Кто сейчас на форуме | Сейчас посетителей на форуме: 713, из них зарегистрированных: 3, скрытых: 0 и гостей: 710 :: 2 поисковых систем Anna vedima, Elenika Radvan, Тетяна ІванівнаБольше всего посетителей ( 895) здесь было 22.12.19 3:19 |
Ноябрь 2024 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|
| | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | | Календарь |
|
|
| Нож в магии | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Гость Гость
| Тема: Нож в магии 28.05.13 9:54 | |
| Нож Словарь славянской мифологии
Нож - символ свободного (полноправного) человека. В народной традиции оберег от нечистой силы. У восточных и западных славян считалось, что нож, брошенный в вихрь, ранит черта и на нем останется кровь.
Нож и другие металлические предметы сопровождали человека, когда он считался наиболее уязвимым для воздействия нечистой силы. В первую очередь их использовали для защиты некрещеного младенца, женщины в предродовой или послеродовой период, жениха и невесты во время свадебного обряда. В Волынской губернии для охраны новорожденного от конвульсий мать, ложась спать или выходя из дома, клала нож в колыбель или брала его с собой. Там же баба-повитуха трижды обводила ножом вокруг кумы, когда та несла крестить ребенка, чтобы злой дух не мог приступить к младенцу. В Гомельской области мальчику клали в колыбель нож, чтобы он стал плотником, а девочке - гребень, чтобы она умела прясть. В 1920-х гг. в Житомирском районе во время похорон клали в колыбель нож или ножницы, "чтобы не приступила смерть" к ребенку. В Полесье, выходя из дома после родов, женщина затыкала за пояс нож. (реже - ключ или гвоздь). Там же мать подкладывала под себя нож при кормлении грудью ребенка. На Украине кум и кума, отправляясь в церковь крестить ребенка, переступали через нож, положенный у порога или на порог. Так поступали, "чтобы к ребенку, еще не крещенному, не мог подступить нечистый дух".
В Белоруссии и на Украине широко практиковалось процеживание молока через нож, серп или иголки. Например, в Черниговской области говорили, что если корова доится кровью, то надо лить молоко на нож, положенный под цедилкой на подойник, этим "ведьме перерезаешь язык". Вместе с тем в быличках нож описывается как одно из орудий ведьм, отбирающих молоко у коров. В Овручском районе говорили, что когда ведьма захочет молока, она идет к себе в хлев, забивает в соху нож, и подставляет доенку, молоко так и бежит струёй с ножа.
В Белорусском Полесье, если скотина заблудилась в лесу, хозяин обращался к знахарю с просьбой "засечь" ее. Знахарь шел в лес, находил дерево, больше других покрытое зелеными листьями, поднимал кверху принесенный с собой нож и произносил заговор, в котором просил Егория "засечь" скотину. Произнося последнее слово заговора, знахарь вбивал нож в дерево и возвращался домой. На следующий день перед восходом солнца он снова шел в лес и вынимал нож из дерева. Если тот оставался чистым, то это означало, что животное не погибло и уже не сойдет с того места, где оно находилось, когда его "засекали", а также что оно защищено от волков.
В Дубровицком районе Ровенской области для того, чтобы черт не трогал скотину, требовалось встать до восхода солнца, раздеться, взять под левую руку нож или косу, трижды обежать вокруг хлева и забить их в стену, Обегание хлева с нож или косой выражает идею, которая в заговорах передается мотивом "железной стены" до неба; втыкание нож в стену хлева как бы замыкает эту железную стену на замок.
В Ровенской и Волынской областях известны случаи, когда во время свадьбы, собрания молодежи или большого праздника в стол втыкали снизу нож, чтобы гости меньше ели.
В Черниговской губернии во время приготовления свадебного каравая после того, как тесто вынимали из дежи и начинали месить на столе, в середину пустой дежи втыкали острый нож и пели:
Коло дiжи чотирi ножи, А пятий на послузi, Коло дiжи свiчи палають, А на столi коровай бiгають.
По-видимому, нож, как и горящие свечи, символизируют собой работающих каравайниц, в белорусских "каравайных" песнях сила каравайницы упоминается вместе с ножом, которые как бы принимают участие в замешивании каравая:
Чатыры ножи у дзяжи, Пятая моя сила Коровай замясила... |
| | | | Нож в магии | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |