Кто сейчас на форуме | Сейчас посетителей на форуме: 722, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 722 :: 2 поисковых систем
Нет
Больше всего посетителей (895) здесь было 22.12.19 3:19
|
Ноябрь 2024 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|
| | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | | Календарь |
|
|
| ХОЗЯИН БУБНА | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Iden Модератор
Сообщения : 8037 Дата регистрации : 2016-04-23
| Тема: ХОЗЯИН БУБНА 07.02.20 0:09 | |
| Бубен наделяют еще особым духом-хозяином бубна, получающим постепенно антропоморфные черты. Видимым изображением воплощением) этого хозяина мыслится рукоятка бубна, причем название рукоятки — барс, парс, марс(ы) 30 — совпадает и с названием хозяина бубна . У шорцев рукоятку и хозяина бубна называют ала кöстÿг барс — «с пестрыми глазами лев»; у сагайцев — алты кöстÿг ала марсы — «с 6-ю глазами (по числу отверстий в верхней части рукоятки) пестрый лев», у телеутов — алты кöстÿ ала барс. Рукоятка в виде антропоморфного изображения носит название kаным.
Подобные антропоморфные фигуры с тем же названием отмечены у алтайских турок в числе домашних духов покровителей, независимо от бубна. Совершенно так же, как название бубна и его рукоятки — чалу — алтайцев и телеутов, применяется к изображениям духов-покровителей главным образом кровных родственников духов; вот почему у этих племен рукоятка бубна, изображающая предка кама и хозяина бубна, и изображение духов независимо от бубна называются чалу . Идолов пишет Георги, они (телеуты) называют чалу.
Когда шаман путем камланий, сообщает Потанин со слов Г.И. Гуркина (алтайца), откроет, каким духом наслано бедствие, он говорит, что нужно сделать чалу этого духа, т.е. курмешек, изображающий этого духа. Отсюда видно, что термин чалу соответствует нашим иконам, образам.
Под словом чалу алтайцы разумеют также и шаманский бубен [Потанин 1915: 99]. Чалу по словам Анохина, относится к деревянной рукоятке бубна, изображающей умершего шамана [Анохин 1924: 49]. И вероятнее всего, как полагает редактор труда Анохина xxiv [1924: 49], термин для бубна чалу (от глагола чал) был перенесен на рукоятку бубна, и следовательно, на хозяина бубна. Интересно, что Катанов приводит для названия бурятского бубна термин бар [Агапитов, Хангалов 1893: 32], известный как название рукоятки бубна у алтайско-саянских турок. Иногда хозяин бубна носит чисто индивидуальное название, различное у отдельных шаманов. В зависимости от того, от каких духов шаман получил свой бубен. Хозяин бубна считается то умерший шаман, предок владельца бубна, то первый шаман, родоначальник всех шаманов, или один из главных духов помощников шамана, посланный шаману от избравшего его духа . Страх перед бубном, осторожное отношение к последнему, боязнь ударить или толкнуть его вытекают из страха перед хозяином бубна, который в любой момент может задавить как оскорбителя, так и самого владельца бубна, допустившего вольное обращение со своим бубном (шорцы). «Шаманы инородцев бийского округа (алтайские турки), — пишет Самоквасов, — бьют в нарочно на то сделанный род большого бубна, в средине коего изображено подобие болвана, но по-ихнему шайтана, которого и почитают выше бога» [Самоквасов 1876: 9]. Вербицкий говорит: «К бубну алтайцы питают больше уважение, чем к самому шаману, веря, что в бубне живет дух — хозяин его тяңяр — ēзи и что при камлании собираются туда духи».
Повреждение бубна, а особенно его рукоятки влечет, по воззрениям этих племен, смерть шамана. Во время жертвоприношений шаман угощает хозяина бубна водкой или жертвенным мясом . Согласно представлению о хозяине бубна, рукоятка бубна вырезается в виде человеческой фигуры. Такая антропоморфная рукоятка особенно характерна для алтайских бубнов. | |
| | | | ХОЗЯИН БУБНА | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |