Кто сейчас на форуме | Сейчас посетителей на форуме: 712, из них зарегистрированных: 3, скрытых: 0 и гостей: 709 :: 2 поисковых систем Anna vedima, Elenika Radvan, Тетяна ІванівнаБольше всего посетителей ( 895) здесь было 22.12.19 3:19 |
Ноябрь 2024 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|
| | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | | Календарь |
|
|
| Чувашские руны | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Гость Гость
| Тема: Чувашские руны 28.05.14 21:45 | |
| [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]К наиболее значительным памятникам древнечувашской рунической письменности относятся: 1) деталь женского нагрудного украшения ш лкеме, отлитая из меди.Датируется XVII веком, обнаружена при раскопках Мартыновского могильника(Козловский район, Чувашская Республика) археологической экспедицией. 2)Антропоморфный каменный памятник основателю населенного пункта Клемтэль(Клементейкино, Альметьевский район, Татарстан), датируется 1740-ми годами. 3)Антропоморфный женский памятник из камня (конец XVII века) на старом кладбище деревни Клемтэль. 4) Антропоморфный каменный памятник (XVIII век) на старом кладбище деревни Клемтэль. 5) Камень с письменами (XVIII век) на старом кладбище деревни Ухинкэль (Афонькино, Шепталинский район, Самарская обл.). 6) Женские рубахи с вышитыми «узорами письма», датируемые XVIII веком 7) Женские рубахи с «узорами письма» (XVIII—XIX вв.) в В число названных произведений не включены предметы с отдельными тамгообразными знаками, а их набирается несколько десятков. В Чувашском республиканском краеведческом музее имеется также несколько пастушьих палок — налоговых бирок с многочисленными тамгообразными фигурами, из которых многие повторяют буквы рунического письма. Чувашское название их — карт туйи («палка письма»). Как известно, на аналогпчных деревянных палках древнеиранские писцы вели, хозяйствеиные запнси, а слово «карт» на нх языке означало «запись, письмо», в нем же содержалось и понятие «книга». К примеру, зороастрийская священная книга Авеста почиталась как Денкард, т. е. книга религии, религиозного установления или закона. |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Чувашские руны 28.05.14 21:45 | |
| В использовании письменности письмо на палках представляло собой как бы особую форму, которая получила в Средней Азии широкое распространение. 06 этом свидетельствуют, например, находки археологов в древнем Пенджикенте. На одной из фресок пенджикентского храма среди многих фигур изображен человек, делающий какие-то записи. Как отмечают исследователи Б. Маршак и В. Распопова, писец на фреске «в голубом шелковом кафтане с желтыми отворотами сидит в изысканной позе...» В руке у него короткая палка, и две такие же палки лежат рядом. К поясу «подвешена маленькая сумочка, в которой могла находиться чернильница. ...На ивовых палках делали записи тушью». [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Эти факты позволяют заключить, что чувашские «карт туйи» известны с далеких времен. Их название и назначение совпадают с древнеиранскими памятниками письменности. На чувашских налоговых бирках мне не удалось расшифровать каких- либо слов, не говоря уже о сочетаниях их. |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Чувашские руны 28.05.14 21:46 | |
| С буквами алфавитов рунических письменностей имеют поразительное сходство знаки çыру тĕрри в чувашской вышивке. Мелкие фигуры, называемые в народе çыру тĕрри — «узорами письма», в основном подчиняются закону построения орнамента, но отдельные знаки приближаются по своему строю к надписям. Вторая форма встречается редко, между тем первая распространена очень широко. [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Ряд знаков, имеющихся в вышивке, не находит аналогий в орхоно-енисейской письменности, но подобные им есть в надписи на палочке из Таласа — самого западного в Средней Азии пункта распространения рунического письма. Вероятно, знаки надписи на палочке и знаки чувашской вышивки в определенный период развития письма имели какую-то общую основу. Знаки узоров сходны также с древнеболгарскими и древневенгерскими знаками руны, обнаруживают параллели в аршакидской пехлеви. В «узорах письма» немало знаков, характерных для памятников Причерноморья. Имеются в них буквы и древнегреческого письма. По своим формам знаки вышивки повторяют буквы надписей на произведениях из твердого материала, что свидетельствует об их общности и о возможности включения знаков как первой формы творчества, так и второй в один структурный ряд — в один алфавитный порядок. |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Чувашские руны 28.05.14 21:46 | |
| Чувашский язык относится к древнейшим языкам и прошел огромный исторический путь как во временном, так и в пространственном отношениях. В нем прослеживаются следы соприкосновений с языками древних племен и народов разных регионов Азии и Европы. Вместе с тем ему присущи и новые фонетические явления. По своей структуре, фонетике, по отсутствию звонких звуков он отличается среди тюркских языков, представляется совершенно особенным. Как ни странно и парадоксально, многие исследователи, несмотря на признание ими упомянутых особых черт, все еще продолжают заявлять, что в прошлом этот язык будто бы существовал и развивался вне письма, без графического запечатления, т. е. не имел письменной речи,а народ причислялся к бесписьменным.
(по материалам Каховский В. Ф. "Была ли письменность у чувашей в древности?", Каховский Е. Ф. "О рунической письменности древних чувашей",Хабичев М. А. "О древнетюркских рунических надписях в катакомбах." и др.) |
| | | | Чувашские руны | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |