ВЕРОВАНИЯ ЭВЕНКОВДревние эвенки верили в то, что существует три мира: верхний — Угу Буга, средний — Булин Буга и нижний — Хэргу Буга. Каждый мир населяли сэвэки, или духи. В среднем мире жили духи природы — зверей, птиц, растений, огня и т.д. Амурские эвенки особое место отводили таким животным, как медведь и олень. Медведя они считали родственником людей: его называли «дедушка медведь». Также существовал культ белого оленя. В это животное мог вселяться дух из верхнего мира. Белого оленя всегда вели во главе стада, этот зверь принадлежал шаману.
До сих пор у современных эвенков, которые уже давно не живут в чумах и много лет не слышали звук шаманского бубна, остаются охотничьи традиции убийства этих культовых животных. Например, кости убитого оленя собирают и подвешивают в лабазе на дерево, так же, как хоронили в старину самих эвенков. У убитого медведя просили прощения охотники.
Анимизм фактически был основной религией. Шаман был авторитетной фигурой, но он был не богом, а связующим звеном между людьми и духами. Сейчас у амурских эвенков этого звена не осталось, но связь и вера в духов не пропали.
Нельзя недооценивать то, что жизнь человека в тайге связана со многими верованиями и культовыми действиями, которые являются религиозными в своей основе. Когда человек один на один остается с природой, попадает в ситуацию зависимости от природы, то тогда он ищет с ней связи через разного рода ее одушевления. Порой духи становятся единственными «собеседниками» таежного охотника. По первому снегу в октябре человек уходит в тайгу. Уходит на зимовье. Добывает соболя, заготавливает пушнину. Продолжается это до марта. Живет в одиночестве примерно полгода. Конечно, можно читать книги, слушать радио — охотник не оторван от цивилизации. Когда я кочевал с эвенками, меня удивляло то, что они многие вещи, связанные с политикой, культурой, нашей эстрадой знают лучше меня. А у них там приемники, они помногу и подолгу слушают радио. Они знают, что в мире происходит: кто у власти и с какими программами, кто какие песни поет, и у кого какая любовница. Но с другой стороны, эти люди лишены живого человеческого общения. Иногда они выходят и пополняют в поселке свои запасы. В такой ситуации у человека один выход — общаться с природой. Птицы, олени, огонь — все это становится живыми существами, приносящими ему радость или проблемы, — рассказывает собеседник РП.
Современные эвенки принимают веру в духов как сложившуюся традицию.
Одушевляя природу, перенося на нее психологические и умственные качества, он находит ответы на фундаментальные вопросы своего существования. А эти ответы ему уже приготовлены традицией, которая рассказывает ему про духов, их пантеонах. Традиция приготовила ему ответы, как общаться с духами и решать возникшие проблемы, — говорит профессор.
Причем в этой традиции есть очень мало объяснений тому, откуда появились духи. Они существовали сразу — это воспринимается как данность. Но есть объяснение, например, появлению земли. В одной из легенд один из братьев поднял часть земли со дна океана, другой брат позавидовал ему и потянул землю. Так она растянулась и стала большой. Первый брат также слепил первых людей. А второй попортил их, поэтому люди стали подвержены хвори.
Существовали легенды, что мы возникли из водного хаоса. Возникает птица — утка или гагара. Она ныряет и со дна этого мирового океана поднимает кусочек земли. После земля начинает трансформироваться, расширяться. Духи же существовали изначально. Нам важна система причинно-следственных связей, а традиционная эвенкийская культура не предполагает жесткой причинной зависимости. Они принимали мир как данность. Неважно, откуда оно и почему. Важнее узнать, как он устроен, как гармонизировать его. Важно объяснить причины не в глобальном аспекте, а в конкретном человеческом измерении, — объясняет ученый.
Сейчас эвенки пытаются сохранить свои традиции: воссоздают многие обряды, хранят информацию о шаманах, их костюмы и бубны. Однако воссоздают историю они уже с «налетом современности»: на шаманских костюмах появляется китайская фурнитура. Представителей этого народа в Приамурье не много: по данным переписи населения 2010 года, эвенков в области насчитывалось чуть менее 1,5 тыс. Однако современные жители тайги продолжают верить в духов, считать медведя родственником и привлекать охотничью удачу специальными обрядами.