Уважаемые форумчане!!!Внимание! Важная информация для РЕГИСТРАЦИИ на форуме:
Пожалуйста, не регистрируйтесь на этом форуме с электронными адресами mail.ru, bk.ru, inbox.ru, list.ru - вам могут не приходить письма с форума!
Вы можете воспользоваться адресами типа yandex.ru, rambler.ru, gmail.com и т.д.
ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ЧЕРНАЯ И БЕЛАЯ МАГИЯ
Уважаемые форумчане!!!Внимание! Важная информация для РЕГИСТРАЦИИ на форуме:
Пожалуйста, не регистрируйтесь на этом форуме с электронными адресами mail.ru, bk.ru, inbox.ru, list.ru - вам могут не приходить письма с форума!
Вы можете воспользоваться адресами типа yandex.ru, rambler.ru, gmail.com и т.д.
ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ЧЕРНАЯ И БЕЛАЯ МАГИЯ
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
УВАЖАЕМЫЕ ФОРУМЧАНЕ И ГОСТИ ФОРУМА!!!НАШ ПРОЕКТ «ЧЕРНАЯ И БЕЛАЯ МАГИЯ» ПРИГЛАШАЕТ ЖЕЛАЮЩИХ НА ОБУЧЕНИЕ В НАШИ ШКОЛЫ, КУРСЫ, ПРАКТИКУМЫ, МАСТЕР-КЛАССЫ, СЕМИНАРЫ. А ТАКЖЕ В НАШЕМ ПРОЕКТЕ НА ПОСТОЯННОЙ ОСНОВЕ ВЕДУТ ПРИЕМЫ И КОНСУЛЬТАЦИИ- ПРАКТИКУЮЩИЕ МАСТЕРА. ПРОВОДЯТСЯ ДИАГНОСТИКИ РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЙ И СОСТОЯНИЙ, ОКАЗЫВАЮТСЯ УСЛУГИ ПО РЕШЕНИЮ ВАШИХ ПРОБЛЕМ.
Тема: СНОВИДЕНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ. 29.11.22 17:37
СНОВИДЕНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ. [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Сновидение - это естественный, природный феномен, не больше и не меньше, наша задача в том чтобы понять этот феномен как он есть, а не приписывать ему стремление что то скрыть.
Хорошим аргументом в пользу идей Юнга является знаковая ошибка Фрейда - Фрейд был убежден что человеку не может присниться инцест буквально - цензор не позволит, однако мы знаем множество примеров когда это происходит, и сновидение не только не настроено щадить хрупкие чувства сновидца, но как будто нарочно стремиться шокировать их как можно более сокрушительно.
Но что же нам нужно сделать чтобы понять сон? На самом деле все очень просто. Нам необходимо расширить его контекст, его смысловое поле. Процедура анализа сна по Юнгу отличается в двух моментах. Во первых, никакой кушетки. Если Фрейд полагал регрессию обязательным условием, для Юнга, познание бессознательного должно было стать совместной работой двух равных субъектов сидящих на креслах друг напротив друга и открыто смотрящих друг на друга. Дело в том, что Юнгу не было нужды обманывать "цензуру", создавая иллюзию отсутствия наблюдателя, напротив, для успеха, были необходимы все сознательные и волевые ресурсы клиента. Но более важным является второе отличие. Анализируя сон по Юнгу, мы не уходим от образов самого сна в далекое бессистемное плавание, но постоянно вращаемся вокруг заданных образов стремясь раскрыть как можно больше ассоциаций и значений.
Сон не только не стремиться ничего скрыть, напротив, сон хочет быть понят, потому по большому счету, все что нужно для понимания сна, есть уже в самом сне, только необходимо научиться видеть это.
Беседуя таким образом (неважно с аналитиком или проделывая работу кругового обхождения самостоятельно) мы постепенно формируем большое поле смыслов вокруг образа сновидения, и в один прекрасный момент чувствуем что очередная ассоциация нечто "цепляет". Это цепляющее значение может прийти как вспышка осознания, облегчение, и даже сопровождаться ощущением вибрации в теле словно освободилась некоторая энергия. В конечном счете, аналитик может предложить поиграть в игру и представить себя на месте образа из сновидения, поговорив от его имени. Порой именно эта техника оказывается наиболее действенной и целительной - начав как игру, человек вдруг ловит себя на мысли что сказал нечто о чем до этого даже не подозревал и что является объяснением.
Постепенно, работая со сновидением, мы расширяем смысловое поле каждого символа и то что до этого мерцало где то вдали, становится близким светом.
Более того, может показаться что мы проанализировали символ когда нашли некое одно нужное значение, в то время как на самом деле все гораздо сложнее. На самом деле, ни одно значение не тождественно символу. Символ потому и есть символ, что изначально обладает сложным набором или полем значений каждое из которых в той или иной степени точно выражает ситуацию.
Скажем образ агрессии может представляться тигром, динозавром, волком, огнедышащим драконом, но свести любой из этих образов только к репрезентации агрессии это досадный редукционизм, то есть сведение сложного к примитивному, ведь каждый из этих образов обладает индивидуальным полем дополнительных значений.
Следует понять, что зачастую анализ снов это не столько наука сколько искусство, и богатство и глубина воображения анализируемого, является единственной гарантией успешного анализа, в то время как продуманный анализ по лекалам (пусть даже архетипическим) часто стреляет мимо цели.
Действительно, существует ряд сюжетов о которых мы поговорим позже, и которые как правило имеют примерно одно значение, но даже в этих сюжетах есть много индивидуальных особенностях, и никто не может гарантировать что в случае именно этого сновидца, вот этот типичный образ, имеет отличное от "общепринятого" значение.
В своих поздних эссе посвященных сновидениям, Юнг не раз сетовал что ему, проанализировав свыше десяти тысяч сновидений до сих пор не удалось сформулировать простую и применимую ко всем этим снам теорию. Единственное допущение которое позволял себе сделать Юнг, это утверждать что сновидение в той или иной степени имеет компенсирующую по отношению к сознательной установке природу.
В отличии от достаточно простого предположения Фрейда о исполнении желаний, теория компенсации выглядит крайне размытой.
Что такое компенсация? Какие бывают компенсации? Чем идея компенсации отличается от теории исполнения желаний (у меня чего то нет, и вот сон компенсирует это представляя отсутствующее).
Я хочу предложить рассмотреть несколько вариантов возможных компенсаторных структур сновидений. Самая простая компенсация, так хорошо изученная Фрейдом, это ситуация когда сновидение представляет во сне сновидца действующего так, как в реальной жизни он никогда бы не позволил себе действовать.
Чем больше сознательная установка отождествляется с праведным господином или госпожой, чем более опасные черти поднимаются из омута. Юнг любил цитировать молитву блаженного Августина в которой он благодарил Бога за то что тот сделал его ответственным даже за мысли но не за сны. Мы можем представить себе какие сны снились Августину, и как Зигмунд Фрейд мог бы опереться на этот пример для обоснования своей теории.
Однако, компенсация может разворачиваться и прямо противоположным образом. Например, агрессивный, ни в чем себе не отказывающий мужчина, увлекшийся опасной интрижкой, которая ведет его к поражению, может видеть во сне предупреждающие образы, призывающие его остановиться и быть более благоразумным, обуздав свои желания. И в первом и во втором случае, сновидение осуществляет компенсаторную функцию, однако она действует прямо противоположным образом - в одном стремиться развязать самые необузданные вожделения, в другом, призывает к их обузданию.
Зачастую, компенсация может заключаться в том, что в снах, сновидец сталкивается с фактами которые находясь в сознании как будто специально игнорирует - например Юнг приводит в пример своего клиента, который постоянно видел свою невесту во сне в крайне неприглядом свете, и только под влиянием Юнга преодолел сопротивление и вину и стал наводить справки. Невеста действительно оказалась брачной аферисткой, хищницей, и все вокруг него понимали ситуацию но никто не решался сообщить напрямую. Этот пример наиболее наглядно свидетельствует о том, что сновидение вовсе не склонно щадить чувство эго, вытесняя и подавляя нежеланные содержания, скорей наоборот, часто стремиться столкнуть сновидца с этими фактами.
Еще одна любопытная компенсация, выделенная Юнгом, это компенсация установки.
Так интроверту преимущественно сняться экстравертные сны, а экстраверту - интровертные. Например, если вы интроверт, бессознательное будет стремиться вернуть вас к вашему окружению, в ваших снах будут появляться люди с которыми вы общались накануне или в ближайшем прошлом, могут даже приходить решения актуальных и кажущихся неразрешимыми конфликтов.
С другой стороны, для экстраверта, большой редкостью будет увидеть во сне конкретного человека из своего окружения, и персонажи сна часто размыты, и лишь отдаленно ассоциируются с конкретными людьми. Впрочем, это правило имеет свои весьма распространенные исключения и может рассматриваться скорей как тенденция психики но не железное и неизменное правило. На своем опыте скажу, что мне, экстраверту, изредка все же сняться конкретные люди и обстоятельства, но всегда эти люди оказываются символом чего то другого, на что трудно подумать сразу.
Еще одна форма компенсации, и это пожалуй самый тяжелый для анализа случай, являются очень богатые, многомерные сновидения,
в которых сновидец зачастую "живет" созерцая сложные многосерийные истории. В некоторых случаях, это может означать что сновидцу необходимо погрузиться в бессознательное чтобы обрести внутреннее сокровище, однако часто это значит, что на бессознательном уровне, сновидец уже знает что в этой жизни он ничего не добьется и Самость милостиво компенсирует его актуальное бессилие перед жизнью и нереализованность, предлагая богатейшие сновидческие миры.
Еще одна форма компенсации, которая строго говоря и представляет целительный потенциал человеческой души,
является ситуация, когда человеку находящемуся в крайней точке кризиса и распада вдруг являются центрирующие и вдохновляющие символы Самости, такие как образы божеств, мандал, созерцание чистого света или значимых исторических духовных учителей.
Сложность теории компенсации в том, что одно и то же сновидение, может обладать прямо противоположным зарядом компенсации. Например, представим себе что двум людям приснилось сновидение где он отдает приказы президенту. Но один из этих сновидцев - неуверенный в себе человек, и компенсация бессознательного может тем самым как бы оказывать ему поддержку, или обнажать существующий в основе его неуверенности комплекс.
В другом же случае, скажем человека обладающего крайне завышенной самооценкой, это сновидение следует рассматривать как иронично-гротескную реплику Самости в отношении его амбиций. То есть заметьте - одно сновидение, в разных случаях имеет прямо противоположный смысл для разных людей. Одно и то же сновидение, для Юноши может означать его скорейшее вступление во взрослую жизнь, для Старика будет означать скорую смерть.
Таким образом, теория компенсаторной природы сновидений, не смотря на ее сложность и разветвленность (наверняка мы не описали здесь и половины возможных сценариев компенсации) дает нам важный познавательный ключ для приближения к сновидению. Главный вопрос, который следует задавать себе при анализе сновидения - что упущено, что нуждается в уровновешивании, какой запрос стремится удовлетворить Самость через это сновидение.