СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ЕГИПЕТСКИХ ЖРЕЦОВ[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Жрецы в Древнем Египте обучались нескольким отдельным специализациям. Каждая такая группа имела собственное название и выполняла обязанности, присущие только ей. Кроме того, в каждой из специализаций, древнеегипетские жрецы подразделялись на несколько санов.
Высшие удостаивались титула «Ур», что буквально переводилось как «возвышенный, высокий».
Так, к примеру, упомянутый в древних папирусах главный жрец-лекарь города Саис, именовался Ур Сену; верховная жрица в городе Иуну звалась Ур-т Текхент, а жрец — Ур Маа (что в переводе означало «великий провидец»). Так же была известна высшая жрица Бубастиса — Ур-т Ра.
На учебу будущих жрецов отбирали еще с детства. Хроники, описывающие жизненный путь высшего жреца Бакенхонса, который жил во времена Рамзеса II, повествуют, что начинали обучать его с четырех лет, а заканчивалась учеба только в двадцать.
Итак, рассмотрим основные жреческие специализации подробнее...
1. Группа служителей храма или жрецы Пер Нетер Это весьма многочисленная группа древнеегипетских жрецов, которая обеспечивала функционирование священных мест. Среди них можно было выделить следующие специальности:
— жрец
Мер, который заведовал всем имуществом вверенного ему храма. Его обязанностями были: снабжение храмовников продуктами, учет и контроль имущества храма, контроль за принадлежащими храму полями и, кроме того, необходимые приготовления к храмовой службе.
— жрецы
Кхер Хеб, писцы и, одновременно, хранители священных книг. Их основой обязанностью было копирование и обеспечение сохранности папирусов в библиотеке храма. Кроме того, они являлись хранителями слов силы и правильного их произношения.
— жрец
Уаб, или, дословно, «чистоплотный», обеспечивал доставку воды, следил за чистотой одежды и заведовал очищением помещений своего храма. Отдельно надо отметить, что пока Уаб служил при храме, он не имел права жениться. Так же, этот жрец должен был при входе окроплять водой всех посетителей храма.
Здесь стоит отметить, что все Пер Нетер тщательно следили за своей чистоплотностью. Для этого они в обязательном порядке за сутки совершали четыре омовения — утром, в полдень, вечером и в полночь. «Чтобы служить Богу, нужно быть чистым» — утверждали они.
— жрец
Хем Нетер исполнял роль проповедника. Его титул можно было перевести как «пророк, или слуга Бога». Именно он проводил все службы в храме, рассказывал верующим о законах и заповедял египетской религии. У Хем Нетер египтяне познавали божественный «Мекх Нетер».
Кстати, молитвенное песнопение у египтян называлось
Каи, а сама молитва —
Кекх, что означало «обращение к Богу». Возвышенные мысли о духовном, или «советы с сердцем», называли Уаа.
Кроме прошедших обучение жрецов, служителями Пер Нетер могли стать и миряне, работу которых жрецы храма когда-то высоко оценили. Среди них выделялись:
—
Хем Анкхиу, иначе «жрецы живущих». С высоты своего опыта они давали прихожанам советы и решали возможные судебные тяжбы.
—
Тхаи Шебет, мирские носители жезлов (мужчины), и Ахаи-т (женщины), носительницы систров. Они помогали жрецам проводить храмовые службы.
—
Сау, охранники храма. Эти смотрители должны были на посту, кроме прочего, читать священные тексты, для того чтобы охранять храм не только физической силой, но и духовно.
2. Провидец Маа
Жрец Маа занимался трактовкой различных небесных предзнаменований и событий. Поверх одежды он надевал леопардовую шкуру, черные пятна на которой символизировали звёзды. Работу жрец всегда начинал с молитвы. Его высказывания записывал специально приставленный «летописец таинств», писец Хери Сешета. Известнейший из Маа, высший провидец Ур Маа Имхотеп, который прославился возведением ступенчатой пирамиды Джосера.
Надо отдельно отметить, что нельзя путать работу жреца Маа с магическими предсказаниями как таковыми. Маа никогда не пытался узнать того, что ещё не стало. Он лишь стремился найти точную трактовку прошедшего события, дабы понять волю Бога, ведь все процветание Египта и его народа зависело от этого.
3. Астрономы Мер Уннут и Ами Уннут Астрономия у египтян пользовалась весьма большим успехом. И хотя она и пересекалась с астрологией, с прорицанием астрология того времени не имела ничего общего. Она использовалась во врачебных и аграрных целях, исследуя воздействие небесных тел на природу и самочувствие людей. Как таковые гороскопы и астрологические предсказания появились в Древнем Египте лишь в I веке до н. э.
Мер Уннут (распорядители часов) являлись наблюдателями. Аму Уннут (толкователи часов) занимались трактовкой движения небесных светил. Они подбирали удачное время для посева и сбора урожая и сообщали мирянам точные даты разлива Нила. В библиотеках жреческих храмов можно было найти подробные записи астрономических явлений за долгие годы. Аму Уннут были способны вычислить не только день, но даже минуту предстоящего затмения Солнца.
Они разработали систему числовых предсказаний, когда определенные качества человека соответствовали определенной цифре. Так они могли узнать судьбу человека еще с рождения. Позже персидские маги переняли их тайные знания кабалы, а затем они появились в Европе, получив общее название «магия». Именно у Аму Уннут в свое время учился Пифагор, и в своих дальнейших научных изысканиях использовал их нумерологическое учение. Исторические факты подтверждают, что как раз после возвращения из Египта Пифагор сделал множество математических открытий, хотя, вероятно, он лишь воспроизводил египетский опыт. Знать этого точно мы не можем — ученый дал клятву жрецам Кемета сохранить в тайне их знания.
4. Сену Это категория врачей Древнего Египта. Надо сказать, что несмотря на то, что эти жрецы считались весьма искусными медиками, ни одно лечение не обходилось без молитвы. Исцеление трактовалось, как воля Богов, и выздоровевший в обязательном порядке приносил им в храм подношения.
5. Жрецы Хеку (жрицы-Хекау) Эти, так называемые «обладатели священных сил», являлись хранителями Божественной Силы (Хека), которую они передавали различным предметам путем освящения. Кроме этого, жрецы могли направить силу божества на помощь больным, либо покарать с ее же помощью.
Кроме того, жрецы чётко разграничили божественный мистицизм, основанный на молитвах, поклонению Богам и священных традициях, — и колдовство, которое практиковали некоторые миряне и изгнанники. Колдовство зачастую наносило людям вред, а потому находилось в Древнем Египте под запретом. Очищал людей от воздействий таких колдунов Уаб Сехмет. Он изгонял колдовские силы из домов, местности и восстанавливал душевные силы человека.