |
| | | Джива Активные пользователи
Сообщения : 8351 Дата регистрации : 2013-12-11
| Тема: Что такое икона 18.11.14 23:20 | |
| Слово икона – греческое и по-русски означает «образ», «изображение». Священное предание гласит, что сам Иисус Христос первым дал людям Свой видимый образ. Правивший во время земной жизни Господа Иисуса Христа в сирийском городе Эдесса царь Авгарь был тяжко болен проказой. Услышав, что в Палестине находится великий "пророк и чудотворец" Иисус, который учит о Царствии Божьем и исцеляет любые болезни, Авгарь уверовал в Него и послал своего придворного живописца Ананию, чтобы тот передал Иисусу письмо Авгаря с просьбой о исцелении и Нерукотворный образ Господа нашего Иисуса Христа. 12 век., Новгород Нерукотворный образ Господа нашего Иисуса Христа. 12 век., Новгород нарисовал портрет Иисуса. Художник отыскал Иисуса, Но сделать «портрет» не смог «по причине сияющего блеска лица Его». На помощь ему пришел сам Господь. Он взял у художника кусок ткани и приложил его к Своему Божественному лицу, отчего на ткани, силою благодати, запечатлелся Его божественный образ. Получив этот Святой Образ - первую, Самим Господом сотворённую икону, Авгарь с верою приложился к нему и за веру свою получил исцеление. За этим чудотворным образом закрепилось название «Спас Нерукотворный». (Подробнее об истории Нерукотворного образа.) *** Икона - это образно выраженная молитва, и понимается она, главным образом, через молитву. Икона рассчитана только на молящегося перед ней верующего христианина, ее назначение — содействовать молитве. Молитва многое в иконе объяснит без слов, сделает понятным, близким, покажет как духовно верное, как неопровержимо истинное. Языком линий и красок икона раскрывает учение Церкви. И чем чище и выше жизнь христианина, тем доступнее его душе язык иконы. В иконе церковь хочет выразить свое учение, свою историю, догматы веры, то есть богословие, молитву, как дыхание жизни духовной, духовный опыт отцов и учителей Вселенской Церкви. Мир не видит святых, как слепой не видит света. Видение же Церкви тем и отличается от обычного, мирского, что в видимом всеми, она видит невидимое; во временном потоке жизни она видит струю вечности. И именно то, что ускользает от обычного зрения, Церковь показывает в иконописном образе. Но как можно выразить невыразимое, показать святость, благодать? Ясно, что для этого нет никаких человеческих средств. Поэтому церковное искусство, веками вырабатывавшее свой образ, дает в нем лишь намек, некое подобие, символическое обозначение невидимого; дает особыми формами, особыми красками и линиями, особым, единственным, только Церковью усвоенным языком такое изображение, которое при глубоком, внимательном подходе к нему оказывается совершенно соответствующим тому состоянию, которое святыми отцами описано словесно. Явно, что такой образ не может быть написан как угодно и чем угодно. Очевидно, что здесь не может быть ничего случайного, индивидуального, произвольного, капризного. Язык иконы вырабатывался разумом Церкви, народов и истории под благодатным водительством Святого Духа, всегда пребывающего в Церкви Стеклянная мозаика Мозаичные иконы. . Икона выражает единую, раз и навсегда установленную истину, не подлежащую изменению. Эта незыблемость ее основы требует таких же твердых и устойчивых как конструктивных форм самого образа, так и средств его выражения. Таковыми и являются традиции иконописания. | |
| | | Джива Активные пользователи
Сообщения : 8351 Дата регистрации : 2013-12-11
| Тема: Re: Что такое икона 18.11.14 23:20 | |
| Ошибается тот, кто ищет в иконе внешней красивости - значение икон гораздо глубже. Церковное творчество отличается несколько иным пониманием красоты. Красота духовная выше телесной, и цель христианской жизни заключается в восхождении к Первоисточнику красоты — Богу. Нашим далеким предкам, жившим во времена расцвета иконописи в допетровской Руси, был вполне доступен язык иконы, поскольку язык этот понятен для людей, знающих Священное Писание, чинопоследование богослужения и участвующих в таинствах. Современному же человеку, особенно недавно пришедшему в Церковь, этого достигнуть значительно сложнее. Сложность заключается еще и в том, что начиная с XVIII века каноническая икона вытесняется иконами академического письма – по сути картинами на религиозные темы. Этот стиль иконописания, пришедший в Россию с католического Запада, получил особенное развитие в послепетровское время, в Синодальный период истории Русской Православной Церкви. И в настоящее время, несмотря на то, что современные иконописцы возрождают традиции канонического письма, во многих церквах в большинстве своем можно увидеть изображения в академическом стиле. Конечно, икона – это всегда святыня, в какой бы живописной манере она ни была выполнена. Главное, чтобы всегда ощущалась степень ответственности иконописца за свою работу перед тем, кого он изображает: образ должен быть достоин Первообраза. Но при этом нередко возникает вопрос: а зачем же тогда необходимо придерживаться древних правил иконописного изображения, если они весьма странны с точки зрения реалистической изобразительной грамотности – и явные нарушения пропорций фигур, и искаженная передача фактуры материалов, и нарушение законов линейной перспективы? Может быть, древние иконописцы просто не имели элементарных навыков в рисовании? И не лучше ли иметь в церквях и дома вместо икон добротно написанные картины? Ответить на эти вопросы поможет сравнительный анализ иконы и живописного произведения – картины, выделяющий основные внешние и внутренние отличия. | |
| | | Джива Активные пользователи
Сообщения : 8351 Дата регистрации : 2013-12-11
| Тема: Re: Что такое икона 18.11.14 23:22 | |
| Живописная картина
Икона
Внутренние отличия картины и иконы
Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение. Сам факт авторства картины может иметь главное значение при оценке ее публикой. Авторство иконописца намеренно скрывается, так как икона – творение соборное; иконопись - не самовыражение, а служение и аскетическое делание. Живописец, заканчивая картину, ставит на ней свою подпись. Это не просто формальное подтверждение авторства – это утверждение своего взгляда на мир. Иконописец, завершая икону, надписывает имя того, чей лик явлен на иконной доске. Происходит соединение слова и изображения, имени и образа – рождается икона. Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отражения окружающего мира через чувства; картина принадлежит миру душевному, миру чувственности. Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. Икона лишена внешних эмоций - восприятие иконографических символов происходит на духовном уровне. Картина – средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, которые могут быть как сугубо индивидуальными, так и выражать характерные умонастроения своего времени. Икона – средство для общения с Богом и святыми Его.
| |
| | | Джива Активные пользователи
Сообщения : 8351 Дата регистрации : 2013-12-11
| Тема: Re: Что такое икона 18.11.14 23:23 | |
| Выделить внешние отличия, может показаться затруднительным, поскольку живопись за века своего существования породила множество техник, школ, направлений. Но при всем этом многообразии, икону от живописной картины отличает целый ряд очень важных моментов:
Подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла. Отсюда "деформированные", как правило удлиненные, пропорции фигур – идея преображенной плоти, обитающей в мире горнем. Принцип изображения пространства. Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости на воображаемой линии горизонта, а в предстоящем перед иконой человеке – идея изливания мира горнего в наш мир, мир дольний. Но при этом на канонических иконах не всегда присутствуют изображения только в обратной перспективе. На одной и той же иконе, в зависимости от богословской идеи, могут встречаться изображения и в обратной, и в прямой перспективе. (читайте интересную статью об обратной перспективе) Отсутствие внешнего источника света. . Икона светоносна сама по себе. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости. Технически это осуществляется особым способом письма, при котором белый грунтовый слой (левкас) просвечивает сквозь краски (см. раздел Как мы пишем иконы (техника иконописи). На некоторых иконах мы можем видеть единовременность изображения: несколько событий происходят сразу. Так, например, на иконе Введения юная Пресвятая Дева изображена на ней дважды: перед ступенями храма и в самом храме, в общении с архангелом Гавриилом. Цвет не является средством колористического построения иконы, он несет символическую функцию. Например, красный цвет на иконах мучеников может символизировать жертвование собой ради Христа, а на других иконах – это цвет царского достоинства (см. раздел Что означает икона (символика иконы). Главная задача иконы, в отличие от картины, которая передает чувственную, материальную сторону мира, – показать реальность мира духовного, дать ощущение реального присутствия святого. Картина – веха на пути эстетического становления человека; икона – веха на пути спасения. Каноническая икона не имеет случайных деталей, украшений, лишенных смыслового значения. Даже оклад не признавался древними иконописцами, поскольку его функция – чисто декоративная. Именно сравнивая икону с живописной картиной зачастую гораздо легче вникнуть смысл, понять икону.На нашем сайте вы также можете ознакомиться со статьей С.В.Алексеева "Икона и картина" (из книги "Зримая истина"). Православная икона – живописный образ, воплотивший слово Божие. Все, что свидетельствует о Боге, должно быть достойно Его, и поэтому в иконе большое значение имеет формальная сторона, а именно – мастерство иконописца. Икона (в особенности древнерусская) является частью мировой художественной культуры, а имена выдающихся иконописцев известны не только одному православному миру. | |
| | | Джива Активные пользователи
Сообщения : 8351 Дата регистрации : 2013-12-11
| Тема: Икона в современном доме 18.11.14 23:31 | |
| Какие иконы иметь дома
Дома нужно обязательно иметь иконы Спасителя и Божией Матери. Из образов Спасителя, для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя. Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение Господа с благословляющей рукой и раскрытой или закрытой книгой. Также часто для дома заказывают икону Спаса Нерукотворного. Икону Богородицы чаще всего выбирают из следующих иконографических типов: «Умиление» («Елеуса») - Владимирская, Донская, Почаевская, Феодоровская, Толгская, «Взыскание погибших» и др.; «Путеводительница» («Одигитрия») - Казанская, Тихвинская, «Скоропослушница», Иверская, Грузинская, «Троеручница» и др. Иногда в качестве этих икон используют свои венчальные иконы, если они соответствуют общему стилю икон в доме. Также важно, чтобы такие венчальные иконы были достаточно большого размера, а не в два - три раза меньше других икон в домашнем иконостасе. Также в домашнем иконостасе или отдельно от него размещают свои именные или мерные иконы, то есть иконы святых небесных покровителей членов семьи, семейную икону, иконы праздников и чтимых вами святых. В традициях русского православия укрепилось особое почитание святителя Николая Чудотворца, иконы которого имеются почти в каждой православной семье. Наряду с иконами Спасителя и Божией Матери центральное место в доме православного христианина всегда занимал образ Николая Чудотворца, которого почитают как великого праведника и особого молитвенника пред Господом, как святого, наделенного особой благодатью. В домашних иконостасах издавна размещали иконы Сергия Радонежского и Серафима Саровского — самых чтимых святых, просиявших на русской земле. Из изображений мучеников за веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученика и целителя Пантелеймона, святого великомученика Георгия Победоносца. Если православная семья трапезничает в кухне, то и там нужна икона для молитвы до и после трапезы. Разумнее всего в кухне поместить икону Спасителя, так как благодарственная молитве после еды обращена к Нему: «Благодарим Тебя, Христе, Боже наш...», также на кухне размещают икону «Тайная Вечеря». При подборе икон следите за тем, чтобы они были, единообразны по художественной манере исполнения, старайтесь не допускать многообразия стилей
***
Выбор икон для дома всегда индивидуален и здесь стоит прислушиваться к голосу вашего сердца. Бывает, что подвиг того или иного святого очень глубоко западает в душу, побуждает подражать ему в своей жизни. Икону такого святого можно заказать в нашей мастерской, чтобы иметь возможность возносить ему молитвы, просить помощи в труде духовного возрастания и житейских неурядицах. Если же вы затрудняетесь с выбором иконы – не переживайте! Наш сайт обладает самой полной в рунете информацией о выборе иконы, кроме этого вы всегда можете посоветоваться с нами, позвонив или задав интересующий вас вопрос по электронной почте. | |
| | | Джива Активные пользователи
Сообщения : 8351 Дата регистрации : 2013-12-11
| Тема: Re: Что такое икона 18.11.14 23:32 | |
| Как правильно разместить иконы в доме или квартире
Дом является продолжением храма, в прошлом в каждой православной семье - и крестьянской, и городской, на самом видном месте жилища обязательно имелась полочка с иконами, или целый домашний иконостас. При этом количество и богатство украшения икон указывало на достаток и положение в обществе самого хозяина. Место, где размещались иконы, называли по-разному: передний угол, красный угол, святой угол, божница, киот или кивот. Икона в квартире является окном в Царствие Божие. Красный угол с иконами - это место, где начинается и заканчивается день православного христианина: здесь читаются утренние и вечерние молитвы и поэтому все должно быть подчинено одной цели - сосредоточенной молитве Богу. На молитву принято становиться лицом на восток, алтарем на восток строятся православные храмы. Поэтому и иконы желательно расположить на восточной стене комнаты. Но как поступить, если дом сориентирован так, что на востоке находятся окна или двери? В таком случае можно расположить иконы в любом другом доступном месте, как поется в 112 псалме «от восток до запад хвально имя Господне». Главное, чтобы перед иконами было достаточно свободного пространства, и молящиеся не чувствовали бы тесноты при совместной молитве. Некоторые устраивают красный угол над кроватью – так более эффективно используется тесное пространство, не мешают шкафы и окна, да и спишь под сенью святынь. Можно разместить иконы на специальной полочке, а если их много, развесить на стене соблюдая несколько несложных правил. Например, если иконы развешены бессистемно, несимметрично, без продуманной композиции, то это вызывает постоянное чувство неудовлетворенности их размещением, желанием все изменить, что очень часто отвлекает от молитвы. Иконы можно и нужно разместить и в других комнатах. Икона должна быть и на кухне. Обязательно должен быть святой образ и в детской комнате (например, икона Ангела-хранителя или икона Небесного Покровителя ребенка). Над входом в дом или квартиру по традиции принято вешать икону Покрова Пресвятой Богородицы. Хотя это может быть любая другая икона или крест.
| |
| | | Джива Активные пользователи
Сообщения : 8351 Дата регистрации : 2013-12-11
| Тема: Re: Что такое икона 18.11.14 23:32 | |
| При этом иконы должны быть помещены в отдельном от других предметов месте. Крайне неуместно смотрятся иконы в книжных шкафах, где хранятся книги светского характера, на полках рядом с косметикой, фотографиями близких, игрушками, статуэтками. Не стоит помещать вблизи от икон плакаты эстрадных исполнителей, политических деятелей, спортсменов и других кумиров нынешнего века. Не должно быть среди икон и художественных картин, пусть и написанных на библейские сюжеты. Картина, даже если она имеет религиозное содержание, как, например «Явление Христа народу» Александра Иванова или «Сикстинская мадонна» Рафаэля,– это не каноническая икона. Иногда приходится видеть среди икон фотографии священников, старцев, монахов, людей праведной жизни. Канонически это недопустимо, так как фотография – это изображение, запечатлевшее конкретный момент земной жизни человека, пусть впоследствии и прославленного церковью в лике святых. А икона возвещает нам о нем, именно как о святом, в его прославленном, преображенном состоянии. Конечно, такие фотографии могут быть в доме православного христианина, но помещать их надо отдельно от икон. | |
| | | Джива Активные пользователи
Сообщения : 8351 Дата регистрации : 2013-12-11
| Тема: Можно ли вешать иконы в спальне? 18.11.14 23:36 | |
| Существует ошибочное мнение, что супругам нельзя вешать иконы в спальню, а если они есть, то на ночь необходимо закрывать их занавеской. Это заблуждение. Во-первых, никакой занавеской от Бога укрыться нельзя. Во-вторых, супружеская близость в браке грехом не является. Поэтому смело можно помещать иконы и в спальню. Тем более что у многих наших соотечественников не всегда бывает возможность разместить иконы в отдельно предназначенной для этого комнате. Конечно, икона должна быть в столовой или на кухне для того, чтобы можно было помолиться перед едой и поблагодарить Господа после трапезы. Иконы могут находиться в каждой комнате, в этом нет ничего дурного и предосудительного. Но наивно полагать, что чем больше икон в доме, тем благочестивее жизнь православного христианина. Главное, чтобы перед иконами возносилась молитва. Также ошибочно полагать, что икона является неким накопителем Божией благодати, которую можно почерпнуть при необходимости. Благодать действует не от иконы, а через икону, и ниспосылается Господом верующим в Него. Можно бесконечно прикладываться к священному изображению, при этом не имея веры в действительную силу животворящей Божией благодати, и не получить от этого ничего. А можно единожды приложиться к чудотворной иконе с глубокой верой и надеждой на помощь Господа, и получить исцеление от телесных и душевных недугов. Также необходимо помнить, что икона не является неким оберегом, гарантирующим отсутствие ссор и проблем в семье, а также некую невидимую защиту от нечисти и плохих людей. Вообще, обереги – это атрибутика языческих и магических культов. В жизни православного христианина не должно быть ни язычества, ни магизма. | |
| | | Джива Активные пользователи
Сообщения : 8351 Дата регистрации : 2013-12-11
| Тема: Как хранить и ухаживать за иконами 18.11.14 23:37 | |
| Правила обращения с иконами, приведенные ниже, подготовлены кафедрой реставрации Свято-Тихоновского богословского института специально для всех, от кого зависит судьба икон. В этих правилах содержится информация не о том, как самим реставрировать, а о том, как жить с иконами, как их беречь, как за ними ухаживать. Красочный слой и грунт на иконах растрескивается и осыпается от резких перемен температуры и влажности. Нормальные условия хранения икон: температура +17°- +20°, влажность 45%-55%. 1. Икону лучше всего держать в *киоте*(ссылка на словарь), так как постоянные изменения температуры и влажности (например, жирная копоть на кухне) вскоре могут привести к растрескиванию, шелушению и осыпям грунта и краски. Если нет возможности разместить все иконы в киоты, старайтесь ставить лампаду или подсвечник с горящей свечой так, чтобы никакие брызги масла и воска не попали на икону. Образовавшийся налет на иконе не возможно удалить самостоятельно. 2. Ни в коем случае нельзя протирать икону никакими веществами, нельзя также использовать святую воду, святое масло и проч. в качестве чистящего средства, - они проникают в грунт и краску. После этого укрепить икону будет невозможно. Не мойте ничем икону! 3. Не пытайтесь "обновить" икону лаками, красками, маслами и прочим. Все эти действия вызывают разрушения иконы, часто необратимые. 4. Нельзя протирать икону ни мокрой, ни сухой тряпкой. Снимать пыль можно (не часто) только в том случае, если красочный слой не осыпается; делать это лучше сухой беличьей кистью, очень мягкой. 5. Нельзя ставить икону на окно или вешать под форточкой. Сквозняки и холод крайне опасны для здоровья икон. При проветривании помещения старайтесь не допускать резкой перемены температуры и влажности. 6. Не ставьте икону около теплой стены, батареи или печки, настольной лампы. Поток теплого воздуха пересушивает древесину, это вызывает коробление досок и их растрескивание. 7. Не допускайте долговременного попадания прямых солнечных лучей на икону. 8. Нельзя хранить икону в помещении, где в стенах или мебели имеются летные отверстия жука-точильщика. Жучок может превратить доску иконы в труху за 1-2 года. 9. Пожалуйста, не пытайтесь лечить икону самостоятельно, ***постарайтесь найти профессионального реставратора. | |
| | | Джива Активные пользователи
Сообщения : 8351 Дата регистрации : 2013-12-11
| Тема: Re: Что такое икона 18.11.14 23:37 | |
| Иногда встречается мнение, что раз икона святыня, то она будет сама обновляться (восстанавливаться). Такое бывает, но это всегда - чудо. Нельзя считать себя достойным чуда и требовать его от Бога, при этом просто пренебрегая святыней k-line адаптер . Есть церковное предание, связанное с иконой "Скоропослушница". Афонский инок был наказан за то, что коптил Ее лик чадящей лучиной Волга - гостиницы города Тверь Вас удивят ценами - к Вашим услугам ресторан. По Своему милосердию, Святая Дева сначала гласом от иконы предупредила его не делать так, а когда тот продолжал ходить мимо нее с коптящей лучиной, Она его обличила: "Долго ли тебе так беспечно и так бесстыдно коптить Мой образ?!" И при этих словах инок потерял зрение, которое было возвращено ему после раскаяния. Об этом узнала вся братия монастыря, икону почтили должным образом, а впоследствии в ее честь устроили храм. Обращение с иконой, нуждающейся в реставрации, должно быть такое же, как с заболевшим ребенком: родители не доверят лечение первому встречному, а будут искать хорошего врача, профессионала. И никто из любителей самолечения не будет самостоятельно вырезать себе грыжу или вставлять хрусталик. Неумелое действие, вмешательство, протирание какими-либо веществами или тряпками может довести икону до состояния хронического больного, когда вылечить ее будет невозможно. В работе реставратора очень многое сходно с врачебным искусством. Главный принцип в медицине и в реставрации совпадает: noli nocere (не навреди). Реставрировать должен только специалист, ни в коем случае нельзя поддаваться желанию самому что-то "протереть, подкрасить". В реставрационные мастерские часто попадают иконы, испорченные подобным неумелым и неумным обращением. Такие иконы - с вытертыми добела ликами - ни чем не отличаются от икон, пострадавших после революции от богоборцев. И даже страшно подумать, что оскверненный образ - результат действий христианина. | |
| | | Джива Активные пользователи
Сообщения : 8351 Дата регистрации : 2013-12-11
| Тема: Re: Что такое икона 18.11.14 23:41 | |
| Прошлое и будущее и иконе
Часто икона показывает события нескольких дней Икона «Кирик и Улита»(XVII в., Ярославский музей) Икона «Кирик и Улита»(XVII в., Ярославский музей) или даже целой жизни святого. Во время молитвы люди успевали подумать над ними, пережить их в своем сердце. Так, например, икона «Кирик и Улита» подробно и постепенно рассказывает историю христианских мучеников, матери и сына. В 305 г. по приказу римского правителя города Тарса их пытали, а потом казнили. Сложив руки в молитве, мученики кротко обращаются к небу, где на золотом троне среди облаков восседает Христос. Слева, среди арок и колонн (а значит, внутри зданий), представляют сцены их подвигов и чудес. Вот Кирика и Улиту приводят на суд, потом бьют плетьми, бросают в котел с кипящей смолой, а они остаются невредимыми. После этого они даже исцеляют руку жестокого правителя, которая попала в котел. Один из злодеев пинает Кирика ногой и тут же падает замертво. В центре иконы палач отрубает окруженную нимбом голову Улиты. Так икона показывала прошлое и будущее, при этом даже самые простые люди понимали, что чудесные события происходят в другом, неземном времени и пространстве. | |
| | | Джива Активные пользователи
Сообщения : 8351 Дата регистрации : 2013-12-11
| Тема: Re: Что такое икона 18.11.14 23:41 | |
| Обратная перспектива
Если смотреть на дорогу, уходящую вдаль, то она будет казаться все уже, пока не исчезнет на горизонте. В иконе наоборот: все линии сходятся к человеку и он оказывается перед неведомой светлой бесконечностью. В иконописи это называется обратной перспективой. Очень часто можно встретить сравнение иконы с окном "из мира горнего в мир дольний". Во многом впечатление об иконе, как об окне связано с применением обратной перспективы. Следуя «расходящимся» лучам и линиям, глаз применяет обратную перспективу и к иконе в целом «разворачивая» небольшое изображение на иконе вширь. Пространство иконы вдруг становится необычайно широким, окружая зрителя, как бы наплывая на него. Использование обратной перспективы или однородного непроницаемого фона как бы приближало зрителя к изображенному образу, пространство иконы словно выдвигалось навстречу вместе с помещенными на нем святыми.(читайте на нашем сайте интересную статью об обратной перспективе) | |
| | | Джива Активные пользователи
Сообщения : 8351 Дата регистрации : 2013-12-11
| Тема: Re: Что такое икона 18.11.14 23:41 | |
| Небо и земля в иконе
Веками Русь переживала тяжелые испытания: войны, разрушения, голод. Дни благополучия были редкими и недолгими. Но даже в самые мрачные времена русские иконы утешали своим мудрым покоем. В иконе живут рядом два мира – горний и дольний. Слово «горний» означает «небесный, высший». В старину так говорили о чем-то, что находится наверху. «Дольний» (от слова «дол», «долина») – то, что расположено внизу. Именно так строится изображение на иконе. Легкие, почти прозрачные фигуры святых тянутся ввысь, их ноги едва касаются земли. В иконописи она называется «позем» и пишется обычно зеленым или коричневым цветом. Иногда земля почти исчезает, растворяясь в небесном сиянии. Например, в иконе XII в. «О Тебе радуется» Богоматерь славят и люди, стоящие внизу, и ангелы, окружающие трон Богоматери.
Круг в иконописи
Круг – очень важный символ в иконописи. Не имеющий ни начала, ни конца, он означает Вечность. Фигура Богоматери на иконе «О Тебе радуется» вписана в круг – это символ Божественной славы. А затем очертания круга повторяются снова и снова – в стенах и главах храма, в ветвях райского сада, в полете таинственных, почти невидимых небесных сил на самом верху иконы. | |
| | | Джива Активные пользователи
Сообщения : 8351 Дата регистрации : 2013-12-11
| Тема: Как выбрать икону 18.11.14 23:44 | |
| Выбор иконы дело очень личное, сокровенное. Бывает так, что мы с первых дней в церкви чувствуем особую легкость в молитве какому-то определенному святому, или даже конкретному списку иконы и тогда мы точно знаем, какую Подобрать термометр контактный. . Мозаичные иконы христианство в искусстве иконы. икону Спасителя, Богородицы или святого хотим заказать. Если же вы еще не определились с выбором, то будьте уверены - данный раздел нашего сайта поможет вам понять, какую же именно икону вы хоте видеть у себя дома и молиться перед ней, либо подарить близкому человеку. | |
| | | Iden Модератор
Сообщения : 8037 Дата регистрации : 2016-04-23
| Тема: Re: Что такое икона 08.01.20 16:01 | |
| - Джива пишет:
- Существует ошибочное мнение, что супругам нельзя вешать иконы в спальню, а если они есть, то на ночь необходимо закрывать их занавеской. Это заблуждение. Во-первых, никакой занавеской от Бога укрыться нельзя. Во-вторых, супружеская близость в браке грехом не является. Поэтому смело можно помещать иконы и в спальню.
Молодые жёны в старину в деревнях в первое время после свадьбы смущались: "Он же на нас глядит!" | |
| | | | Что такое икона | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |