Уважаемые форумчане!!!Внимание! Важная информация для РЕГИСТРАЦИИ на форуме:
Пожалуйста, не регистрируйтесь на этом форуме с электронными адресами mail.ru, bk.ru, inbox.ru, list.ru - вам могут не приходить письма с форума!
Вы можете воспользоваться адресами типа yandex.ru, rambler.ru, gmail.com и т.д.
ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ЧЕРНАЯ И БЕЛАЯ МАГИЯ
Уважаемые форумчане!!!Внимание! Важная информация для РЕГИСТРАЦИИ на форуме:
Пожалуйста, не регистрируйтесь на этом форуме с электронными адресами mail.ru, bk.ru, inbox.ru, list.ru - вам могут не приходить письма с форума!
Вы можете воспользоваться адресами типа yandex.ru, rambler.ru, gmail.com и т.д.
ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ЧЕРНАЯ И БЕЛАЯ МАГИЯ
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
УВАЖАЕМЫЕ ФОРУМЧАНЕ И ГОСТИ ФОРУМА!!!НАШ ПРОЕКТ «ЧЕРНАЯ И БЕЛАЯ МАГИЯ» ПРИГЛАШАЕТ ЖЕЛАЮЩИХ НА ОБУЧЕНИЕ В НАШИ ШКОЛЫ, КУРСЫ, ПРАКТИКУМЫ, МАСТЕР-КЛАССЫ, СЕМИНАРЫ. А ТАКЖЕ В НАШЕМ ПРОЕКТЕ НА ПОСТОЯННОЙ ОСНОВЕ ВЕДУТ ПРИЕМЫ И КОНСУЛЬТАЦИИ- ПРАКТИКУЮЩИЕ МАСТЕРА. ПРОВОДЯТСЯ ДИАГНОСТИКИ РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЙ И СОСТОЯНИЙ, ОКАЗЫВАЮТСЯ УСЛУГИ ПО РЕШЕНИЮ ВАШИХ ПРОБЛЕМ.
ЗАКОН САМОСОЗНАНИЯ, ЧТО ЭТО - И ДЛЯ ЧЕГО ЭТО НУЖНО МАГУ?
Что такое самосознание в философии и психологии. Особенности подросткового самосознания. Виды нарушений
Один из законов магии гласит - Маг, не имеющий знания о себе, не сможет получить знание о других существах и объектах. В первую очередь познай себя. Чем больше ты познаешь себя, тем лучше ты познаешь окружающий Тебя мир и сильнее сможешь влиять на него. Т.е. ты познаешь мир через себя, а мир познает тебя через себя. Вот такие эмпатические закономерности. Я являюсь частью мира, а мир является частью меня. Где мир - это внешняя среда, а я - это Я.
Как вы отличаете себя от других людей и предметов, понимаете, что вы это вы? Что ваши эмоции и поведение именно ваши, а не чьи-то и т.д.? Все это происходит, благодаря самосознанию. Что это такое и зачем оно нам – узнаете ниже.
ЧТО ТАКОЕ САМОСОЗНАНИЕ
Простыми словами самосознание – это ясное понимание того, что я являюсь отдельной личностью. Для этого мне приходится постоянно направлять свое внимание внутрь себя, благодаря чему я знаю свои потребности, мечты, желания. Осознаю собственные привычки, черты характера, способы реагирования на окружающий мир. Слышу свои ощущения и эмоции. Я – это я, и никто вместо меня мной быть не может.
Например, это у меня сейчас чешется нос и урчит в животе. Это я радуюсь первому снегу и терпеть не могу осень. И это я люблю пирожки с картошкой и черешню. Также я изучаю, контролирую, оцениваю, трансформирую свою деятельность посредством индивидуальных мотивов. И все это бесконечный процесс, так как человеческая психика находится в постоянном движении.
Итак, самосознание – это сознание себя как личности с уникальным мировоззрением, ценностями, стремлениями, самооценкой и т.д. В этом процессе формируется «Я-образ» или «Я-концепция» – представление человека о себе, конкретный образ себя.
Понятие индивидуального самосознания применяемо к каждому индивиду. Однако этот же феномен можно наблюдать в рамках целой общности, этнической группы.
В социальных науках его называют национальное самосознание – это совокупность традиций, история, идеологический характер, культура, стереотипы, представления нации. Основная функция явления – создание единства между людьми, живущими бок о бок.
Исследование самосознания в философии началось со времен Сократа, для которого этот процесс был тесно связан с самопознанием (он ставил между ними равенство). Кант считал, что самосознание определяется доопытными структурами (априорно).
На сегодняшний день совокупность старых и новых взглядов в отношении самосознания можно условно разделились на два лагеря:
* одни определяют это явление как часть сознания, рождающееся вместе с человеком и с ним умирающее. Это любое самоотражение индивида в виде эмоций, ощущений, мыслей и т.д.
* вторые утверждают, что основой самосознания является рефлексия, обусловленная способностью мыслить и получать продукты своего мышления – знания. С этой точки зрения, способность сознавать себя есть высшая форма проявления сознания и существует она только у взрослых.
САМОСОЗНАНИЕ В ПСИХОЛОГИИ
С точки зрения психологии способность осознавать себя не является врожденной. Она формируется вместе с физическим и психическим развитием ребенка. Этот процесс тесно связан с воспитанием, влиянием авторитетных взрослых, взаимодействием со сверстниками, обучением и т.д...
Другими словами, самосознание развивается в контакте с миром. Ведь именно через соприкосновение с ним индивид получает знание о том, кто он есть в данный момент времени и в общем. Мы считываем реакции окружающих и свои на них.
Представьте ребенка, который постоянно что-то рисует. Его хвалят, говорят, какой он молодец. Если подобная реакция на его творчество повторяется многократно, в голове юного художника формируется знание о себе «я люблю рисовать, у меня замечательно это выходит. А еще мне приятно получать похвалу». А кем будет осознавать себя взрослый человек, которому все детство твердили, что руки у него ни с того места растут и голова дырявая?
РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ
Итак, рассмотрим 4 этапа развития самосознания:
1. до 1 года у ребенка формируется его телесное «Я». Он активно изучает свои части тела, а примерно с 9 месяцев начинает узнавать себя в зеркале, улыбаться собственному отражению;
2. к трем годам малыш осознает себя деятелем. Этот период еще называют «Я сам» (кризис 3-х лет). Дети активно капризничают и хотят все делать самостоятельно. Важно не мешать им, так как именно в этом возрасте в самосознание должна заложиться установка «Я могу, я делаю, я справляюсь», уверенность в собственных силах;
3. считается, что к 7-ми годам формируется самооценка;
4. подросток – активно ищет себя, свои индивидуальные стили общения. Этот этап оканчивается формированием личных ценностей, опираясь на которые человек будет оценивать мир в дальнейшем.
ФУНКЦИИ
Для чего человеку нужно самосознание? Оно выполняет 3 важных функции:
1. с его помощью мы познаем себя – кто я, что я, какой я, зачем я делаю это и т.д.;
2. в свою очередь, самопознание дает нам возможность управлять своим поведением;
3. формируется эмоционально-ценностное отношение к себе.
Если объединить эти 3 пункта, можно сказать, что способность осознавать себя нужна нам для понимания своей внутренней деятельности и того, как она влияет на внешнее взаимодействие.
Опираясь на эти знания, мы можем делать свое существование максимально комфортным и развиваться как вид (здесь мне мерещится природный умысел).
КРИТЕРИИ
Что конкретно из психической деятельности есть самосознание? В психологии это явление подтверждается следующими критериями:
* выделение себя из среды как отдельной единицы – я автономный субъект;
* я активен и могу управлять своей активностью;
* рефлексия – я могу замечать и анализировать внутренние переживания;
* я могу осознавать себя через другого человека. В других я замечаю все то, что есть во мне (осознаю я это или нет).
Большое количество внешних и внутренних трансформаций происходит именно в подростковом возрасте. Эти изменения активно влияют на становление «Я-концепции» личности (представления о себе). Особенности самосознания личности в подростковом возрасте отражают два пункта:
1. заметно меняется физиология – перестройка гормонального фона приводит к тому, что девочки «округляются», становясь женственными. Мальчики резко идут в рост, ломается голос, появляется растительность на теле. Дети внешне вдруг становятся похожими на взрослых. А как это осознать и принять еще «вчерашнему ребенку»? Это огромный стресс для всего организма;
2. первый пункт влечет за собой ментальные изменения. С точки зрения психологии подростковый возраст нужен ребенку, чтобы психически отделиться от родителей, почувствовать себя взрослым и автономным (сепарация). Это сложно и часто больно, так как процесс отделения вынуждает искать понимания кто я такой, каково мое место под солнцем, по каким правилам я хочу жить и на какие ценности опираться (помните блок «Развитие»?) И все это в рамках национального самосознания. Подросток вынужден формировать свою внутреннюю опору, как птенец, вылетающий из гнезда, должен научиться использовать собственные крылья.
Огромную роль в этот период играет самооценка, которая, как уже было сказано, формируется до 7 лет.
Дети с негативным самовосприятием не верят в свои силы, не хотят взрослеть (неосознанно, конечно). Им страшнее других. Отсюда часто вытекает неприятие себя, своего нового тела, подростковая депрессия, проблемы с учебой, знакомство с химическими веществами в плохих компаниях и другие трудности.
И, наоборот. Адекватная позитивная самооценка дает ребенку возможность быть активным, заинтересованным в жизни, увлекающимся и стремящимся познавать себя и мир. Он не боится пробовать что-то новое, не разрушается от ошибок. Он старается самоутвердиться.
НАРУШЕНИЕ САМОСОЗНАНИЯ
В основе нарушений самосознания лежат психологические и/или физиологические причины (психические расстройства, травмы головного мозга врожденные или приобретенные). Выделяют 4 вида нарушений:
1. деперсонализация (от лат. «отсутствие личности») – человек как будто теряет себя, свое «Я». Воспринимает происходящее с ним как происходящее с кем-то другим. Ощущения, мысли, эмоции становятся «чужими», а потому недоступными и неконтролируемыми. Люди с деперсонализацией наблюдают за своей психической деятельностью со стороны, ощущая внутри себя лишь пустоту;
2. расщепление личностного ядра на две и более персоны, отрицающих друг друга. Посмотрите «Сплит» – фильм, снятый на реальных событиях о человеке, в голове которого существовали 23 разных личности;
3. нарушение телесной идентификации – человек не узнает свое отражение в зеркале, а части тела кажутся чужими. Например, люди жалуются, что руки или ноги как будто живут своей жизнью;
4. дереализация – нарушается не только самосознание личности, но и ощущение реальности. Например, трава кажется искусственной, а дома из пластилина, искажаются запахи, время течет нереально быстро или медленно и т.д. Все вокруг ненастоящее, ненатуральное. И напоследок. Самосознание имеет разные степени проявления. Чем более явно осознает себя индивид, тем больше у него возможностей меняться, заодно меняя свою реальность.
Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)
_________________ Написать ко мне по любым вопросам вы можете на:
Моя почта: [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Мой Ватсап и Телеграм : +77013281955 (пожалуйста, НЕ звоните без предварительной договоренности)