ДЕРЕВЬЯ В СЛАВЯНСКОЙ ТРАДИЦИИДаже не очень суеверные люди, если не хотят спугнуть какое-либо начинание, непременно стучат по дереву))). Откуда же взялась эта традиция?
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Задолго до того, как появились мировые религии, язычники во всех концах мира от Индии до Британии чтили силу деревьев и приписывали им различные магические свойства. Известно, что деревья использовались для предсказаний и для совершений религиозных обрядов. Кроме того, в древности было распространено верование, что в каждом дереве обитает свой дух. Именно с этим верованием связана традиция стучать по дереву.
Сейчас нельзя точно установить зачем конкретно стучали по дереву. Существуют лишь самые распространенные версии.
По одной из версий стуком отгоняли злых духов, а по другой версии стук был выражением благодарности духу дерева, к которому обращались за помощью. С веками религиозная составляющая этого действия стерлась, но судя по всему само действие было так популярно, что передавалось из поколения в поколение и дошло до наших дней. Жаль только, что на каком-то этапе, передающий не потрудился объяснить значение этого действия, а потому оно забылось.
Давайте попробуем разобраться почему славяне так трепетно относились к деревьям...
Испокон веков дерево считалось символом жизни и воспринималось человеком как живое существо. Стоит ли упоминать, что в старину дерево было самым доступным материалом для изготовления, практически, всей бытовой утвари от посуды, пуговиц и инструментов, до предметов интерьера и непосредственно самих жилищ, которые также, в большинстве своем, были деревянными.
Славяне делили деревья на "добрые" и "злые". Злых деревьев старались избегать, а добрые использовали в ритуальной практике и для хозяйственных нужд. Сегодня широко известно, что определенные виды деревьев способны подпитывать человека энергией, а другие, наоборот, являются вампирами по отношению к человеку.
Так например береза, каштан и сосна способны подпитывать энергией, в то же время ель, тополь и осина (особенно осина), наоборот, вытягивают энергию. Но и этим деревьям наши предки находили применение. Их использовали в знахарстве по принципу "мертвой" воды, так, например, если у человека болела голова или зуб, советовали прикладывать осину или натирать осиновой щепкой зубы. Осина вытягивала энергию боли и тем самым снимала ее.
Если внутри славянского дома начинало расти дерево, то его часто оставляли или, наоборот, строили дом вокруг дерева благородной породы. По верованиям славян мир стоит на Дереве, которое поддерживает Землю и девять небес, а потому возведение дома вокруг дерева через симпатическую связь приравнивалось к сотворению мира.
Стоит заметить, что никогда не рубили для хозяйственных нужд особо почитаемые деревья, то есть те, которые внушали благоговение своим видом – высоким, широким и древним. Бытовало поверие, что в таких деревьях живут души праведных старцев. Также не рубили деревья на могилах, опасаясь потревожить вселившуюся в них душу мертвого человека.
Не трогали и деревья с различными аномалиями развития – закрученные, искривленные, а особенно против солнца. Современные научные исследования подтверждают, что такие деревья растут в так называемых геопатогенных зонах.
В быту не использовались также осина и ель, так как эти породы считались проклятыми. Из уважения не рубили обувавшую, а иногда и одевавшую, славян липу.
Не использовали в быту сухие и мертвые деревья, так как в них уже нет той энергии, которая могла бы подпитать человека.
Также не заготавливали древесину зимой, так как в это время деревья находятся в спячке. Это делали летом и ранней осенью.
Никогда не рубили посаженные человеком деревья, а так же садовые и растущие внутри ограды.
Кстати, в русских сказках часто можно найти моменты, где герой разговаривает с яблоней или вишней. Это отражение тех отношений, в которых были славяне с деревьями.
Считалось, что деревья - это такие же дети Неба и Земли, как и люди. С деревьями общались, их задабривали, перед тем как срубить, рассказывали о том, зачем понадобилось это сделать. Угощением, лаской и убеждением выманивали дух дерева и предлагали поселиться в другом дереве, чтобы не причинить страдания духам при рубке.