Кто сейчас на форуме | Сейчас посетителей на форуме: 716, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 716 :: 2 поисковых систем
Нет
Больше всего посетителей (895) здесь было 22.12.19 3:19
|
Ноябрь 2024 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|
| | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | | Календарь |
|
|
| ВАСАНЫ | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Тамрико Активные пользователи
Сообщения : 12399 Дата регистрации : 2014-06-23
| Тема: ВАСАНЫ 13.08.15 19:16 | |
| ВАСАНЫ[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Васана — это желание в его тонком состоянии. Само по себе желание по своей природе плотное. Некоторые философы дают определение васане как склонности или приверженности. Другие говорят так: «Слепое цепляние за чувственные объекты по-средством страстного желания или влечения, без рассуждения или размышления, называется васаной.Васаны бывают двух типов, чистые (субха-васаны) и нечистые (асубха-васаны). Чистые васаны освобождают человека от перерождений, нечистые васаны порождают перерождения. Нечистые васаны создают колебания в уме и тем самым возбуждают ум создают в нем влечение к объектам. Если же вы направляемы чистыми васанами, вы вскоре достигнете бессмертного обиталище непередаваемой красоты. Подобно тому как семена, что были прожарены, уже не дадут всходов, так и чистые васаны не принесут перерождений.Васаны, которые были созданы в ваших прошлых жизнях, копятся за вас и перейдут и в будущие перерождения. Если «чистые васаны прилепятся к вам, вы легко достигнете знания о Я (брахма-джняны) и через Знание — Освобождения (мокши). Если нечистые васины прицепятся к вам, вы будете испытывать страдания, скорбь и будете снова и снова перерождаться в этом мире.Вот возникает желание пойти в кино или поесть мяса, желание к совокуплению или желание присвоить чужую собственность, не гнушаясь никакими способами. Все это нечистые васаны. Гнев, вожделение, жадность, гордыня, себялюбие, лицемерие, самообман, ревность и ненависть — нечистые васаны. Или появляется желание сатсанги с мудрыми людьми, желание служить санньясинам и махатмам, возникает желание помочь тем, кто нуждается и кто в беде. Это чистые васаны. Милосердие, любовь, терпимость, щедрость, воздержание, правдивость, прощение и смелость — все это чистые васаны.Есть три типа нечистых васан: мирские (лока-васана), писаний (шастра-васана) и телесные (деха-васана). Желание величия и славы, уважения и почета, власти и положения — это лока-васана, то есть васана, которая принадлежит миру. Желание стать прославленным пандитом и вступать в словопрения с другими, чтобы переспорить их и добиться победы (виджайя), — это шастра-васана, т. е. васана, которая относится к шастрам. Желание иметь прекрасное телосложение, здоровое сильное тело, красивое лицо, Желание продлить свою жизнь употреблением различных снадобий — кайя-кальпы, желание стать упитанным, отдавая предпочтение маслу и другим продуктам, — это деха-васаны, т. е. васаны, которые относятся к телу. Все это нечистые васаны, которые приковывают человека к самсаре и возвращают его, снова и снова, к земному существованию.Если вы раб могущественной васаны и если вы жертва очень сильной васаны, то вашей участью будет участь раба и жертвы, и никакая другая. Это нерушимый закон природы.Дерево-ум вырастает из двух семян. Одно из них — васана. другое — колебание праны. Семя вырастает в большое дерево, а дерево снова дает семена. И точно так же вибрации праны возникают из-за васаны, а васана управляет движением праны. Проподает хотя бы одно из них — в скором времени пропадут и оба.Эгоизм — первородный сын-асур авидьи, или аджняны (неведения). У эгоизма две дочери-асурки, рога и васана. Как видим, есть тесная неразрывная связь между васаной и рагой. Где васана, там рага. Васана и рага живут бок о бок. Рага — давняя сообщница васаны. Рага — это привязанность. Мамата (то есть представление о «я, мне, мое») — это все дело раги. Если вы хотите убить рагу и васану, вы должны уничтожить эгоизм; если вы хотите убить эгоизм — вам следует разрушить авидью. Если вы вначале сокрушите авидью, то эгоизм, рага и васана умрут сами собой.Нечистые васаны связаны с эгоизмом. Их природа — глубочайшая аджняна (неведение). Если человек находится в рабстве у васан — это невежественный человек. Он очень слаб. Он может восстановить свою утраченную божественность и развить неодолимую и чистую волю, если уничтожит васаны. Тот, кто сжег дотла аджняну и вместе с ней и нечистые васаны, никогда более не будет испытывать страданий или несчастья. Он всегда будет наслаждаться Блаженством Вечного.Васаны — вещь очень тонкая. Подобно тому как в зерне уже заключен побег или цветок, так и васаны в спящем или латент-ном состоянии дремлют в сердце. Они возбуждают вместилище самскар. Через возбуждение самскар, или тонких впечатлений, приходят воспоминания об удовольствии. С памятью об удовольствии возникает и желание. Когда возникает желание, чувства берутся за работу заодно со своим предводителем-умом. Человек прикладывает усилия, чтобы завладеть желаемым и наслаж-даться им. Все эти действия в уме происходят в мгновение ока.То, что сейчас мило и приятно вам, в следующее мгновение порождает прямо противоположное чувство. И кто не сталкивался с чем-то подобным в этом мире противоположностей? То, к чему мы стремимся, приятно; но отвратительно, если мы не стремимся к нему. Следовательно, васаны — это причины чувственных удовольствий. Удовольствия прекращаются, когда вы удов-летворились желаемым. Но если васаны прекращаются, ум исчезнет и все прочее также разрушится. Поэтому унич-тожьте эти васаны, врагов атма-джняны и Бессмертия.Ум — причина того, что человек свободен или же связан по рукам и ногам. Ум, наполненный нечистыми васанами, будет склонен к зависимости, в то время как ум, лишенный васан, тяготеет к свободе. Ум — это не ум, когда васаны разрушены. Вы обретаете состояние не-ума. Когда вы становитесь без-умным, тогда в вас пробуждается интуиция и вы будете наделены глазом мудрости. Вы будете наслаждаться неописуемым покоем.Ум — васанамайя (вместилище васан). Этот мир — васана-майя-джагат. Ум цепляется за чувственные объекты с помощью васан и постоянно думает о чувственном. Если васаны исчезают, ум перестает думать об объектах и достигает состояния безмыслия.Ум — словно ткань: окрась ткань желтым — и она уже выглядит желтой; нанеси на нее красную краску — и вот она уже красная. Каким цветом ее покрасите, такого цвета она и будет. Таким же образом и ум принимает любой из тех цветов, которым наделяют его васаны. Саттвичесте васаны дают ему белый цвет. Раджасические васаны делают красным. Тамасшеские васаны наполняют ум темнотой. Какова васана, таков и ум.До тех пор пока ум не уничтожается посредством атма-вичары (медитации на Я), васаны не покинут вас. Они будут набрасываться на вас снова и снова. Они устроят против вас партизанскую войну. Порой они будут входить через парадную дверь (чувственным путем), а порой — через черный ход (самскары), а иногда и через окна (глаза). Вам понадобится вся ваша бдительность, чтобы обнаружить их присутствие и то, каким именно путем они пробрались в ваш дом.Если ваш ум совершенно свободен от нечистых васан, вы не утратите умственного равновесия, несмотря на любые трудности или препятствия. Ум становится спокойным и невозмутимым, когда васаны срублены глубоко под корень. Васаны уничтожаются бесстрастием, различением, обузданием чувств, исследованием «кто есть я?» и медитацией.Нечистые васаны упрямы и назойливы. Они самым непостижимым образом могут скрываться в потайных закутках ума. Они станут разыгрывать вас, меняя свой облик, словно хамелеон. Какое-то время они будут лежать недвижимо, придавленные йогическими практиками. Но если вы непоследовательны в своей медитации, если ваша вайрагья ослабеет, они снова примутся терзать вас с удвоенными силами. Они постараются вернуть себе все, что потеряли. Нужно обладать острым умом, чтобы вывести их на чистую воду.Многие и многие тысячи жизней эти мирские нечистые васаны крепли в наслаждениях, так что можно не сомневаться, что они очень сильны и проворны. Окончательно избавиться от них можно только с помощью постоянных и непрерывных духовных практик — таких, как джапа, киртана, медитация, атмические исследования, различение. сама, дама, пратьяхара и пранаяма.У новичка чистые и нечистые васаны вступают в конфликт между собой в самом начале его духовных практик. Природа мыслей зависит от природы васан. Если злые мысли появятся в вашем уме, значит, в вашем уме есть нечистые васаны. Если чистые васаны сильнее, они побеждают, и наоборот. Следовательно, в самом начале вам необходимо приложить все силы, чтобы сделать чистые васаны как можно сильней.Уничтоживший васаны (васанакшайя) сможет концентрироваться и медитировать. Уничтожение васан приводит к уничтожению ума. Не раз приходилось слышать от учеников: «Вот, мы занимаемся медитацией все последние пятнадцать лет, но попрежнему не имеем ни хорошей концентрации, ни медитации». Они не уничтожили васаны. Васаны в них попрежнему сильны. Необходимо бросить все силы на уничтожение васан — врагов покоя и медитации. Если вы утвердились в нийя-дришти и если у вас сильно убеждение, что этот мир нереален, васаны постепенно исчезнут. Мирской человек — раб нечистых васан. У садхака время от времени будут проявляться нечистые васаны, но он немедля связывает их силой йогических практик и крепкой волей. У дживанмукты все васаны сожжены дотла. У мирянина же им вполне привольно. У садхака они в ослабленном или тонком состоянии и не способны поднять мятеж.Подавление васан — занятие пустое. Васаны следует вырывать с корнем — точно так же как с корнем рвут ядовитые зубы кобры. Только тогда вы можете достичь вечной обители Брахмана.Вам нужно преобразовать нечистые васаны в чистые постоянным усилием. Для этого следует перевести поток нечистых васан так, чтобы они потекли по руслу или каналу чистых васан. Не беда, если вы буете обладать полнотой чистых васан. Правда, чистые васаны — это тоже путы, пусть даже и золотые путы.Разрушить васаны — задача непростая. Уничтожить васаны труднее, чем своротить гору Меру. Но человек, наделенный железной волей и неукротимой решимостью, не станет долго возиться с ними и вырвет их с корнем.Васаны оказывают колоссальное влияние на умы людей. Они кладут людей на обе лопатки и делают беспомощными жертвами или рабами. Васаны отравляют сильнее любого спиртного, сильнее опиума. Воздействи е этих наркотиков длится лишь несколько часов, в то время как влияние васан продолжается годы и годы. Это влияние переносится из рождения в рождение и держится до тех пор, пока не будет обретено знание о Себе.Словно пьяные, бродят по миру те, кто не в состоянии про-гивиться наплывам васан. И невдомек им, что реально в этом мире, а что нет, что можно считать подлинным, а что только кажется. Их понимание затуманено, они бросаются в погоню то за одним, то за другим чувственным предметом, толком не зная, чего же на самом деле им хочется. Они нисколько не думают о последствиях полного подчинения васанам. У них нет памяти. Они. не зная стыда, повторяют одни и те же чувственные поступки. Их хваленый интеллект сразу же дает сбой, стоит им оказаться в жестких тисках васан.Васаны становятся плотными, или грубыми, из-за повторений чувственных удовольствий, они становятся с каждым разом все сильней при попустительстве чувственным влечениям. Чем сильнее васаны, тем сильней самообман и одержимость. Те, кто во власти заблуждения и в подчинении у васан, совершают нечистые деяния. Они становятся эгоистичными, агрессивными и надменными. Они живут во зле и творят зло. Чувственные удовольствия для них — единственное мерило и единственная цель жизни. Они пытаются сколотить богатства обманом, самыми нечестными способами, чтобы потакать своим чувственным наслаждениям. Они уловлены сетью бесчисленных надежд и ожиданий. Они готовы на все ради денег. У них один только бог — деньги. Они алчны и раздражительны, склонны к ханжеству, гневу, обману и бесчестию.Человек, живущий мирским, жаждет мирской славы и старается избежать порицания. Он мыслит и поступает таким образом, чтобы все окружающие восхваляли его. И это — тоже нечистая васана. Это лока-васана. Но только возможно ли это? Нет, нигде и никогда. Никто не может угодить миру. Слышали ли вы историю о старике, его сыне и осле? Вы можете закрыть горло кувшина, но не в силах укоротить язык миру, говорящему бессчетным множеством языков. Одни будут превозносить вас до небес, а другие втопчут в грязь. Нужно иметь уравновешенный и нелицеприятный ум.Нужно быть выше превозношения или осуждения. Относитесь к хвале как к навозу или как к отраве. Вы должны достигнуть состояния нирдван-два. Только тогда вы сможете быть счастливы всегда. Только тогда вы сможете по-настоящему радоваться и наслаждаться покоем.Люди не пощадили даже Шри Раму, Ситу, Господа Шиву и Господа Кришну. Они говорят злое об этих божественных существах. Они бесчестят их. Если таково их отношение к богам, то что ж тогда говорить о том, как они обходятся с обычными людьми?Чернокожий не любит белого, и наоборот. Житель Южной Индии — северянина, и наоборот. Шиваит недолюбливает вайшнава, протестант — католика, и наоборот. Есть в человеке некая врожденная склонность хвалить свое родное селение, свою страну, семью, только свой род или общину, только свой собственный обряд и религию, свой язык и хулить то, что близко другому. Вот она, ограниченность, порождение неведения! Когда сердце человека расширится с духовным ростом, когда он достигает познания Я, эти злые васаны исчезнут. Заметьте, в каком ничтожном и плачевном состоянии оказывается человек из-за влияния васан! А. он ничуть и не пытается уничтожить их. Он цепляется за них, будто пиявка, уверенный, что идет прямым путем, — и все из-за самообмана, порождения васан. Даже будучи в теле человеческого существа, он ведет себя так, словно ползает на четырех лапах.Излишне увлекаться изучением религиозных книг — тоже нечистая васана. Это шастра-васана. Стоит ли сомневаться, что трудно найти в книгах Атмана, или Бога? Но у некоторых людей развивается просто-таки страсть к штудированию рели-гиозных книг. Им бы взяться за действительно спасительное занятие — за практическую духовную садхану. Но они так и будут до конца своей жизни выискивать, что ж там такого написано в религиозных книгах. Воистину, это буквоеды, книжные черви. Шастрам нет конца, а жизнь быстротечна, и преград на духовном пути предостаточно. Так возьмите из книг главное и впитайте в себя их суть. Суть книг — Атман. Если вы откроете в себе Атман, Веды вам уже ни к чему. Бхарадваджа одну за другой провел три жизни в изучении Вед и продолжал их изучать в четвертой. Но Индра пришел ему на выручку. Он обучил его брахма-видье и посвятил в таинства кайвальи. Бхарадваджа отложил свои книги, принялся усиленно медитировать и достиг прямого Познания Я.Сильнее всех остальных васан — сексуальные васаны. Следовательно, начинать нужно с того, что направить все усилия на подчинение сексуальных васан.Чрезмерная увлеченность любым занятием или предметом — это тоже разновидность нечистой васаны. Это разновидность шастра-васаны. Однажды Дурваса пришел к Господу Шиве с тележкой, полной религиозных книг. Нарада рассказал ему притчу об осле. Подобно тому, как осел, на которого навьючили связку сандала, ощущает лишь тяжесть ноши, но никак не сладкое благоухание сандала, так и пандит-книгочей носит под мышкой связку книг лишь как тяжесть, не зная их подлинной сути, пусть даже он назубок заучил все шастры. Глаза Дурвасы вмиг открылись, и он выбросил все свои книги в океан. Тогда Господь Шива посвятил его в таинства Знания о Я. Дурваса приступил к глубокой медитации и достиг брахма-джняны. В Катха-упанишаде вы найдете: «Этот Атман не может быть обретен ни чтением множества шастр, ни в высокоумных спорах, ни разумом, ни большой ученостью».Гордость своей ученостью — форма шастра-васаны — это нечистая васана. Это препятствие к обретению знания. Эта васана только потворствует эгоизму и уплотняет завесу невежества. Шветакету, сын Уддалаки, вел себя резко и высокомерно даже по отношению к отцу, до такой степени его распирала гордость своей ученостью. Но Уддалака осадил его одним только вопросом: «Познал ли ты, о Шветакету, ту Науку наук, познанием которой открывается всякое знание?» Тот ответил от-рицательно. Пришло время, и Уддалака обучил его наивысшей науке, брахма-видье (науке о Я).Свами Шивананда. | |
| | | | ВАСАНЫ | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |