Кто сейчас на форуме | Сейчас посетителей на форуме: 663, из них зарегистрированных: 3, скрытых: 0 и гостей: 660 :: 2 поисковых систем Anna vedima, Elenika Radvan, Тетяна ІванівнаБольше всего посетителей ( 895) здесь было 22.12.19 3:19 |
Ноябрь 2024 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|
| | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | | Календарь |
|
|
| Соседи Домового. | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Гость Гость
| Тема: Соседи Домового. 14.05.14 19:16 | |
| Баечник (перебаечник) — враждебный людям домашний дух. Он появляется после рассказанных или услышанных на ночь страшных историй о нечистой силе. Ходит босиком, чтобы его не слышали. Встает он над человеком с и разводит протянутыми над головой руками — хочет узнать страшно ему или нет. Будет он так разводить, пока рассказанное не приснится, а человек не проснется в холодном поту. Если в это время зажечь свет, можно увидеть убегающую тень — это он и есть.
Домовой —дух дома. Представлялся в виде человека, часто на одно лицо с хозяином дома, или как небольшой старик с лицом, заросшим белыми волосами.
Тесно связан с представлениями о благодетельных предках, благополучием в доме. От его отношения, доброжелательного или враждебного, зависело здоровье скота. Некоторые обряды, относящиеся к Домовому, ранее могли быть связаны со “скотьим богом“ Велесом, а с исчезновением его культа были перенесены на Домового. Косвенным доводом в пользу этого допущения служит поверье, по которому замужняя женщина, “засветившая волосом“ (показавшая свои волосы чужому), вызывала гнев Домового. При переезде в новый дом надлежало совершить особый ритуал, чтобы уговорить Домового переехать вместе с хозяевами, которым в противном случае грозили беды. Жил в доме, обычно в углу за печью (назывался также доброжилом, доброхотом, кормильцем, соседушкой, хозяином, дедушкой). По поверьям, Домовой мог превращаться в кошку, собаку. Домовыми могли стать умершие люди: родственники, предки и т.д. Жертвы Домовому (немного еды и т. п.) иногда приносили в хлев, где он мог жить. Иногда считалось, что Домовой имеет семью — жену (домаха, домовичиха, большуха) и детей.
Клетник – существо, живущее в клети-кладовой, помощник домового. По ночам устраивает смотр вещам, перекладывает их с места на место, шумит. Если осерчает на хозяина, мешки с мукой порвет, зерно разбросает, зимой в морозную ночь дверь отворит, летом в дождь крышу прохудит. Ростом клетник, как и все подобные ему домашние духи, очень маленького, с длинными волосами и бородой, одежда в муке. Днем клетник отсыпается, а ночью выходит.
Люб – дух-охранитель брачного ложа. Представлялся большеухим, мохнатым, златовласым котом со стеблем стрелолиста в зубах. Люба следовало всячески ублажать, чтобы он отгонял, от спальни Нелюба — такого же кота, только черного и злобного, с веткой белены во рту.
Овинник, Подовинник, Овинный, Жихарь, Дедушко, Подовинушко, Овинный батюшка, Овиннушко — домашний дух. Имеет вид старика. Живет в овине (гумне), оберегает его и хлеб от всякой напасти, беды и нечести. Овинник иногда дерется с банником, вообще же он, по народным поверьям, “такой же, как домовой“. Иногда он появляется в виде человекоподобного существа, облепленного мякиной и паутиной, или в виде громадного черного кота с горящими глазами. Считалось, что Овинник охраняет овин, подметает гумно, обеспечивает необходимый для просушки зерна сквозняк и т.п. Не любит, когда в овин приходят посторонние, пугает, может уморить. При первом просушивании овина хозяева обращались к Овиннику с просьбой охранять его от напастей, при этом первый привезенный с поля сноп бросали в огонь, как дар “хозяину“ овина. Обычного же пожара он не боится, поселяется на печь или на обгорелое бревно и ждет, когда построят новый овин.
Полазник — в славянской мифологии и новогодней обрядности персонаж, приносящий плодородие и счастье. Полазник — ритуальный гость, первый посетитель дома в наступившем Новом году. С ним связаны ритуалы гадания, кто пришел такой и год и события в нем.
Дворовой, дворовик —домашний дух, живущий во дворе и близкий домовому. Местопребыванием во дворе является подвешенная сосновая или еловая ветка с густо разросшейся хвоей, именуемая “матка, матошник, матерник, шапка, куриная лапа“.
Дед, Дедко — покровитель всех кладов. Глаза его в темноте светятся, как расплавленное золото, отсюда и пошли поверье, что там, где в чистом поле неожиданно виднеется огонь, хранится клад. Ну и дома, где храните золото там деньги — ублажайте и умасливайте Дедко…. Банник, баенник, байник — дух, живущий в бане. Живет за каменкой или под полком. Невидим (по некоторым поверьям, имеет шапку-невидимку) или показывается в виде человека с длинными волосами, голого старика, покрытого грязью и листьями от веников, собаки, кошки, белого зайца и др. Иногда его представляют в виде крохотного, но, как и домового, очень сильного старичка с длинной и лохматой бородой. С ним связано много жутких историй. Его воле предписывают обмороки и несчастные случае в бане. Если кто-то обжегся, ударился, поскользнулся — это тоже проказы банника. Любимое же развлечение банника — шпарить моющихся кипятком, раскалывать и “стрелять“ камнями в печи-каменке и пугает парящихся стуком в стенку. Однако с шутником можно и поладить. Для этого Баннику оставляют хороший пар, свежий веник и лоханку чистой воды. Также, стоит принести ему хлеб с солью, положить его под полок. Перед входом в Баню надо “попроситься“, а при выходе из бани, не забудьте поблагодарить. Никогда не надо подгонять друг друга в бане — это банный дедушка ненавидит. Если же вы все-таки попались под недобрую руку банника, надо выбежать из бани и позвать на помощь Домового или (и) Овинника. Считается также, что можно без опаски пользоваться баней только в три очереди: в четвертую очередь идет мыться сам Банник, причем, приглашая также помыться леших, овинников, дворовых и прочих. Если человек попадет на четвертую очередь, ему сильно не поздоровится — тут уж ни Домовой, ни Овинник не помогут. Он иногда защищает от других духов (овинника, мертвецов и др.).
Банница, банниха, байница, баенная матушка — женский дух бани. Показывается в виде кошки, живет под полком, поверья о ней сходны с представлениями о Баннике.
Но, вернемся к баечнику. Почему этого баечника из дому надо спровадить?
Домовой не терпит “сожителей“. Если таковые появляются получается “война “ — это «война» обязательно отразиться и на вас и на вашем благополучии.
А справадить баечника надо так:
Ночью, желательно ближе к полной луне, во дворе поставьте ведро с водой, так чтобы в нем луна отражалась, на дно положите зеркальце круглое, лучше ближе к диаметру ведра, насыпьте вперемеж белой и ржаной пшеницы немного. Произнесите заговор трижды. Дале заранее приготовьте крошку из кирпича и соли (кирпич надо взять из стены любой дома). Вода может ухать, охать, булькать, молчать, но вы почувствуете, кода баечникИ туда влезут. Дале немедленно, начиная с порога(двери до того открытые, сразу закрыть), посыпать приготовленной крошкой, очертить порог, и по возможности дом…. Ведерко с баечниками снести на кладбище, там и оставить, меж четырьмя(!) могилами и уходите молча, ничего не говоря.
Баечник-иди сюда Охает в ведре вода Баечник иди к ведру Зерен в нем тебе снесу Баечник из дом идь Я снесу тебя за жить Чуром нежить впредь твоя А хоромушка — моя
ГОЙ! |
| | | | Соседи Домового. | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |