Светлая Пасха
Время идет, меняется окружающий мир, а с ним меняются и люди. Неизменным остается только одно: каждый год мы торжественно отмечаем светлый праздник - Воскресение Христово.
Само слово «пасха» в переводе с греческого означает «переход», «избавление». В незапамятные времена иудеи отмечали этот праздник как приход весны, затем связывали его с началом жатвы, позднее - с избавлением от египетского рабства. Все трагические события земной жизни Иисуса Христа как раз и произошли перед ветхозаветной Пасхой, а Его воскресение - накануне ночью.
Согласно постановлению Первого Вселенского собора христианских церквей в Никее (325 год), Пасха отмечается в первое воскресенье, следующее за первым полнолунием после 21 марта (20 марта - в високосном году) - дня весеннего равноденствия. Именно поэтому праздник называется переходящим и каждый год выпадает на разные числа.
В 1583 году папа римский Григорий XIII ввел новую пасхалию, в связи с чем появился и новый григорианский календарь. С тех пор католическая Пасха чаще всего отмечается на неделю раньше православной. Но несмотря на это, великое торжество объединяет верующих разных конфессий. Объединяет оно и тех, кто только вступил на путь добра и света. В память о Сыне Божьем, который своей мученической кончиной на кресте искупил все наши грехи воскрес, смертью смерть поправ. В этот день души людей полны света и радости: Он воскрес из мертвых спас мир от грехов, даровав каждому из нас надежду на вечную жизнь после смерти. Пасха - праздник особенный. Кажется, что в торжественном перезвоне колоколов звучит благая весть: Христос воскрес!
Пасха - РАДУЙТЕСЬ!
В то далекое памятное воскресенье, на третий день после распятия Христа и погребения его тела, вместе с первыми лучами солнца, едва озарившими еще спящий Иерусалим несколько женщин шли по горной дороге. Верные ученицы Иисуса - Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия - торопились. Они направлялись к погребальной пещере Спасителя, взяв с собой драгоценное миро. Женщины хотели исполнить последний долг по отношению к Учителю: умастить миром Его тело.
Именно им было суждено первыми увидеть великое чудо: камень закрывавший вход в пещеру, был отвален в сторону, гроб оказался пуст. На камне восседал Ангел Господень «Вид его был как молния, и одежда его бела как снег». Испугавшись женщины не поверили своим глазам Ангел сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал».
Войдя в гробницу, женщины поняли: Искупитель жив! С радостью и благоговением они поспешили возвестить апостолов об увиденном. А ученики Господа из уст в уста передавали новость: «Пусть никто не скорбит о грехах, потому что из гроба воссияло прощение. Пусть никто не страшится смерти, ибо нас освободила смерть Спасителя!»
И в светлый праздник Пасхи каждый из нас, очистившись от тьмы и злобы, от ненависти и дурных мыслей, от неверия и вражды, может увидеть Христа, сияющего чудесным светом воскресения. Он - в предрассветных лучах солнца и в свете пасхальной свечи. Он - в звоне колоколов, возвещающих: «Радуйтесь!» А пасхальное приветствие по сей день напоминает нам о тех чувствах, которые испытали апостолы, узнав о воскресении Спасителя, с восторгом восклицая: «Христос воскресе! - Воистину воскресе!»
Празднуется Пасха в течение 40 дней - ровно столько, сколько пробыл на земле Иисус после воскресения. А православные верят, с первого дня пасхальной недели вплоть до Вознесения сам Христос в сопровождении апостолов ходит по земле. Небесные странники выглядят как нищие; странствуя, они испытывают людское милосердие, награждают великодушных и учат злых добру»...
В гармонии с природой
В православных странах история праздника Пасхи связана с далекими дохристианскими временами, а в пасхальных традициях переплелись языческие и церковные обычаи. Задолго до появления христианства наши предки старались пребывать в гармонии с природой. Ее обожествляли, с ней связывали главные события, происходящие в жизни. К силам природы обращались с молитвами, верили, что их поддержкой можно заручиться, выполняя определенные ритуалы. И основные праздники связывали со сменой времен года летним и зимним солнцестоянием, весенним и осенним равноденствием.
Особое значение имел приход весны, ведь в этот период пробуждалась природа, начинались главные земледельческие и скотоводческие работы, а от будущего урожае зависело благополучие каждой семьи.
До крещения Киевской Руси наши предки поклонялись солнцу. Они верили, что это светило согревает землю животворящим теплом и дарит свою энергию каждому человеку. Влияние солнца считалось настолько сильным, что в славянском пантеоне его олицетворяло сразу несколько богов, таких как Ярило, Хорс и Даждьбог. Каждому из них посвящались специальные обряды. Но именно Даждьбог всегда ассоциировался с небесным светом, проливающимся на землю, в мир Яви и побеждающим мир тьмы - Нави. Кстати, древние русичи считали себя потомками Даждьбога. «Даждьбожьи внуки» - так говорил о них автор «Слова о полку Игореве».
А до крещения Руси в Киеве на Владимирской горке стояли древние идолы главных богов и среди них гордо возвышался Даждьбог. Наши предки верили, что зимой он умирает, а весной рождается заново. И в честь его рождения каждая женщина должна была выпечь кулич, символ новой жизни, и выполнить специальный ритуал - чтобы земля давала богатый урожай, а матери рожали здоровых и сильных детей. Кулич доставали из печи и рисовали на нем крест - символ бога солнца. Кстати, кресты присутствовали во всех орнаментах, которые вышивались на одежде славян.
Еще одним символом Даждьбога было яйцо, олицетворяющее зарождение жизни. Его расписывали, нанося на скорлупу крест в круге (знак солнца, защищающий от беды). Вот они, первые писанки - обереги рода!
Вестником Даждьбога, приносящим на крыле весну, считался жаворонок. Славяне издавна делали из теста фигурки этих птиц. Одного жаворонка обязательно бросали в огонь печи, остальных раздавали детям. Ребята выбегали с ними на улицу «кликать теплые деньки». Тогда же появилась еще одна знакомая нам традиция - выпускать на волю птиц, которые зимовали в жилищах славян. В праздник Даждьбога их выпускали в мир - в честь победы весны над зимой, дня над ночью.
Шли годы. По велению князя Владимира в 988 году Киевская Русь приняла христианство. И весеннее славянское празднество в честь Даждьбога осталось в прошлом. Новое солнце взошло на землях Киевской Руси. Ведь в христианской теологии Иисуса Христа именовали как «Солнце Мира» и «Солнце Правды». А многие древние обряды и ритуалы стали пасхальными традициями.
Неделя после Пасхального Воскресенья - Светлая неделя
Светлое воскресенье Господне - один из самых любимых праздников и взрослых, и детей. Не зря мы называем его Великдень и стремимся достойно отметить. Нарядные писанки, разноцветные крашенки, весенние цветы и маленькое пасхальное деревце, украшенное лентами и писанками. На счастье, на долю. А еще - ароматный кулич и несмолкаемый звон колоколов.
С Великодня начинается Светлая неделя, в течение которой в храмах остаются открытыми Царские Ворота - в знак того, что своей смертью Христос открыл людям дорогу в Царствие Небесное. Это время веселых развлечений и особых обрядов. Так. например, понедельник наши предки называли «поливальным». Почему? Причиной послужил забавный обряд: парубки в этот день поджидали девчат и обливали их водой - «на красу, на здоровье». Особенно доставалось той девушке, к которой парень собирался сватов засылать. - под общий хохот ее могли даже окунуть в реку.
В понедельник крестники обязательно отправлялись навестить крестных родителей, внуки - бабушек. С собой брали гостинцы - куличи и крашенки. Взрослые тоже ходили в гости друг к другу, христосовались, обменивались крашенками.
А еще на Светлой неделе поминали умерших предков. Согласно поверьям, души усопших возвращаются на землю, чтобы вместе с живыми порадоваться весеннему празднику. В эти дни полагалось сходить на кладбище, навестить покойных родственников и позвать их к праздничному застолью. Люди верили, что умершие, получив приглашение, приходили в дома, садились за столы, ели и пили вместе с живыми, стояли в церкви на праздничной литургии.
На протяжении Светлой недели двери жилища не запирали, а на окна вывешивали рушники, чтобы души усопших могли по ним найти свой дом. А еще наши предки старались не шить - чтобы не зашить покойникам глаза; не стирать - чтобы не замутить воду перед умершими; не рыдать на кладбищах - чтобы не мешать мертвым радоваться Воскресению Христа и тем самым не разрушить их надежду на собственное воскресение. Считалось, что духи ушедших гостят на земле до праздника Вознесения, а затем возвращаются на Небеса. На Светлой неделе особенно веселилась молодежь - песни, танцы, игры; парубки засматривались на девушек, выбирали невест