Кто сейчас на форуме | Сейчас посетителей на форуме: 717, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 717 :: 2 поисковых систем
Нет
Больше всего посетителей (895) здесь было 22.12.19 3:19
|
Ноябрь 2024 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|
| | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | | Календарь |
|
|
| МАТЬ СОЛНЦА. ШУНДЫ-МУМЫ | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Iden Модератор
Сообщения : 8037 Дата регистрации : 2016-04-23
| Тема: МАТЬ СОЛНЦА. ШУНДЫ-МУМЫ 07.09.20 16:24 | |
| МАТЬ СОЛНЦА. ШУНДЫ-МУМЫ
По сведениям Н.П. Рычкова, в XVIII столетии у удмуртов Уфимской провинции был развит культ богини солнца Шунду Мумы (Шунды-Мумы — Мать солнца): «Вторая богиня называется Шунду-Мумы, и есть матерь солнца. Ее молят во время оспы и других боленей, на детях их случающихся». К началу XX в. образ богини сохранил лишь смутные очертания. Как отмечает К. Яковлев, «Шунды мумы Иньмар» — родительница солнца […], но теперь от вотяков нельзя добиться, что за божество «Шунды мумы Иньмар», хотя ему ежегодно (летом) приносят жертву». В д.Старая Кирга Осинского уезда летом во время жертвоприношений иногда ей жертвовали белую корову и серого жеребенка.
В представлениях современных закамских удмуртов Шунды-Мумы ассоциируется с названием болезни глаз: «Шунды-Мумы шуыса верало. Симез мальдӥсь муртэз, «Шунды-Мумы луэм, дыр» шуо вал. Кайыр сётозы вал оген кыллись муртлы. Собере со усьтӥське, шуо вал. Мынам озьы луиз но сандык сьӧрын гынэ кылли, ышыгын. Сим мальдэ, потыны уг луы ӟугытэ. Собере кайыр сётыса эбилы усьтӥськиз сим. Нянь сётӥмы» — «Говорят Шунды-Мумы. Про человека, который не мог смотреть на яркий солнечный свет, говорили «наверно, шунды-мумы случилось». Давали милостыню одиноким людям. Потом, говорили, глаза раскрываются. Со мной тоже такое произошло, могла находиться только за сундуком в тени. Невозможно было смотреть на яркий свет. Потом подали милостыню одной старухе и глаза раскрылись. Хлеб дали».
Из полевых материалов У. Хольмберга также явствует, что Шунды-Мумы была связана с болезнью глаз: «от болезней глаз ‘висем син’ или ‘син висен’ жертвуют Шунды Мумы белую утку. Болезнь ‘шунды мумы кутон’. Тогда молятся, смотря на солнце. Думают, что когда больной не может смотреть на свет, солнце держит его глаза». Вероятно, отголоски представлений о богине солнца сохранились в детских закличках, обращенных к светилу с целью его вызова в ненастную погоду: Шунды анай, пот, пот, Пилем атай, пыр, пыр. Ачим воё жук сёто. Тусьтыед аслад луоз, Пуньы нош ачим сёто - Солнце-мать, выйди, выйди, Облако-отец, войди, войди. Сам дам масляную кашу. Чаша будет твоя, Ложку сам дам. Шунды анай пот, пот, Пилем атай кош, кош. Виль укнодэ усьты, Вуж укнодэ ворса - Солнце-мать, выйди, выйди, Облако-отец, уйди, уйди. Новое окно раскрой, Старое окно закрой. Очень интересной представляется первая закличка, где Солнцу предлагается каша. Примечательно, что по сведениям Н.П. Рычкова, Шунды-Мумы в качестве жертвы предлагали именно кашу: «а жертва ей приносимая есть пшеничный хлеб и сваренная из ячменных круп каша». Также по материалам исследователя известно, что «всеобщее празднество» в честь нее отмечается на Пасху. Тогда жители деревни утром приходят на жертвенное место и, сварив кашу из ячменной крупы, молятся ей, смотря на солнце. Жрец с хлебом и кашей на руках обращается к богине: “Шунду Мумо, бурмата инвïй буркаръ бурмата”». Вероятно, более точный текст такой (по В.К. Кельмакову): «Шунды мумы, бурмыты, эн ви, бур кар, бурмыты» — «Солнце-мать, вылечи, не убивай, здоровым сделай, вылечи». Таким образом, культ богини Шунды-Мумы имевший большое значение в XVIII столетии, постепенно затухает, хотя в начале XX в. еще сохраняется ее почитание. В настоящее время богиня практически забыта, память о ней сохранилась в представлениях о происхождении болезней глаз.
В круг небожителей закамскими удмуртами включались также богини Гудыри-Мумы ‘Мать грома’ и Пужмер-Мумы ‘Мать заморозков’. Определенных представлений об этих божествах не сохранилось, информаторы просто сообщают об их существовании или же им приносят жертвы. Например, в д. Кипчак Куединского и дд.Верхний Тыхтем и Большетуганеево Калтасинского районов с целью предупреждения заморозков на паровом поле после посевной жертвовали серую овцу. В д.Старая Кирга Осинского уезда в начале XX в. с целью предупреждения заморозков жертвовали серую утку, богатые — серого ягненка. С целью предупреждения сильных гроз в этой же деревне во время летних жертвоприношений жертвовали белую овцу. | |
| | | | МАТЬ СОЛНЦА. ШУНДЫ-МУМЫ | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |