Кто сейчас на форуме | Сейчас посетителей на форуме: 708, из них зарегистрированных: 3, скрытых: 0 и гостей: 705 :: 2 поисковых систем Anna vedima, Nadine's, Natali3Больше всего посетителей ( 895) здесь было 22.12.19 4:19 |
Ноябрь 2024 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|
| | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | | Календарь |
|
|
| История похоронного обряда | |
| | Автор | Сообщение |
---|
MALFRIDA Ведунья
Сообщения : 37401 Дата регистрации : 2013-03-01
| Тема: История похоронного обряда 29.05.13 21:45 | |
| Танатология, наука о смерти, всегда являлась краеугольным камнем культуры человеческого общества, поскольку понимание смерти дает ответ на вопрос о смысле жизни человека. Ничто в такой степени не раскрывает мировоззрение и ментальность того или иного исторического сообщества, как специфика погребальных обрядов.
Согласно классификации, предложенной французским этнографом Ж. Монтадоном, можно выделить следующие основные типы погребальных обычаев: оставление или выбрасывание; водяное погребение; воздушное погребение; ингумация (зарывание) пещерное, зарывание в землю; кремация (сожжение); мумификация; рассечение; каннибализм.
Древнейшие захоронения обнаружены у неандертальского человека в эпоху мустье. По мнению С.А. Токарева, зачатки погребальных инстинктов присущи отдельным видам животных: с одной стороны, инстинкт опрятности, побуждающий избавиться от гниющего тела, с другой, инстинкт социальной привязанности, заставляющий проявлять заботу об умерших особях своего вида. Но если допустить теорию биологического происхождения захоронений, становится непонятным отсутствие их у более древних людей - питекантропов, синантропов и др.
В.К.Никольский считал появление погребений следствием введения табу на каннибализм внутри стада. До того времени умершие сородичи шли в пищу, что мотивировалось отчасти прагматическими соображениями (решение проблемы голода), а отчасти сакральными причинами (наследование достоинств съедаемого). Некоторые ученые видели в появлении погребений свидетельство возникновения религиозных представлений, в частности, веры в загробное существование души.
Но с точки зрения других авторов, они создавались ещё в дорелигиозный период истории человечества, когда религии предшествовало мировосприятие, в основе которого лежит магия. Захоронения проводились не столько из-за заботы о мертвеце или его душе, сколько из-за страха перед покойником. Этот страх был вызван реальной опасностью, исходящей от гниющего, разлагающегося трупа. Специфика похоронных обрядов предопределялась стремлением предотвратить возвращение мертвеца к живым.
Кремация или ингумация трупов проводилась в целях их изоляции. Тасманийцы дополнительно засыпали могилу камнями, чтобы покойнику труднее было из нее выбраться. Были обнаружены целые кладбища, где скелеты погребённых несли все признаки "повторного убийства". Чаще всего пробивали черепа огромными гвоздями. В доисторической Испании, как и в Поволжье, с их помощью прикрепляли тела умерших к доскам, на которых трупы клали в могилу Австралийские аборигены протыкали копьём дуплистое дерево, служившее гробом, пронзая шею умершего.
Из этих же представлений складывается средневековый обычай вбивания кола в грудную клетку предполагаемого вампира. Забитые гробы наших дней так-же генетически исходят из предупреждения попытки мертвеца покинуть свою могилу. Повсеместно археологи находят захоронения со скорченным положением тел. Исследователями было предложено немало объяснений данного обычая. По-видимому, скорченное положение трупу придавалось в силу связывания его верёвками.
Таким образом, могила являлась своеобразной тюрьмой умершего. Чтобы покойник не отыскал обратной дороги, гренландцы выносили его через окно, а не через дверь, сиамцы - через специально проделанное отверстие в стене, после чего трижды обносили вокруг дома, запутывая умершего. Чуваши бросали вслед траурной процессии раскалённый докрасна камень. В этих же целях покойника выносят из дома ногами вперёд, чтобы он не запомнил обратной дороги. Соблюдаемый по сей день, обряд разбрасывать еловые ветки у жилища умершего создавал препятствие покойнику в виде иголок, которые будут колоть его ступни, если он пожелает вернуться. Якуты и готтентоты вообще покидали дом умершего, давая ему возможность развалиться. Карены разоряли даже целые деревни (каждая смерть вела к тотальному разрушению, не в этом ли причины экономической стагнации отдельных традиционных сообществ?).
Покойник в магических дорелигиозных представлениях древних - это "живой мертвец", у него те же потребности, что и у неумерших людей - в еде, сне и пр. Чтобы предотвратить возвращение мертвеца, требовалось снабдить его всем необходимым. В Померании после погребения оставляли у могилы солому, служившую покойнику для отдыха. Многие народы вместе с мертвецами хоронили пищу и питьё. До сих пор повсеместно распространен обычай оставлять на могиле съестные припасы.
В Конго ежемесячно через специальное отверстие ко рту покойника доставлялось его питание. Чуваши на могиле оставляли не только еду, но и салфетку, чтобы мертвец мог ей утереться. В разных уголках мира существовало поверье, что в определенные дни в году мертвецы собираются к своим прежним жилищам. В эти дни, а также в поминальные дни после смерти устраивались тризны, преследовавшие цель умилостивить покойников. Устраивалось как бы совместное пиршество живых и умерших, и для последних подавались блюда и ставились стулья.
Не случайно в обычное время считалось дурным предзнаменованием, когда на стол ставилась лишняя посуда, что предвещало приход мертвеца. Древние славяне бросали куски пищи, предназначенные покойникам, под стол. Скатерть на ночь оставляли неубранной, давая возможность умершим продолжить трапезу. Все предметы и люди, находившиеся в контакте с покойником, заражались его вредоносным влиянием и сами становились социально опасными.
Поэтому повсеместно был распространен обычай уничтожать вещи, принадлежавшие покойнику (Исходя из этого, теорию К. Маркса об имущественном расслоении в первобытном обществе можно подвергнуть сомнению: имущество не передавалось по наследству, а уничтожалось.) Всякий человек, входивший в контакт с мертвецом (например, помогавший нести его к могиле), считался "нечистым". У маори такие люди подвергались длительной изоляции. У многих других народов требовалось проводить омовение, что сохраняется до сих пор в виде предписания соблюдения гигиенических правил после посещения кладбищ.
Омовению зачастую подвергались не только живые, но и покойник, так как кропление святой водой изгоняло из трупа вредоносные силы. Ношение траурной одежды родственниками умершего первоначально имело целью предостеречь посторонних от контакта с людьми, заражёнными действием трупа, а также предохранить от осквернения повседневную одежду.
Погребальные обряды подверглись существенному изменению после возникновения религии и появления представлений о загробном существовании души. Труп перестал вызывать панический страх: его часто погребали под основанием жилищ и храмов, из черепов создавали амулеты; усыпальницы выдающихся людей и праведников служили местом исцеления паломников, практикуется и поныне прощальный поцелуй умершего. Если прежде покойник являлся человеком этого мира, живым мертвецом, то теперь - существом, попадавшим в иное измерение.
Не случайно погребальные обряды строились по принципу Зазеркалья: правое в мире людей на том свете превращалось в левое и наоборот. Строго следилось, чтобы в доме умершего были завешены зеркала. Коряки при похоронах покойника зимой одевали его в летнюю одежду, а летом - в зимнюю, при этом перчатку левой руки надевали на правую руку, а правую на левую. На Украине онучи умершего завёртывали не на правую сторону, как у живых, а на левую.
В России на покойнике мужского пола одежду застёгивали на левую сторону, как у женщин, а у тех, в свою очередь, на правую. У адыгов вестник смерти против обыкновения держал плётку в левой руке, а поводья - в правой. Если прежде покойника связывали, препятствуя его возвращению, теперь, наоборот, предписывалось устранять с его одежды любые узлы, которые могли бы помешать уходу души в потусторонний мир.
От специфики религиозной доктрины того или иного народа зависело своеобразие выбора мест и способов погребения. В древнем Китае даосские жрецы определяли это посредством специального гадания - "фань-шуй". Согласно Ю. Эволе, культуры феминистской ориентации характеризовал обряд погребения в землю, что символизировало хтонический культ матери - прародительницы, а патриархальной - кремация, устремлённость к небу, выражавшему мужское начало.
Своеобразие понимания технологии воскрешения также предопределяло предпочтения той или иной культуры в пользу кремации или ингумации: там, где существовало представление о физическом восстании мертвецов в день страшного суда, предпочитали закапывать трупы, сохраняя их таким образом до апокалиптических времён; там же, где верили в посмертное путешествие души в небеса, - сжигали, и столбы дыма символизировали отлетевшую душу.
На Мадагаскаре было принято хоронить покойника в пещерах, в Индонезии усыпальницы устраивались на сваях (воздушное погребение), на некоторых островах Океании - на деревьях. Канадские эскимосы хоронили в специальных домах (наземный способ), викинги - в ладье (водный способ). Скифы над ямными захоронениями сооружали курганы, достигавшие 20 м высоты.
Самая большая загадка связана с пирамидальными погребальными сооружениями, которые получили распространение не только в древнем Египте, но и в доколумбовой Америке. Существует теория, рассматривающая пирамиды как "Каменную библию", в них якобы сконцентрированы и зашифрованы все возможные математические и астрономические величины, число л, цифровое выражение расстояния до Солнца, радиус, объём, плотность и удельный вес Земли, периоды вращения планет, длина их орбит, продолжительность мужских и женских циклов, пиковая точка на возрастной шкале представителей обоих полов и т.п.
Не ясно, кто и как сооружал "великие египетские пирамиды", поскольку каменоломни находились далеко, камня на строительство одной пирамиды Хеопса ушло 6 млн 500 тыс. тонн (достаточно, чтобы окружить такую страну, как Франция, стеной высотой 3 м и толщиной 30 см), и, таким образом, мышечной силы всего населения Египта не хватило бы на сооружение такой постройки (к тому же древние египтяне не знали колеса).
Важное значение имел материал, используемый при изготовлении гробниц: деревянные гробы символизировали связь с "мировым деревом", каменный склеп - с "мировым яйцом" (оба знака олицетворяли собой устройство мироздания). Связью с первым из них объясняется обычай пропитки скелета покойного смолой, помещение между костными останками прутьев (человеческий микрокосмос тождествен макрокосмосу, скелет человека - миниатюрная модель мирового дерева).
Вместе с тем дерево воплощало идею жизни. К этому представлению восходит обычай воздвижения на могиле столбов, которые ассоциируются с подпоркой оси жилища, с осью мироздания, с умершими отцами. Часто в виде такого столба возводили фаллические сооружения, что служило выражением мысли о победе жизнеутверждающего начала, генетическом соединении эроса и танатоса. Поэтому в погребальных сооружениях были распространены изображения с сюжетами любовной тематики. В отдельных случаях, при осуществлении погребальных обрядов, дело доходило до совершения некрофилийских действий.
Другим распространённым сюжетом погребальных рисунков было изображение орла, побеждающего змею. Орел представлял небо, змея - землю, победа небес означала преодоление смерти. Иногда на дне погребальных катакомб рисовали ступни человеческих ног, что имитировало покидание могилы душой покойника.
"Матрешечная" форма гробниц (когда несколько гробов вкладываются один в другой) свидетельствовала о сложности учения о душе: на каждую её часть приходилось по гробу. Так, к примеру, хоронили египетских фараонов - в саркофагах из серебра, чёрного гранита и известняка, так же был погребён вождь гуннов Аттила - в золотом, серебряном и железном гробах. Отсюда же проистекает обряд поэтапного поминовения: 3-й, 9-й и 40-й день приходились на гибель одной из составных частей души (Ах, Ка и Ба у египтян).
В мифологической интерпретации переход души в сферу иной жизни был представлен как преодоление некого рубежа. В древнем Египте кульминацией погребального обряда являлась переправа покойника на ладье через Нил. Около ног мумии помещалась "Книга мертвых", чтобы покойник не заблудился в потустороннем мире.
В Греции умершему клали в рот монету (обол), служившую платой для Харона, перевозчика душ умерших в царство Аида через реку Стикс, а в гроб клали медовый пирог, предназначенный для Цербера - собаки Харона. Традиционно небесным божествам приносилось нечетное число жертв, подземным - четное: отсюда происходит обычай приносить на могилу четное количество цветов.
Загробное существование души являлось проекцией земной жизни тела, и потому требовалось обеспечить умершего всем необходимым для пребывания в ином мире. В Китае до недавнего времени считалось одним из лучших проявлений сыновней почтительности подарить своему родителю гроб. Обеспокоенные достойным посмертным существованием, повсеместно люди сами воздвигали свои будущие гробницы, порою начиная подобное строительство еще в юном возрасте, а иногда посвящая этому всю свою земную жизнь.
Более того, поскольку жизнь на земле расценивалась лишь как подготовка к вечной жизни за гробом, богатства, сосредоточенные в погребениях, зачастую превосходили совокупность тех благ, которыми человек пользовался до смерти. В Египте даже гробы бедняков были сооружены из черного дерева, обиты листовым золотом.
Естественно, памятники погребальной культуры могут служить одним из лучших источников, свидетельствующих о социальной дифференциации того или иного сообщества. Классическую иллюстрацию процветания верховной теократической власти в древних цивилизациях представляет усыпальница китайского императора Цинь Ши Хуана, над сооружением которой трудилось более 700 тыс. преступников, осужденных на кастрацию и каторжные работы.
Внутри захоронения были сооружены ртутные реки и озера, парки из каменных и нефритовых деревьев с золотыми и серебряными животными, уникальный скульптурный паноптикум (точная портретная копия каждого воина императорской армии) из одного миллиона статуй, составлявших свиту монарха.
Чтобы предотвратить разорение могилы, наиболее богатые погребения скрывались. В египетских пирамидах устраивались многочисленные ложные ходы и ловушки, смертельные для грабителей. По сей день существуют легенды о мести фараонов посетителям пирамид, которые во многих случаях действительно в скором времени умирали. Вождя гуннов Аттилу похоронили, отведя русло реки, а затем вернув его на прежнее место. С целью предупреждения разглашения все участники его погребения были перебиты.
Над могильным курганом Чингисхана прогнали табун лошадей, уничтожив таким образом следы захоронения. Территорию пастбища вокруг его погребения, площадь которой составляла около 240 км", на протяжении 700 лет охранял род Дархац, пока в первой половине XX века не был насильственно переселен. Средневековое предсказание гласило, что когда будет потревожен прах "содрогателя мира" Тамерлана, его дух вызовет великую войну.
Гробницу Тимура вскрыли 19 июня 1941 года, советский антрополог М.М. Герасимов реконструировал его внешний облик по костным останкам, и только в 1943 году закрыли усыпальницу. Кроме имущества, с покойником хоронили его рабов, слуг, жен, предназначенных служить ему и после смерти. Так, при погребении Цинь Ши Хуана с ним было захоронено около 3 тыс. девушек, предполагаемых на роль наложниц. В Индии по сей день "доброй женой" считается вдова, восходящая на погребальный костер вслед за умершим мужем, в противном случае она подвергается общественному порицанию.
Действия русской княгини Ольги, принявшей христианство, возможно интерпретировать как нежелание уйти из жизни вслед за супругом Игорем, что следовало языческой традиции. У некоторых народов существовало представление, что все убитые воином в земной жизни будут служить ему после смерти. Для реализации этой цели у американских аборигенов был распространен обычай охоты за скальпами, которые развешивались над могилой и обозначали количество душ, предназначенных за гробом быть рабами покойного.
При похоронах монгольских ханов убивали каждого встречного по пути шествия погребальной процессии. Считалось, что убитые составят свиту умершего владыки. Впоследствии обряд человеческих жертв на похоронах трансформировался: в Китае вместо убитых слуг клали таблички с их именами, в Японии - глиняные статуэтки, у никобарцев жену покойного на погребальном костре мог заменить её отрубленный мизинец.
Исходя из воззрений того или иного народа в области сакральной географии определялось положение тела в могиле. За редким исключением оно соответствовало оси восток - запад, что ассоциировалось с восходом и закатом солнца, с рождением и смертью. В одних случаях обращали покойника лицом к востоку (например, афиняне или тунгусы; последние к тому же над могильным холмом воздвигали статую, обращенную к восходящему солнцу), в других - головой (например, перуанцы или айны), но везде способ трупоположения выражал идею воскрешения.
Скорченное положение покойника символизировало реинкарнацию, возвращение к зародышевому состоянию посредством перерождения, выпрямленное - победу жизни над смертью. Трупоположение на правом или левом боку определялось тем, что левая сторона выражала хтонические силы, а правая - небесные.
Кроме того, у древних арийцев правое было мужским направлением, левое - женским, и поэтому представителей разных полов располагали в могиле неодинаково, а в соответствии с данным пониманием. Уникальной являлась форма трупоположения у жителей Малой Азии - гурулийцев, опускавших мертвецов в могильные ямы в вертикальном положении вниз головой. Вниз лицом хоронили колдунов, что препятствовало их возрождению, а также иногда рабов.
Одной из наиболее сложных форм обработки покойника являлась мумификация, осуществляемая не только в Египте. Согласно египетской мифологии, первой мумией явились собранные Исидой останки убитого Сетом бога Осириса, от которого она зачала ребенка - Гора. Для проведения бальзамирования по первому классу уходило более 70 дней и требовалось как минимум 15 различных веществ: пчелиный воск, кассия, корица, можжевеловое масло, ливанский кедр, камедь, хна, ягоды можжевельника, лук, пальмовое вино, всевозможные смолы, древесные опилки, вар, гудрон и натрон. Внутренние органы удалялись, обрабатывались и погребались в специальных сосудах - канопах. Смысл мумификации заключался в том, что, согласно воззрениям древних, человек продолжает жить, пока его телесная оболочка не подверглась распаду.
Даже в древней Руси, когда определяли вопрос о канонизации того или иного святого, вскрывали останки - если они сохранялись нетленными, тогда канонизация проводилась, в противном случае это было проблематично. А основное русское дохристианское население именовалось смердами, т.е. смертными, смердящими, так как они не являлись святыми и их тела подвергались разложению после смерти. Известен интерес большевиков к оккультным наукам, в частности к эзотерическим знаниям египетской цивилизации, поэтому, возможно, метафоры "Ленин жив", "Ленин и теперь живее всех живых" заключали в себе действительную веру в сохранение жизни вождя, пока его тело продолжает существовать.
Иногда черепа покойников подвергали деформации с целью придать им яйцеподобную форму, что должно было символизировать "мировое яйцо" - основу мироздания. Имелись случаи, когда между бровями умершего проделывали отверстие, которое выполняло функцию "третьего глаза", а также пути, через который душа покидала тело. При совершении ритуального убийства практиковалось искусственное конструирование скелета погребаемого, например соединялись кости мужского и женского организмов.
Посмертное индивидуальное бытие души достигалось в случае сохранения лица умершего. Для этой цели на покойников накладывались погребальные маски, являвшиеся слепком лица погребённого. Маски создавались даже в случаях кремации, в древнем Риме они хранились и почитались как олицетворение человека. Особенно важным атрибутом являлись глазные накладки, так как воскрешение связывалось с "открытием глаз", как бы пробуждением ото сна.
Повсеместно трупы покрывались сажей и охрой. В религиозной цветовой семантике чёрный цвет являлся воплощением загробного мира, красный - его преодолением. Охра могла наделяться значением огня, жизни, избранничества, крови, в целом выражая идею воскрешения. В ведической литературе сложился образ "смерти в красных одеждах", в языческой Руси устраивался красный погребальный шатёр. Не случайно по сей день гробы покрываются красной обивкой.
Иногда охра заменялась кровью (вернее, кровь заменялась охрой). Имелись случаи применения мелового покрытия трупов, что рассматривалось как очищение, освобождение от скверны, возможно, от болезни, приведшей к смерти. Кроме того, мел почитался как символ ритуальной смерти.
Переворот в танатологии произошёл с утверждением дуалистического и монотеистического мировоззрения. Царство духа стало восприниматься как антитеза царству материи, а потому обряд погребения с умершим бренных богатств этого мира оказался лишённым смысла, так как в рай их перенести невозможно. Более того, за гробом осуществлялось обратное воздаяние: бедные и униженные вознаграждались, а спасение души богатых являлось весьма проблематичным обстоятельством.
В зороастризме трупы запрещалось сжигать, закапывать, топить, поскольку в этих случаях происходило бы осквернение мёртвой материей стихий огня, земли и воды. Поэтому либо покойников предавали земле, покрыв восковой оболочкой, что предохраняло от соприкосновения со стихией земли, либо оставляли в пустынном месте на растерзание питающимся падалью животным. В близком зороастризму маздеистском вероучении трупы оставлялись на особых похоронных башнях - дакмах, позднее прозванных "башнями молчания", где они служили пищей стервятников.
В ламаизме мертвецов также отдают на съедение животным, но объясняют данный обряд не идеей предохранения от осквернения, а соображениями гуманности: и после смерти бесполезное тело могло принести какую-либо пользу , в частности быть пищей для братьев меньших. Даже в раннем христианстве последователи этого учения призывали отдать их тела на растерзание псам, полагая, что воскрешение связано не с магической практикой людей, а заключено целиком в силе божьей. В классическом иудаизме отвергалось загробное существование души: "из праха человек возник, в прах он и вернется". Поэтому иудейская традиция требовала хоронить покойника как можно быстрее.
Предписывается избегать какой бы то ни было роскоши, что определяется представлением о равенстве людей перед лицом смерти и окончательной их гибелью за гробовой доской. Глубокий траур по покойному, "шива", проистекает из веры в окончательную смерть человека, тогда как в других религиях смерть есть начало нового периода жизни и траурные обряды несут иную смысловую нагрузку В отличие от иудаизма, в буддистских представлениях вслед за смертью следует очередное перерождение души.
Жизнь есть страдания, и потому задача человека - освободиться от цепи перерождений, добиться не бессмертия, к чему стремились в Европе, а вечной смерти - "нирваны". Исходя из этого буддистские святые и жизнь превращают в часть погребального действа: одеваются в погребальные пелены, проживают на кладбищах и т.п. Следствием доктрины о "сансаре" в Индии является специфический похо-РОННЫЙ ритуал в общине евнухов: похороны осуществляются только ночью, труп везут к месту кремации в вертикальном положении, перед сожжением он подвергается оплёвыванию и брани, направленной в его адрес. Смысл обряда заключается в стремлении отбить у души желание при реинкарнации снова воплотиться в тело представителя касты неприкасаемых.
Согласно индийской религиозной философии, "пуруша" - духовная субстанция пребывает в плену у "пракрита" - материальной субстанции, и задача её - освободиться от власти последней, достичь "нирваны", т.е. вселенской пустоты. Поэтому в Индии традиционно практиковался обряд кремации как уничтожение материальных оков и освобождение души. После сожжения останки развеиваются над священными водами Ганга или Инда, что является вернейшим путём к нирване.
По предписаниям Мухаммеда, при захоронениях мусульман также не допускалось погребать предметы роскоши, а могилы должны были быть доступны ветру, дождю и снегу (Кости умерших, омытые живительным божественным дождём, который прольётся во время, непосредственно предшествующее Страшному суду, снова обрастут мясом.) Вопреки этому в исламской культуре мавзолеи знати стали концентрированным выражением материального богатства.
После смерти тело усопшего несли по направлению к Мекке, и погребальное сооружение устраивали на том месте, где похоронную процессию заставал закат солнца. В шествии могли принимать участие только мужчины. Умершего пеленали в черно-красный саван, оставляли в сидячем положении, лицом, обращённым в сторону Мекки. После осуществления захоронения у могилы оставался мулла (как правило, до восхода солнца; при погребении знати он часто становился пожизненным хранителем мавзолея).
В его задачу входило чтение молитв и подсказка верных ответов покойнику, когда к тому явятся два ангела -Мункар и Накир, опрашивающие умершего о степени праведности проведённой им жизни (верующих они оставляют в покое, неверных избивают столько времени, сколько предписывает им Аллах). На поминальной трапезе мужчины и женщины собирались отдельно; допускалось употребление только чая, халвы и сахара (такие трапезы устраивались каждый четверг до сорокового дня, а иногда и в течение года после смерти).
В христианской культуре могила символизировала Голгофу; покойник - погребённого здесь "ветхого человека" Адама, над которым возвышался крест, распятие "нового Адама" - Христа, искупающего своей кровью первородный грех. Лицо умершего должно быть обращено на крест и сориентировано на восток, также как алтарь в христианском храме, ибо восходящее солнце ассоциировалось с Христом, а Восток - с идеей возрождения жизни.
По этой же причине захоронение производили в первую половину дня, т.е. в период, когда солнце устремлено к восхождению, а не к закату. Правая сторона считалась стороной ангельской, а левая - дьявольской, и потому не случайно при шествии погребальной процессии допускались повороты только направо.
По православному канону глаза покойника должны быть закрыты, уста сомкнуты, руки сложены на груди крестообразно, в правую руку вкладывается иконка Спасителя или Распятие, на лоб возлагается бумажный венчик с надписью "Снятый Боже, Святый крепкий, Снятый бессмертный, помилуй нас" с изображением Христа в центре, Богородицы и Иоанна Крестителя по бокам (венчик возлагается в предзнаменование того венца, выдаваемого по совершению христианского подвига и соблюдению веры, о котором говорил апостол Павел), по четырём сторонам гроба ставятся светильники или свечи, тело усопшего крестообразно посыпается землёй (что соответствует библейскому указанию "Земля еси и в землю отыдеши").
На поминках к столу подавалась кутья (коливо), которая прежде делалась из варёной пшеницы и раскладывалась по телу покойника. Впоследствии она изготовлялась из риса и изюма, подслащенных мёдом. Семантика данной пищи находит следующее объяснение: мёд символизирует небесную сладость, зерно - воскрешение, изюм - увядшую жизнь (при Христовом пришествии изюм снова превратится в виноград). Блины, подаваемые на поминальной трапезе, являлись обозначением Солнца, которое, как уже говорилось, выражало идею преодоления смерти. Другими атрибутами поминального застолья служили кисель и молоко, младенческая пища подводила к мысли о рождении человека для новой жизни за гробом. Ввиду этого ещё ранние христиане именовали дни смерти днями рождения.
Смерть в христианстве являлась не окончательной гибелью, как в иудаизме, а вратами к вечной жизни. Поэтому таинство смерти ассоциировалось с таинством брака, так как её христианское понимание заключало в себе жизнеутверждающую доктрину. У восточнославянских народов существовал обычай хоронить умершего в той же одежде, в которой он венчался. В случае смерти человека, не состоявшего в браке, покойника наряжали как на свадьбу и во время похорон имитировали свадебный обряд. До сих пор поверх одежды покойника постилается белый покров или саван, напоминающий о белой одежде при крещении и вступлении в брак.
Некоторым категориям населения отказывалось в праве быть погребенным по православному обычаю: как, например, самоубийцам или на Руси в допетровские времена - мужчинам, стригущим бороду, и женщинам - косу (считалось, что за бороду и за косу Бог вытащит человека в рай). Вопреки христианской танатологии, многие языческие погребальные обычаи перешли в христианство. В русских захоронениях периода двоеверия можно обнаружить амулеты в виде медвежьих клыков, оружия и т.п.
Классическим пережитком древней магической практики, сохранившейся и в католической, и в православной культурах, является приношение яств на могилу умерших. В России покойник снабжается даже водкой, что всегда весьма удивляло иностранных наблюдателей. После смерти французского короля Людовика XVI в течение сорока дней после погребения, пока его восковое изображение было выставлено во дворце, придворные продолжали приносить ему пищу, как и при жизни, строго соблюдая установленный дворцовый этикет.
С эпохи классицизма начался процесс десакрализации погребальной культуры. Первоначально это выразилось в появлении эпитафий, которые, пусть даже написанные в форме имени погребённого, для христианской танатологии были противоестественны и лишены смысла. Человек в христианстве бессмертен не потому, что его помнят люди, а потому, что его помнит Бог, который не нуждается в опознавательных табличках. Поэтому на средневековых надгробиях имена, как правило, не указывались.
Вслед за именами появились поэтические и прозаические размышления о смысле жизни и о судьбе покойного, происхождение которых было не религиозным, а гражданским, как обращение к живущим, что возрождало традицию древнеримских погребений. На данные тенденции указывал Г.К. Честертон: "Гробница знатнейшего из знатных поистине народна, ибо создана для того, чтобы на неё смотрели... Эпитафия на церковной стене предназначена для толпы, как и предвыборный плакат".
Смерть перестает быть началом новой жизни, и потому могила из ворот в иной мир превращается в музейное сооружение, используемое в назидательных целях. В дальнейшем погребения облекаются в классические римские одежды, возникают родовые усыпальницы, в качестве надгробий возводятся не кресты, а античные колонны, вазы, скульптуры, распространяется обычай надгробных речей и гражданской панихиды. Широкое распространение получили военные похоронные обряды: почетный караул, салют, транспортировка гроба до кладбища на оружейном лафете и т.п.
Христианская танатология отвергала обряд кремации: "Если предание земле тел вселяет и укрепляет христианскую веру в воскресение, то сожжение умерших легко роднится с антихристианским учением о небытии". На Западе еще Карл Великий рескриптом от 785 года запретил сожжение умерших под угрозой смертной казни ослушавшихся.
Но начиная со второй четверти XIX века многие ученые и общественные деятели стали высказываться в пользу возрождения кремационной практики: филолог Я. Гримм (один из братьев Гримм) обосновал это эстетическими преимуществами, которые он обнаруживал в кремации, философ Я. Молешотт - экономическими соображениями, врач Трузон - гигиеническими. Наконец, в 1874 году была образована Международная федерация кремации, а в 1963 году Ватикан специальным эдиктом разрешил католикам осуществление погребального обряда данным способом. В нашей стране десакрализация погребальной культуры была легализована Декретом Совнаркома РСФСР "О кладбищах и похоронах" от 7 декабря 1918 года.
В современную эпоху погребальная десакрализация достигла своего апогея. Классический пример - похоронная церемония, созданная японским бизнесменом К. Саито, превратившим погребальный обряд в эстрадное шоу: 700-метровый зал, прожектора, искусственный туман, лазерные пушки и туннель и, наконец, кафе-бар. Другая японская фирма ритуальных услуг предлагает клиентам организацию похорон с использованием видеокассет. Третья ввела в эксплуатацию "дворец погребений" с применением "межгалактических представлений" - нечто среднее между планетарием и концертом.
Выставочное использование останков вождя мирового пролетариата не является уникальным для современного мира: на Западе в среде истеблишмента получил распространение обычай помещать своих близких после смерти в стеклянные, визуально доступные усыпальницы. Стоимость номенклатурных гробов отдельных представителей советской правящей элиты достигала 6 тыс. долларов, а захоронения нынешних российских авторитетов стоят существенно выше.
Философия сциентизма, вера в потенциальные возможности науки решить проблему бессмертия и воскрешения мёртвых привела к созданию гробниц, частью конструкции которых является химический холодильник, препятствующий разложению останков покойника.
В истории XX века имели место попытки создания некой квазирелигиозной погребальной культуры. К ним можно отнести организацию некрополя у Кремлёвской стены и захоронение героев гражданской и Великой Отечественной войн на центральных площадях советских городов (во всех иных традициях покойников стремились поместить на окраинах или за пределами городов).
В национал-социалистской Германии Гиммлером в средневековом замке Вевельсбург была создана усыпальница для лидеров СС с эзотерической символикой, разработанной в ведомстве "Ананэрбе". Обряд кремации включал в себя сожжение гербов умерших, дым поднимался к небесам по специальным отверстиям строго вертикально.
Мы стоим, по-видимому, на пороге революционных изменений в области погребальной культуры: будут ли они нести тенденцию утилитаризации или обретут некую новую религиозную основу - покажет время.
_________________ Написать ко мне по любым вопросам вы можете на:Моя почта: [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Мой Ватсап и Телеграм: +380681961634 | |
| | | | История похоронного обряда | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |