Кто сейчас на форуме | Сейчас посетителей на форуме: 707, из них зарегистрированных: 3, скрытых: 0 и гостей: 704 :: 2 поисковых систем Anna vedima, Nadine's, Natali3Больше всего посетителей ( 895) здесь было 22.12.19 3:19 |
Ноябрь 2024 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|
| | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | | Календарь |
|
|
| Ритуальная одержимость и шаманские мистерии | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Cyanea Администратор
Сообщения : 34572 Дата регистрации : 2013-06-29 Откуда : Я повсюду
| Тема: Ритуальная одержимость и шаманские мистерии 05.08.17 18:10 | |
|
Ритуальная одержимость и шаманские мистерии
«Когда предки хотели, чтобы кто-то стал шаманом, он вдруг начинал чувствовать усталость во всех конечностях. Начиналась интенсивная тряска и
мощная, неестественная зевота. Тяжелое бремя ложилось на его грудь, он чувствовал необходимость совершать внезапные, интенсивный и дикие крики. Судороги лихорадки сотрясали его, он закатывал глаза, а затем вдруг вскакивал на ноги и бегал кругами в безумии, пока не падал, обливаясь потом, и катался по земле в дрожи конвульсий. Его страдания увеличивались до тех пор, пока он не дотягивался до барабана и начинал шаманить. Тогда, наконец, состояние его успокаивалось» (Вильгельм Редллоф «Записи о шаманском сеансе». Цитата: Ян Фрайз «Сейд»).
Концепция furor divinus как приступа болезни может также быть связана с идеей шаманских ритуалов и мистерий. Общепризнанным знаком того, что человек был выбран духами для шаманской профессии, была склонность к одиночеству, суицидальные попытки, самоагрессия и членовредительство или приступы, напоминающие эпилепсию. Такой человек обычно имел пророческие сны и часто терял сознание — тогда душа покидала тело и отправлялась в другие миры, где она была посвящена в шаманские тайны духов умерших шаманов.
Типичное поведение для инициируемого шамана заключалось в том, что он испытывал приступы магического экстаза, общался с духами в сновидениях и видениях.
Это описание явно напоминает приступ furor divinus из древних греческих легенд и литературы. Точно так же, как одержимые менады и берсерки, шаманы имели возможность выполнять магические трюки, которые должны были убедить аудиторию, что они имеют сверхъестественную силу. Это обычно включало возможность говорить, не открывая рта, изменение голоса, имитацию голоса птиц и животных, особенно волка или медведя (наиболее распространенных защитных духов), имитация звука грома, ветра, эхо, и т.д. Демонстрация шаманских навыков включала также ливень из камей, снега, льда или кусков дерева. Еще одна интересная практика — это «магическая хирургия», шаман «вырезал» больной орган человека, чтобы вынуть объекты, например червей или камни — материализация источника болезни. Другие шаманские сеансы представляли мастерство шамана с его собственным телом: шаман брал набор ножей и втыкал их один за другим в свое тело — живот и голову. Затем в ритуальном танце под бой барабана, ножи падали и шаман показывал аудитории, что он был не ранен. Аналогичная практика состояла из резки себя саблей или помещения её в горло или нанесение себе ударов в грудь топором. Раны шамана исцелялись сразу же после того, как объект был удален из тела, что было обусловлено защитой духов. Шаман в трансе также был неуязвим перед огнем — он мог проглотить угли, лизать кованое железо или ходить по огню голыми ногами и не травмироваться. Он также переживал суицидальные попытки. Все это было доказательством власти шамана над жизнью и смертью, и это был знак того, что он находился в постоянном контакте с миром духов. В состоянии экстатического транса шаман был также необычайно силен — есть записи сеансов, в которых семидесятилетние (или даже старше) шаманы восторженно танцевали на протяжении нескольких часов, одетые в тяжелые одежды и не чувствовали истощения.
Путешественники, которые исследовали азиатские шаманские традиции (особенно якутских, бурятских и тунгусских племен) описывают шаманский «припадок ярости» как в бредовое состояние, включающее перемену нрава, рвоту и тошноту, сопровождаемую крайней слабостью, коматозное состояние, которое длилось несколько дней, или иногда даже недель. Некоторые исследователи сравнили шаманскую ярость с приступами эпилепсии, шизофренией или истерией из-за характерных припадков умопомешательства, потери сознания, тряски и конвульсий. Эта теория не адекватна, однако, поскольку эпилепсия связана с неконтролируемыми симптомами, в то время как в случае furor divinus или шаманского безумия есть еще определенная степень контроля. Состояние шаманского транса фактически не происходит спонтанно, но является результатом ритуальных действий, аналогично, как и Вакханские Мистерии и ритуалы берсерков. Экстаз вызывался ритуальными танцами и музыкой, интоксикацией или использованием наркотиков и галлюциногенов, наиболее популярными из которых был мухомор красный (amanita muscaria). Его ранние изображения были найдены Теренсом МакКеной в Северной Африке, в районе пустыни Сахара, и их возраст составил 3500 до н.э. Также в древних мистериях и ритуалах посвящения широко использовались несколько других типов галлюциногенных грибов. Многие ученые (Уоссон, Рух и Хоффман) утверждают, что в Элевсинских Мистериях одним из ингредиентов, используемых в создании ритуального напитка кикеон (kykeon) был галлюциногенный гриб. Его воздействие было подобно воздействию ЛСД. В индуистской традиции сома, священная жидкость, была сделана на основе amanita muscaria. Также славянские, кельтские и германские обряды и церемонии предусматривали использование психоактивных веществ для получения видений и состояния экстатического транса. Ян Фрайз в книге «Путь Сейда» («Seidways») отмечает, что во многих случаях экстатические приступы, эпилепсия или «демоническая одержимость», были вызваны отравлением эрготамином. Типичными симптомами этого состояния были судороги, дрожь, конвульсии и галлюцинации, ведущие к делирию. Производится грибком, названным Claviceps Purpurea, который иногда растет на ржи и, будучи запеченным в хлеб, может вызвать массовые отравления. Тем не менее, эпилепсия часто связана с furor divinus. Древние назвали её «священной болезнью» и считали, что страдальцы были избраны богами, и которым они ниспосылали вдохновение. Среди людей, страдающих от эпилептических припадков , древние упоминали Александра Великого и Юлия Цезар. Считалось, что как и furor divinus, эпилепсия была индуцирована излишками черной желчи и была связана с одержимостью. Записи семнадцатого века описывают случай молодой женщины, которая был сожжена как ведьма, только потому, что она страдала от эпилептических припадков. Подобных случаев было много.
Шаманские состояния сознания вызывались не только с помощью психоактивных веществ, но они могли также быть результатом аскетических практик, медитаций, лишения пищи и сна, длинного одиночества или специальной техники барабанного ритма. В трансе шаман могут переживать физические преобразования, такие как полимелия (дополнительные конечности), ликантропия или териантропия (преобразование в животное -близкое сходство с берсерками), полет, прохождение через структуру твердых объектов, таких как скалы, путешествия в другой мир, или подводные исследования. Еще одним элементом шаманского транса была синестезия -слушание цветов или видение звуков и экстремальные галлюцинации.
Есть мнение, что слово «шаман» происходит от санскритского Sram, которое означает «согреть себя», «сжечь» или «заниматься аскезой». На тунгусском языке Саман означает «вознесенный» «могущественный», или «возбужденный», что намекает на шаманские «сотрясения» во время ритуала или церемонии. Некоторые ученые прослеживают слово «шаман» в языке пали — samana (среднеиндоарийский язык), термин, связанный с теплом и знанием. Другие утверждают, что оно происходит от saman — южное слово означающее «аскетизм» или «нагревание», «контроль огня». Все эти термины именовали шаманские функции как вдохновленное индивидуальное исполнение церемонии исцеления. Намек на тепло может иметь то же значение, что и ссылка на избыток черной жидкости, которая горит в меланхолической сухости, вызывая экстремальное тепло и восторженные состояния. Аналогично, как и в случае вдохновленного меланхоличного состояния, шаманский транс позволял установить контакт со сверхъестественными силами, и путешествовать в верхний, нижний и средний миры для того, чтобы найти вдохновение или выполнить социальную функцию.
Шаманы путешествовали в другие миры, когда они хотели связаться с духами, найти потерянную душу человека из их сообщества, источник заболевания, неудачи или несчастных случаев. Задачей шамана был поиск беспокойного духа и восстановление порядка и здоровья человека. Аналогичная функция существует в традиции вуду, где жрец, под названием «Хунган» действует как посредник между человеком и «Лоа» (божества, хотя часто считается «принципами» или «законами»). Что существенно, обряды одержимости вуду, как шаманские мистерии, включают характерные элементы состояния furor divinus. Духи вызываются на землю в ритуальном ритме барабана, песни, жертвоприношения и надлежащими символами, нарисованными на земле. Лоа выбирают танцора (или нескольких) и овладевают ими. Это состояние начинается с таких характерных симптомов, как головокружение, покачивание, спотыкание и интенсивной зевоты. После этого человек теряет сознание и Лоа проникает в организм. Через одержимого человека божества проявляются в мире людей. Они слушают вопросы верующих, принимают пожертвования и предоставляют пользу, которую у них просят. Одержимый человек ничего не помнит после транса. Однако есть некоторые различия между идеей божественной ярости и одержимости вуду. Одержимость в обрядах вуду не столь интенсивна и экстремальна как в случае шаманских почти фатальных переживаний или Вакхических припадков божественного безумия. Опасность здесь является менее экстремальной.
Подобный мотив ритуальных трансов одержимости встречается в скандинавской области, в норвежской магической традиции. Здесь техника ритуального экстатического транса называется искусством Сейд. Типичными аспектами такого рода магии были бред, забывчивость, иллюзия, внезапное психическое «затмение». Таким образом это стало сравниваться с трансом «малой смерти», в котором практикующий демонстрировал большую магическую силу, такую, как способность прогнозировать будущее. Сейд — это термин, связанный с колдовством, и это было дело женщин. Практиков мужчин было очень мало. Это включало такие практики, как духовные путешествия, магическое исцеление, пророчества будущих событий, передача посланий богов через человека медиума, управление погодой, изменение формы и также виды разрушительной магии. Был «белый Сеид», связанный со знаниями об урожае, будущем или природе и «черный Сеид», связанный с обрядами смерти и проклятия. Практикующий Сеид назывался сейдкона (seidkona) (женщина Сеида) или сейдмадр (seidmadr) (мужчина Сеида), термины, которые предполагают «черного мага». Другими словами, используемыми для описания кого-то, практикующего Сеид, были: «вельва» (пророчица, сибилла), «fjolkunnigr-kona» (полная хитрая жена, знающая женщина) и «hamhleypa» (хаминья — формирователь, изменяющая форму). Термин «Сеид», как полагают, происходят от двух корней, либо от слова «кипение», связанным с ритуалами кипячения морской воды, чтобы сделать соль, или происходит от корня слова, означающего «место» или «сидение», и обозначает высокую платформу, на которой практикующий Сеид поднимался для церемонии. Другое значение связывает слово «Сеид» с «внутренним теплом». Эти ссылки на тепло, огонь и кипение напоминают шаманское тепло, индуистскую концепцию Кундалини, или древний черный темперамент и меланхоличный жар. В случае Сеида практикующий был также особым способом «одержимым». Основной практикой было пробуждение экстатического транса, в котором душа освобождалась от тела. Процедура была аналогична шаманским или вудуистским методам: ритм барабанов и пение магических песен под названием гальдр (galdr). Иногда практики уходили в пустынные места и медитировали в одиночестве, пока не погружались в глубокий транс. Часто начало и конец транса возвещались сильнейшей зевотой, которая означала, что душа (хаминья) оставляет тело через рот и возвращается таким же образом.
Во время транса сейдкона позволяла своей душе покинуть физическое тело и перемещаться через пространство обычно в подобии животного. Этого состояния можно было достичь несколькими методами. Чаще всего упоминают наркотики, сновидение и сенсорную депривацию, пост, пение galdrar (заклинаний в виде песен), или даже физические пытки. В трансе можно предсказать будущее и совершать множество магических чудес, включая изменение формы или проецирование духа в животное, обычно морское -например, в моржа, кита или тюленя или наземных животных, связанных с богиней Фреей, например, в кота, кабана и сокола. В целом концепция искусства Сеида был связана с Фреей и Ванами. Это Фрейя научила Одина этому виду магии. Как сказано в «Саге об Инглингах»: «У Одина был навык, который дает великую силу, и он практиковал его сам. Он назывался Сейд и с его помощью он мог знать судьбы людей и предсказывать события, которые еще не произошли, и им он мог также причинить бедствия людям или заставить потерять душу или ослабить здоровье, или также отнять ум и силу у некоторых людей и отдать их другим. Но это волшебство считалось настолько немужественным, что для мужчины считается постыдным исповедовать его, и поэтому ему обучались женщины» (Диана Паксон: «Возвращение вельвы: восстановленные практики Сейда»).
Сеид, однако, был очень мощной техникой. Превращение в животное было связано не только с шаманскими мистериями, но и с колдовством. Его часто называли гандрейд (gandreid) или «gand-reid» . Термин «ганд» означает «пение» «заклинание», «чары», и «gand-reid» было связано с путешествием ведьм верхом на метле или путешествием души в виде животного. Это также могло включать, путешествие в сновидении или ведьмины путешествия, в которых люди часто посещались духами, известными как «мары» («maras»), появляясь как ведьмы, тени или хищные животные. Считалось, что самые мощные мужчины и женщины Сейда могут даже отослать часть своей души, чтобы она, приняв форму могучего зверя, отправилась в сражение, а их физические тела лежали, как если бы они были мертвые (Эдред Торссон: «Северная магии: тайны рун и шаманизм»).
Асенат Мэйсон | |
| | | | Ритуальная одержимость и шаманские мистерии | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |